Налоги кантонов и муниципалитетов
Кантоны обладают правом взимать любые налоги, на которые у Конфедерации нет эксклюзивной юрисдикции. Муниципалитеты могут взимать только те налоги, которые им разрешены кантонами (делегированная фискальная юрисдикция). Муниципальные налоги на доходы и чистые активы в большинстве случаев устанавливаются в виде процентов или составной части основной налоговой ставки кантонов. Они также могут быть частью налоговых доходов кантонов. В некоторых кантонах муниципалитеты имеют свое собственное налоговое законодательство. В других кантонах они могут взимать налоги в соответствии с законодательством кантона.
Органы трех национальных церквей (реформатской, римско-католической и старокатолической) взимают церковный налог почти во всех кантонах со своих прихожан и обычно также с юридических лиц, подлежащих налогообложению в своих кантонах.
Так же как и Конфедерация, кантоны взимают подоходные налоги с физических лиц (income taxes for individuals).
Все кантоны и муниципалитеты применяют систему, состоящую из основного подоходного налога и дополнительного налога на чистые активы. По своей структуре законодательство кантона по подоходному налогу сходно с Законом о федеральных прямых налогах.
Все кантоны облагают налогом общий доход без различия по индивидуальным компонентам. Поэтому физические лица должны декларировать каждый вид дохода: от зависимой или независимой персональной деятельности; от компенсационных выплат или субсидий; от движимого или недвижимого имущества.
Прямые налоговые ставки установлены лишь в пяти кантонах. Налоговые законы других кантонов содержат ставки, показывающие только базовый налог. Для получения окончательной суммы налога, подлежащего уплате, этот базовый налог умножается на коэффициент, выраженный в процентах или единицах. Значения коэффициентов устанавливаются ежегодно в соответствии с финансовыми потребителями политических органов (кантонов, сообществ, церквей).
Например, несемейный человек, проживает в Цюрихе и имеет налогооблагаемый доход 80 000 швейцарских франков. По установленной законодательством базовой ставке базовая сумма налога для такого налогоплательщика равна 5495 швейцарских франков. К этой сумме кантон применяет коэффициент 108%, муниципалитет Цюриха - 130%) и церковные организации - 11%>. Таким образом, общая сумма налога, подлежащего уплате, составит: 5495x108%) + 5495x130%) + 5495х11%о = 13 683 швейцарских франков.
Швейцарское налоговое законодательство основывается на принципе, что доходы и активы семьи представляют собой экономическую единицу и подлежат обложению как федеральными налогами, так и налогами кантонов и сообществ. Доходы и чистые активы семейной пары, живущей под одной крышей, суммируются. К доходу лиц, являющихся родителями или выполняющих обязанности таковых, добавляются, как правило, доходы детей. Существует лишь одно исключение, относящееся к лицам, для которых установлено отдельное налогообложение.
В соответствии с прогрессивными ставками швейцарского законодательства по подоходному налогу налогообложение семьи может вызвать несправедливое увеличение налогового бремени.
Для смягчения подобных эффектов законодатели имеют в своем распоряжении следующие корректирующие меры:
• двойная шедула - применяется в добавление к одинарным шедулам и облегчает налоговое бремя для семейной пары. Эта система используется Конфедерацией и большинством кантонов;
• дробление дохода - общий доход семьи облагается налогом по ставке, соответствующей общему доходу, уменьшенной на определенный процент. Используется в четырех кантонах.
Например, при использовании подобного метода к доходу в 1 ООО ООО швейцарских франков реально будет подлежать налогообложению лишь 60 ООО швейцарских франков;
• налогообложение, основанное на числе потребителей, - используется переменный делитель, связанный с численностью семьи. Для определения налоговой ставки общий семейный доход делится на этот показатель. Данная система применяется лишь в одном кантоне.
Ставки подоходного налога являются прогрессивными во всех кантонах, то есть налоговые ставки возрастают по мере увеличения дохода от установленного предела. Интенсивность и воздействие прогрессивности ставок варьируются от кантона к кантону.
Все кантоны взимают налоги с доходов иностранцев, временно работающих в Швейцарии, «у источника». Работодатель должен удерживать и перечислять сумму налоговых платежей в налоговую администрацию кантонов.
Некоторые кантоны взимают налог по единообразной ставке с иностранных граждан, проживающих в Швейцарии, но не занимающихся никакой коммерческой деятельностью, либо дают им право выбора уплаты обычных налогов либо налога по единообразной ставке. Налог по единообразной ставке заменяет подоходный налог, а в некоторых кантонах также и налог на собственность. Налог применяется к иностранным гражданам, налоговый домицилий и налоговая резиденция которых находятся в Швейцарии. При этом они не должны быть работниками коммерческих предприятий Швейцарии не только на момент определения налога, но и в течение 10 предшествующих лет. Процедура подсчета налога простая и обычно выражается в смягчении налогового бремени. Налог, с одной стороны, устанавливается на основе расходов налогоплательщика, а с другой - зависит от компонентов дохода.
При определении налога, зависящего от расходов, в расчет берется ежегодная сумма прожиточного минимума налогоплательщика и лиц, которые проживают в Швейцарии и которым он оказывает поддержку (в течение базового периода). При этом не имеет значение, где произведены такие расходы - в Швейцарии или за границей.
Во внимание принимаются следующие виды расходов: стоимость питания и одежды, расходы по дому, затраты на образование культуру, содержание автомобиля.
Налог, основанный на расходах, не должен быть ниже налогов, подсчитанных на основе валового дохода из внутренних источников, и иностранных налогов, по которым налогоплательщик в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным со Швейцарией, имеет полную или частичную скидку.
Доход из внутренних источников состоит в основном из следующих компонентов: доходы от движимого и недвижимого имущества, расположенного в Швейцарии; поступления от использования авторских прав; патентные и лицензионные платежи, используемые в Швейцарии, а также выплаты, аннуитеты и пенсии из швейцарских источников.
По данному налогу возможны скидки, например, социальные вычеты, льготы, полученные в результате применения различных ставок (обычной налоговой ставки, ставки для супружеской пары или одинокого плательщика с детьми-иждивенцами).
Расчет налога с использованием единообразной ставки может быть применен только по предъявлению запроса налогоплательщика. Если обычное налогообложение более выгодно для плательщика, он сам вправе выбирать - применять ли ему единообразную ставку обложения или обычную.
Все кантоны и муниципалитеты взимают налог на чистые активы физических лиц. В целом объектом налогообложения является суммарное имущество, которое включает в себя всю собственность и имущественные права налогоплательщика, имеющие денежную стоимость. Налог исчисляется исходя из рыночной стоимости активов.
В состав налогооблагаемой собственности входят движимое (ценные бумаги, банковские депозиты, автомобили) и недвижимое имущество, подлежащие выкупу полисы по страхованию жизни, страховые пенсии, бизнес-активы.
Базисом определения данного налога являются чистые активы, то есть валовые доходы налогоплательщика после всех вычетов. Дополнительно разрешаются определенные (социальные) вычеты с чистого дохода, размер которых, однако, варьируется по кантонам. Ставки налога на чистые активы обычно являются прогрессивными. Большинство кантонов предоставляет налоговые скидки.
Кантонами также взимается подушный налог, или налог на домохозяйства. В большинстве кантонов и общин фиксированную сумму этого налога, взимаемого в дополнение к подоходному налогу, должны уплачивать лица, осуществляющие коммерческую деятельность. Ставки налога минимальные.
Во всех кантонах и муниципалитетах (за исключением Basel-City) корпорации и совместные предприятия уплачивают налог на чистую прибыль, а также дополнительный налог с капитала (номинального капитала или акционерного капитала) и резервных фондов.
В большинстве кантонов другие юридические лица - ассоциации, образования, государственные институты и церковные организации - уплачивают свои налоги на чистые прибыли или капитал как корпорации, хотя иногда по отдельным шедулам. В некоторых кантонах такие юридические лица облагаются налогами как физические лица.
Налоги с чистых прибылей, как правило, прогрессивные. В некоторых кантонах ставки этих налогов являются низко пропорциональными. Налог на капитал, выраженный в единицах на каждую тысячу, - пропорциональный в большинстве кантонов, а в нескольких других - слабо прогрессивный.
Кантоны облагают налогами так называемые домицилированные компании. Домицилированными называются компании, имеющие в кантоне лишь головной офис, откуда осуществляется управление бизнесом; коммерческая же деятельность на территории кантона ими не ведется.
В отличие от Конфедерации все кантоны предоставляют домицилированным компаниям благоприятный налоговый режим:
• не взимается налог на прибыль, хотя иногда доходы от недвижимого имущества, расположенного в кантоне, подлежат налогообложению;
• при налогообложении части полученной прибыли берется во внимание деятельность головного офиса в кантоне и ее значение в коммерческой деятельности всей компании (используется в двух кантонах).
Как физические, так и юридические лица должны платить налог на прирост недвижимой собственности. В некоторых кантонах весь прирост собственности является объектом специального налога - эксклюзивного, то есть прирост облагается только этим налогом и никакими другими. В остальных кантонах объектом специального налогообложения является лишь прирост доходов от продажи частной собственности (Конфедерация не облагает налогом такой прирост).
В то же время прирост капитала, полученный от продажи недвижимого бизнес-имущества (от активов лиц, имеющих собственный бизнес, или юридических лиц) или коммерческой недвижимости, отнесен к объектам обычного налога на доходы и прибыли и просто добавляется к другим доходам или прибылям.
Налогом с лотерей облагаются выигрыши от лотерей, спортивных пулов (например, прогнозирование счета в футбольном матче, ставки на лошадей и т.п.) во всех кантонах, за исключением Базеля.
В кантонах взимается также налог на недвижимую собственность. Примерно в половине кантонов собственность - это объект обложения не только налогами на собственность или капитал, но также и периодически (ежегодно) взимаемым налогом на собственность, который также известен как налог на земельную собственность или налог на недвижимость. Налог на собственность является преимущественно муниципальным налогом. Там, где он взимается кантонами, муниципалитеты обычно получают процент от дохода.
Налог на недвижимую собственность взимается в месте ее нахождения. Для подсчета налога нефермерская собственность обычно оценивается по рыночной стоимости, в то время как фермерская собственность и лесные угодья оцениваются по доходности. Налог определяется на основе полной стоимости собственности без учета скидок.
Кроме того, в кантонах взимается налог на переход собственности. Это законодательно установленный налог, взимаемый с любого изменения, касающегося недвижимой собственности (или прав собственности), расположенной в кантоне или муниципалитете. Как правило, налоги взимаются самими кантонами, но иногда исключительно муниципалитетами; в некоторых случаях и теми и другими.
Некоторые кантоны взимают комиссию за трансферт вместо налогов на трансферт. Налог определяется исходя из цены покупки и обычно уплачивается покупателем собственности (физическим или юридическим лицом). Налоговые ставки обычно являются пропорциональными и составляют в большинстве кантонов от 1 до 4% цены покупки.
Характерной особенностью налогов с наследства и дарений является то, что они могут взиматься только кантонами. Однако в некоторых кантонах муниципалитеты тоже имеют право собирать эти налоги. Данный налог установлен почти во всех кантонах. Исключение составляют кантон Люцерн, где дарения не облагаются налогом, и кантон Швис, где налоги не взимаются ни с наследства, ни с дарений.
В некоторых кантонах не облагаются налогом переход собственности к потомкам (частично - к отдаленным потомкам), а также переход имущества (в случае смерти одного из супругов) к другому супругу.
Объектом налога с наследства является переход собственности к наследникам, определенным в законодательном порядке, или к заранее установленным лицам. Право налогообложения принадлежит кантону, в котором покойный имел свое последнее постоянное место жительства, за исключением недвижимой собственности, которая облагается налогом в месте своего нахождения.
Налоги на дары движимого имущества взимаются теми кантонами, где даритель проживал в момент осуществления дара. Налог на дар недвижимого имущества взимается кантоном, в котором оно расположено.
Кантоны Солотерн и Невшатель также взимают наследственные пошлины с неделимой собственности умершего. Кантон Гризон взимает только наследственные пошлины.
Налоги с наследства и дарений являются единовременными. Базисом для расчета налога с наследства служит рыночная стоимость имущества в момент смерти завещателя. В качестве определяющего фактора для дара принята его стоимость в момент передачи собственности. Таким образом, рыночная стоимость - решающий фактор для расчета обоих налогов. Существуют исключения для ценных бумаг, недвижимого имущества и страховых услуг.
Все кантоны ежегодно взимают налог на транспортные средства и любые трейлеры. Все автомобили и трейлеры, находящиеся в Швейцарии, должны иметь швейцарские номера. Лицензирование автомобиля и выдача регистрационных документов производятся в кантонах. Как правило, автомобили, зарегистрированные от имени Конфедерации, кантонов, муниципалитетов или представительств иностранных фирм, налогом не облагаются. Налог взимается с лица, являющегося владельцем автомобиля, на имя которого выданы автомобильные документы и номера. Сумма налога варьируется в зависимости от вида автомобиля.
Сравнивая кантональные и муниципальные налоговые выплаты различных кантонов, необходимо отметить, что периоды налогообложения различны в 26 кантонах: в некоторых кантонах действует модель федерального налогообложения, основанная на двухгодичном периоде; другие используют доходы предшествующего года; третьи используют доход отчетного года для прямого налогообложения. В одних кантонах существуют налоговые льготы, в других - вся полученная прибыль составляет налогооблагаемую базу.