Источниками международного инвестиционного права
являются, в частности, двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения:
— Вашингтонская конвенция о порядке разрешения споров между государством и лицом другого государства 1965 года;
— Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года;
— Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.
Источники международного инвестиционного права. К источникам международного инвестиционного права относятся международные договоры, международно-правовые обычаи и акты международных организаций. Широкое распространение получили, в частности, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений).
В 1992 году МБРР и МВФ издали сборник, содержащий примерные (рекомендуемые) проформы соглашений о поощрении и защите инвестиций (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment). В текст двусторонних инвестиционных соглашений, как правило, включаются следующие вопросы: внутренний правовой режим в отношении иностранного инвестора и иностранных инвестиций (избирается «принцип-стандарт» предоставления национального режима); гарантии государства-импортера от политических рисков для иностранных инвестиций; порядок рассмотрения инвестиционных споров и т.п. В международных договорах содержатся также нормы, касающиеся предотвращения ограничительной деловой практики, контроля за использованием цен в системах многонациональных предприятий (ТНК/ТНБ), различных аспектов инвестиционного климата, права на конвертацию доходов и репатриацию инвестиций.
Кроме указанных договоров, источниками международного инвестиционного права являются, в частности, двусторонние международные соглашения об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве и некоторые другие.
Договоры о поселении определяют правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций, их «учреждения» в национальной экономике; правовой режим резидентов (физических и юридических лиц), включая правила в отношении имущества иностранцев.
В договорах об избежании двойного налогообложения государства договариваются о налогообложении определенных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства. С помощью таких соглашений достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения, исключается повторное взимание налогов.
Существует ряд многосторонних (преимущественно региональных) инвестиционных соглашений, например Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ.
В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвестиционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институциональный механизм для согласованной инвестиционной политики. В Европе действует Договор к Энергетической хартии (Россия планирует присоединиться к нему).
По инициативе МБРР в 1985 году была подписана так называемая Сеульская конвенция, на основе которой в 1988 году учреждено Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
К многосторонним соглашениям, являющимся источниками международного инвестиционного права, следует отнести также Вашингтонскую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 года; Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМС), действующее в системе ВТО.
Международное инвестиционное право в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно -задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм.
Отдельные международные договоры «включаются» в цепь правоотношений, находящихся в системе внутригосударственного права. Международное кредитное соглашение способствует внедрению кредитных связей в банковские механизмы. На этой основе возникают гражданско-правовые и иные отношения между банками разных стран, которые применяют национальные нормы гражданского, административного, финансового законодательства.
Компетенция государств в том, что касается национальных инвестиций на иностранной территории, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулировать или ограничивать вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностранной территории регулируются иностранным правом, которое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций (принцип территориальности регулирования инвестиций).
Различные государства по-разному подходят к отнесению инвестиций к разряду прямых или непрямых. Общепринято, что прямыми называются такие инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над предприятием.
Фактор контроля обычно связывают с участием инвестора в предприятии, которое материализуется во владении определенным количеством акций или долей участия. Так, например, во Франции к прямым относятся инвестиции, превышающие 20%, а в США -10% уставного капитала предприятия.
Внутреннее право многих развитых стран в основном либерально в том, что касается регулирования иностранных инвестиций. Эти государства предоставляют максимальную свободу для перемещения инвестиций, устраняя препятствия к движению капиталов.
Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государстве, но порядок их решения может быть более сложным - с переходом от заявительного к разрешительному.
Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении потенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санкций) в ответ на нарушение норм международного права.
В ряде государств, как правило, это государства-импортеры инвестиций, существует разрешительный порядок инвестирования резидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.
Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.
Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государстве, но порядок их решения может быть более сложным - с переходом от заявительного к разрешительному.
Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении потенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санкций) в ответ на нарушение норм международного права.
В ряде государств, как правило, это государства-импортеры инвестиций, существует разрешительный порядок инвестирования резидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.
Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.
По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться стандарт национального режима, т.е. тот же режим, который предоставляется внутренним инвестициям.
11. Предмет регулирования права иностранных инвестиций; виды инвестиций; основания возникновения конфликта квалификаций, способы его разрешения.
Предмет регулирования права иностранных инвестиций - отношения, возникающие в связи с основными гарантиями прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также регулирующие условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.
Виды инвестиций:
1. По источнику (гос-ные, частные, иностранные, смешанные)
2. По хар-ру (реальные, фин-вые, интел-ные, альтерн-ные)
3. По хар-ру управления инвестициями со стороны инвестора (прямые, косвенные (портфельные))
Прямые инвестиции вложение денежных средств (инвестиции) с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.
Косвенные- не получают прямого контроля инвестора. Акции приобретаются в целях получения дохода, связанного с деят-тью конкретного предприятия. инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.
Венчурные- ещё более высоки риск вложений, чем традиционные инвестиции. они вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты. Вклад производится на ранныих стадиях развития проекта. Как правило, имеют высокий инвестиционный возврат.
4. По периоду инвест. (долгосрочные-больше 1 года, краткосрочные-до 1 года)
5. По сроку окупаемости (быстроокупаемые, среднеокупаемые, медленноокупаемые)
6. По степени риска (низкорисковые, среднериск., высокориск.)
7. по уровню ликвидности (низколикв., среднеликв., высоколикв.)
8. По виду объкта граж-кого правоотнош. (ден-ные требования, бизнесс концессии и пр.)
9. По позиции жизненного цикла предприятия (начальные инвестиции, экстенсивные инвестиции, реинвестиции);
Конфликт квалификаций - проблема понятий.
Основанием возникновения конфликта квалификация является различный смысл правовых понятий.
Согласно нормам Англии и Франции право собственности на индивидуально
определенную вещь переходит в момент достижения между сторонами соглашения о продаже, по праву же ФРГ для перенесения права собственности с отчуждателя на приобретателя вещи, даже если она и индивидуально определена в момент заключения договора, требуется передача приобретателю при согласии обеих сторон на переход права собственности.
Факт различий в содержании понятий, а иногда и юридической природе в целом, обусловливает постановку и разрешение проблемы понятий в международном частном праве.
Для окончательного разрешения правоотношения по существу, следовательно, далеко не безразлично, какими коллизионными принципами будет руководствоваться суд в целях отыскания применимого к отношению права, а последнее напрямую зависит от того, какими категориями суд оперирует в вопросе квалификаций.
Если суд в силу принципов, свойственных отечественной правовой системе (скажем, английской или индийской), определит, что исковую давность следует толковать как институт процессуального права, он обязан применить нормы национального правопорядка, поскольку в процессуальных отношениях нет места выбору права. Квалификация же рассматриваемого института в качестве категории материального права (допустим, это сделает французский, германский, российский или украинский суд), позволяет обратиться к иностранному праву.
Вывод же, например, украинского суда о применении норм иностранного правопорядка (Франции, ФРГ, Англии или России) заставит его в зависимости от фактического состава предоставить значительные вариации по срокам: во Франции — 10 лет, в Англии — 6 лет, в ФРГ — 2 года, в России — 3 года, странах—участницах Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. — 4 года.