Понятие и правовое регулирование иностранных инвестиций

Развитие отдельных отраслей и экономики в целом многих государств возможно с помощью привлечения дополнительных средств из-за рубежа – иностранных инвестиций. Термин «инвестиции» имеет английское происхождение (investment – капиталовложение, помещение денег). В правовой науке под инвестициями понимаются любые объекты права собственности, а также интеллектуальные ценности, которые поддаются денежной оценке и имеют предпринимательскую значимость. Таким образом, все инвестиции можно разделить на три основные группы: материальные (вклады в материальные объекты), нематериальные (вложения, улучшающие условия производства и технологию), финансовые (ценные бумаги, паи и др.)[41]. Итак, инвестиции – это капитал (промышленный, финансовый и интеллектуальный). По данному признаку инвестиции отличаются от товаров, которые, имея коммерческое назначение, не вкладываются в производство, а используются в сфере потребления.

Инвестиции могут быть внутренними и иностранными. В нашем курсе мы будем рассматривать лишь вопросы, связанные с иностранными инвестициями, то есть такими, которые экспортированы из одной страны и вложены в объекты предпринимательской деятельности, расположенные на территории другой.

Единого, признаваемого во всем мире определения иностранных инвестиций нет, но, на наш взгляд, можно сформулировать данное понятие в узком и широком смысле. В узком смысле под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории другого государства с целью получения прибыли или достижения иного значимого для инвестора результата. В широком смысле под иностранными инвестициями помимо самого факта вложения капитала включаются и условия деятельности иностранных инвесторов.

Иностранные инвестиции, впрочем, как и инвестиции вообще, можно классифицировать по различным основаниям. Назовём основные: По характеру инвестиций их можно разделить на имущественные и неимущественные. Неимущественные – это права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи, на изобретения, технологические сведения (know-how), товарные знаки, знаки обслуживания и т.п., то есть всё, что входит в понятие интеллектуальная собственность. Все остальные виды инвестиций признаются имущественными и их признаком является материальное выражение в той или иной форме (денежные средства, материальные ценности). Другим основанием для классификации инвестиций может являться форма и степень участия инвестора в управлении объекта инвестирования. По этому основанию инвестиции подразделяются на прямые и косвенные (портфельные). В первом случае инвестор непосредственно участвует в управлении, а во - втором – роль инвестора ограничивается получением доли прибыли, получаемой в результате деятельности соответствующего коммерческого предприятия. И, наконец, третьим основанием для классификации следует признать характер инвестиций: частные и государственные. Среди последних можно выделить инвестиции, осуществляемые межгосударственными объединениями в первую очередь международными организациями. Разумеется, перечень классификаций инвестиций можно продолжить, к примеру, по срокам, по отдельным отраслям народного хозяйства и т.д.

Одним из ключевых понятий в правовом регулировании иностранных инвестиций является термин «иностранный инвестор». Как и в случае с термином «инвестиция» общего понятия нет. Более того, даже в рамках одной страны содержании этого термина может меняться. Так, российский закон 1991 года включал в число иностранных инвесторов российских граждан, имеющих постоянное место жительство за границей при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. В действующем правовом акте – Федеральном законе №160-ФЗ от 25 июня 1999 года “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” – российские граждане исключены из числа иностранных инвесторов. В статьях 206 и 1416 Соглашения о Североамериканской зоне свободой торговле (НАФТА), подписанного США, Канадой и Мексикой и вступившего в силу с 1 января 1994 года, инвесторами признаются физические лица, компании и государственные структуры уже осуществившие вложения на территории принимающего государства и только намеривающие это сделать.

Прежде чем перейти к характеристике современного правового регулирования иностранных инвестиций, необходимо отметить два момента.

Первое. В области иностранных инвестиций правовое регулирование осуществляется с помощью материально – правового способа, причем он используется и на национальном, и на международном уровне.

Второе. Как правило, из трех возможных правовых режимов (национального, наибольшего благоприятствования, привилегированного) национальный законодатель отдает предпочтение национальному, но с определёнными изъятиями[42].

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений в настоящее время существует два уровня: международно – правовой и внутригосударственный.

Международная инвестиционная деятельность, особенно широко развившаяся во второй половине XX века в связи с вывозом капитала и возникновением транснациональных корпораций, способствовала принятию целого ряда актов “международного законодательства”, регулирующих данные вопросы.

Исторически первыми источниками регулирования отношений в области иностранных инвестиций стали двусторонние торговые договоры, так как на первоначальном этапе международная инвестиционная деятельность не отделялась от торговой деятельности. Первыми подобного рода договорами стали договоры США с целом рядом европейских стран в рамках так называемого плана Маршалла, который предусматривал участие американского капитала в восстановлении разрушенной в ходе Второй мировой войны экономики этих стран.

Ликвидация в конце 50-х начале 60-х годов прошлого столетия колониальной системы привела к заключению специальных договоров между бывшими метрополиями и новыми независимыми государствами о взаимной защите инвестиций. Процесс заключения двусторонних договоров о взаимной защите инвестиций продолжается и в настоящее время, так как считается , что именно в рамках подобных договоров возможно в максимальной степени учесть интересы стран-участников. По данным ООН число таких договоров превысило 300 (РФ имеет свыше 50-ти подобных договоров с различными странами). Во многих случаях договоры об инвестициях содержат в себе положения об избежании двойного налогообложения, так как вопросы эти неразрывно связаны.

Следующий этап международно-правового регулирования иностранных инвестиций связан с подписанием региональных международных договоров, которые, как правило, действуют в рамках соответствующих региональных международных организаций. Прежде всего, необходимо упомянуть статьи 52 и 67 Римского договора 1957 года, в соответствии с которыми предусматривалось свободное движение капитала на территории 27 стран современного Европейского Сообщества. Выше уже упоминалось Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), в тексте которого содержатся положения об иностранных инвестициях. В рамках СНГ заключено более 10-ти договоров, посвященных вопросам собственности и инвестиций на постсоветском пространстве, среди которых можно выделить Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года и Конвенцию о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года[43].

На вершине, если так можно выразиться, “пирамиды” международно-правового регулирования иностранных инвестиций находятся две универсальные многосторонние конвенции, посвященные вопросам рассмотрения инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами и страхованию иностранных инвестиций. В первом случае речь идет о Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 года “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами”. Участниками Конвенции являются 147 стран мира[44]. Вашингтонская конвенция 1965 года является наиболее значимым источником международно-правового регулирования, устанавливающим порядок разрешения инвестиционных споров. Основной задачей этой Конвенции является перевод инвестиционных споров из публично-правовой в частноправовую плоскость. На основе Вашингтонской конвенции 1965 года был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). В МЦУИС могут быть переданы любые инвестиционные споры по правовым вопросам между государствами-участниками и инвесторами таких государств. Если спор не связан с инвестициями и касается фактических обстоятельств, возможность его рассмотрения в МЦУИСе предоставляют Правила дополнительной процедуры, принятые в 1978 году. Важнейшими условиями передачи дела в МЦУИС по Вашингтонской конвенции 1965 года является национальность сторон и наличие письменного соглашения между ними о передаче спора в данный орган. Согласие государства может вытекать из его международно-правовых обязательств. Ссылка на МЦУИС есть приблизительно в половине договоров об инвестиционной деятельности. МЦУИС осуществляет две основные процедуры урегулирования инвестиционных споров: примирение (глава ІІІ Конвенции) и арбитраж (глава ІV Конвенции). Главное различие между ними заключается в результатах рассмотрения дела. Примирительная комиссия выясняет предмет спора между сторонами и добивается достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. Арбитраж разрешает спор по существу и выносит обязательное решение, которое является окончательным. Арбитражное решение пересмотру не подлежит, но может дополняться и исправляться. Отмена решения возможна только в исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых приводится в Конвенции. В большинстве случаев споры поступают на рассмотрение в МЦУИС по искам к развивающимся странам. Чаще всего ответчиками выступают страны Центральной и Латинской Америки, но есть дела, в которых ответчиками являются государства-участники СНГ: Украина, Грузия, Республика Казахстан, Республика Узбекистан. В рамках данного института было вынесено более 100 решений, однако роль Вашингтонской конвенции 1965 года и деятельности МЦУИС в урегулировании инвестиционных споров не может быть оценена количеством вынесенных решений. Особое значение этих международно-правовых механизмов состоит в том, что инвесторы имеют возможность заявить свои претензии государству-реципиенту и вступить с ним в диалог. Причем процесс урегулирования инвестиционного спора можно признать действительно успешным именно тогда, когда стороны идут на компромисс и спор заканчивается по согласию без вынесения решения.

11 октября 1985 года была подписана Сеульская Конвенция “Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций[45]”, участниками которой являются 175 стран. В соответствии с нормами Конвенции было создано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций[46] в качестве автономной международной организации, имеющей статус юридического лица в соответствии с международным правом и внутренним законодательством своих членов (статья 1) с главной целью стимулирования притока капиталовложений для производственных целей между его странами-членами и, в частности, в развивающихся странах-членах (статья 2). Ссылка на "инвестиции для производственных целей" подчеркивает, что Агентство концентрируется на конкретных проектах и программах во всех секторах экономики, что не означает ограничение его деятельности в обрабатывающем секторе. В дополнение к гарантиям инвестиций в странах-членах в отношении некоммерческих рисков[47], Агентство осуществляет дополнительные мероприятия по поощрению инвестиций (статья 2 (б)).

Действующие международные договоры создают в целом единый международно-правовой механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций и исходят из некоторых единых, согласованных государствами принципов правового регулирования инвестиционных отношений.

Российская Федерация.По современным оценкам Россия признается развивающейся страной и, как и все развивающиеся страны, нуждается в инвестициях. За годы независимого развития законодательство об инвестициях претерпело значительные изменения и процесс обновления инвестиционного законодательства продолжается и в настоящее время. Первым по времени принятия правовым актом в даннной сфере стал закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Несмотря на имеющиеся недостатки, которые законодатель пытался устранить посредством внесения изменений, этот закон создал правовые основы для осуществления иностранных инвестиций в экономику страны. В дальнейшем правовое регулирование иностанных инвестиций осуществлялось как путем принятия законов, так и на основе подзаконных правовых актов, среди которых важное место занимают правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Оценивая современное состояние правового регулирования можно отметить следующее:

Первое. Центральное место среди правовых актов, на основе которых осуществляется регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, занимает Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в котором закреплены основные правовые понятия, связанные с деятельностью иностранных инвесторов на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, перечислены основные гарантии для иностранных инвесторов, а также определены организационно-правовые формы их деятельности в Российской Федерации.

Второе. Положения этого закона конкретизированы и уточнены в целом ряде специальных законов, призванные осуществлять правовое регулирование в отдельных сферах и отраслях российской экономики. К числу таких законов относятся, в первую очередь, такие законы как:

- Федеральный закон от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции», в соответствии с которым «Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения».

- Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», нормы которого регулируют порядок и условия осуществления иностранных инвестиций в такие общества, перечень которых дан в законе.

- Федеральный закон от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково», в котором закреплен целый ряд льгот и гарантий для иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в этом центре.

Третье.Большинство конкретных вопросов, связанных с осуществлением иностранных инвестиций на территории России, регулируется постановлениями Правительства РФ, среди которых можно назвать такие как (из числа последних по дате принятия):

- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 года N 1141
«О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России»;
- Постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 года N 510
«О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 года N 302
«О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями».

Четвертое. Ряд вопросов, связанных с деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации, регулируется нормативно-правовыми актами соответствующих федеральных ведомств. Следует, на наш взгляд, назвать такие из них как:

- Приказ Минфина РФ от 30 сентября 2010 года №117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»;

- «Соглашение по организациям и предприятиям с иностранными инвестициями Российской Федерации на 2011 - 2013 годы»
(утв. Профсоюзом работников предприятий с иностранными инвестициями Российской Федерации, АСП МОО 27 октября 2010 года);

- Приказ Минэкономразвития РФ от 25 августа 2010 года N 384 «Об организации работы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах по привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации и продвижению российских товаров и услуг за рубежом»;

- Приказ ФАС РФ от 26 сентября 2008 года N 373
«Об утверждении Положения об Управлении контроля иностранных инвестиций Федеральной антимонопольной службы»;

- Приказ Банка России от 23 апреля1997 года N 02-195
«О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»;
- Приказ Минэкономики РФ от 7 февраля 1996 года N 2
«О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями».

В целом, оценивая состояние правовового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации, можно констатировать, что за прошедшие годы в стране создана обширная правовая база, соответствующая, во-многом, принятым в современном мире стандартам. Проблемы, существующие в этой сфере, в большей своей части лежат вне правового поля, хотя, разумеется, и законодательство требует модернизации, исходя из постоянного изменения в области иностранных инвестиций в мире в целом.

Наши рекомендации