Тема № 4 Совместные организации и особенности их функционирования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие совместной организации, цели и задачи создания.
1.2 Порядок создания совместной организации.
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Особенности создания уставного фонда совместной организации.
2.2 Проблемы создания и функционирования совместных организаций в РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВОНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВИДЕНИЕ
В Республике Беларусь развитие реальных рыночных отношений возможно лишь тогда, когда будут созданы все условия, способствующие свободному вхождению национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей. И здесь основная стратегическая цель нашего государства должна быть направлена на создание высокоэффективной экономики, гибкой, восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, ориентированной на потребителя. В связи с этим специфика современного этапа рыночных преобразований в Республике Беларусь требует повышенного внимания к инвестиционным проблемам, решить которые не всегда по силам одному государству, а необходима помощь извне. Поэтому сегодня особое значение приобретают мероприятия по активизации инвестиционной деятельности, привлечению в реальную экономическую сферу самого широкого спектра инвесторов и повышению эффективности их участия через развитие разнообразных форм хозяйственной деятельности и, в частности, совместных предприятий (далее возможно - СП).
Технологическое перевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являются насущными вопросами деятельности белорусских предприятий. Поэтому в условиях ограниченных финансовых и наукоемких ресурсов для этих целей необходимо привлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества с международными компаниями.
Об этом утверждают и программные документы развития республики на текущий год, в которых определено, что удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций должен составить более 10%, а их объем достигнуть 1,2-1,4 млрд. долл. США. [1, с. 12]
Все это свидетельствует об актуальности выбранной мною темы на данном этапе для Республики Беларусь.
Цель моего исследования - показать важность создания и эффективного функционирования совместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценку перспективам развития в Беларуси.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- дано определение совместному предприятию;
- разработана адекватная современному этапу экономического развития классификация данных предприятий;
- выявлены причины создания данных предприятий;
- определены этапы становления СП в Беларуси;
- на основе особенностей развития СП в Республике Беларусь выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются данные предприятия, приведены пути их решения.
Проблемам эффективного использования зарубежных инвестиций и развития на их основе совместных предприятий посвящены работы белорусских ученых-экономистов: Балашевича М.И., Болдака А.К., Петриченко Е.В. и других.
Много статей, посвященных данной теме, принадлежит Бабиной А.В. и Петриченко Е.В.
Таким образом, можно приступить непосредственно к рассмотрению данной темы.
1 ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие совместной организации, цели и задачи создания.
Совместное предприятие (СП) - это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои ресурсы (капитал, технологии, человеческие ресурсы и т.д.) с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса; партнеры осуществляют совместное управление и контроль над деятельностью предприятия, получают совместный доход и вместе несут убытки.
Поскольку целью данной работы является характеристика особенностей международного совместного предприятия, то определение можно уточнить:
Международное совместное предприятие - форма международного сотрудничества, которая подразумевает участие в учреждении, управлении и получении прибыли от деятельности предприятия совместно с одним или несколькими международными партнерами.
Отметим, что теоретическое толкование этого понятия как формы международного сотрудничества отличается от установленного в белорусском законодательстве, где совместное предприятие (совместная коммерческая организация) определяется как «юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь».
Понятие «совместное предприятие» представляет собой широко известную в мировой практике форму экономического сотрудничества. Совместное предприятие (СП) - самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала независимыми друг от друга партнерами, резидентами разных стран, совместно владеющими им и пользующимися результатами его деятельности.
СП здесь могут создаваться как на одну сделку, так и на неопределенный или заранее фиксированный период времени. Кроме того, они могут объединять двух и более партнеров или даже целую отрасль. В соответствии с международной практикой к категории СП относят предприятия с иностранным долевым участием от 10 до 90%. Если же доля зарубежного партнера составляет менее 10%, то такие капитальные вложения относят к иностранным портфельным инвестициям. Если же зарубежная фирма владеет 90% и более уставного капитала, то такое предприятие рассматривается как полностью иностранное.
Для Республики Беларусь наличие иностранного партнера является отличительным признаком и обязательным условием при создании СП. В законодательстве РБ к числу СП относят предприятия с участием иностранных инвестиций без ограничения доли иностранного капитала в уставном фонде, за исключением предприятий со 100%-ным участием зарубежного инвестора (иностранные предприятия).
К основополагающим чертам СП относятся:
- финансовое участие партнеров;
- сохранение каждым из партнеров финансовой, организационной и юридической независимости;
- создание совместной единицы хозяйствования, обладающей юридической правоспособностью;
- относительное постоянство юридических целей и воли участников, что обеспечивает их долгосрочное сотрудничество;
- осуществление партнерами-учредителями контроля над СП;
- осуществление партнерами права на управление СП;
- распределение между партнерами прибылей, а также производственного и коммерческого рисков, пропорционально вкладу в совместное имущество;
- коллективная ответственность за эффективность работы.
- совместная работа опирается на договорную основу с регулированием важнейших сторон деятельности, включая организационно-правовую форму, цели и содержание, распределение функций по управлению, условия ликвидации, срок деятельности, подсудность и т.п. .
Таким образом совместное предприятие - такая форма совместного предпринимательства отечественных и иностранных партнеров, при которой создается общая производственная база; производится продукт (товар, работа, услуга), находящийся в общей собственности национального и иностранного партнеров; осуществляется общее управление, общее участие в прибылях и общее несение рисков.
Сотрудничество участников совместных предприятий имеет свои особенности:
- соединение собственности и образование на ее основе первоначального капитала СП;
- совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продуктов и услуг;
- совместное несение рисков предприятия;
- разделение части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами принимающей страны;
- долговременность сотрудничества;
- объединение конкурентных преимуществ партнеров;
- комплексность взаимодействия партнеров по всем ключевым направлениям деятельности;
Важной особенностью СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами. СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству.
Цели партнеров и мотивы образования ими нового предприятия можно разделить на две группы:
1) создание СП с целью выхода или закрепления на иностранном рынке;
2) улучшение конкурентных позиций.
Цели материнских компаний и мотивы создания СП; | ||
Цель: выход на новый рынок, закрепление на иностранном рынке; Мотивы: - получить сырье и оборудования; - разделить риски и издержки, связанные с освоением нового рынка; - получить доступ к рынкам, где ограничена деятельность иностранных компаний; - использовать опыт и связи местного партнера в отношении с государством, органами по налогообложению, потребителями; Цель партнера: улучшение конкурентных позиций на местном рынке; доступ к передовому опыту. Мотивы: - восполнение недостатков финансовых средств; - получение права на использование товарного знака; - получение передовой технологии производства; - получение опыта в управлении. | ||
Цель: укрепление конкурентных позиций (иногда глобальное лидерство) Мотивы: - получить передовые технологии производства - получить доступ на рынок конкурента - разделить издержки, связанные с НИОКР, сбытом, маркетингом Создаваемые СП, в основном, узкой специализации, затрагивают лишь отдельные виды деятельности материнских компаний, создаются на определенный промежуток времени |
1.2 Порядок создания совместной организации.
Изучение тенденций развития международного совместного предпринимательства позволяет сформулировать ряд объективных причин активизации данного процесса:
- появление новых отраслей и видов производств требует больших инвестиций, вложение которых подчас не под силу одной, отдельно взятой стране. На сегодняшний день без участия иностранного капитала нормальный процесс воспроизводства даже в индустриально-развитых государствах уже невозможен;
- необходимость научно-технического развития, обновления техники и технологии требует дополнительных капиталовложений. Так, например, для Республики Беларусь потребность в валютных поступлениях для этих целей бесспорна, поскольку в условиях постоянной нехватки средств иностранные инвестиции приобретают черты одного из самых мощных способов финансирования;
- различия в природных возможностях и неравномерное распределение трудовых ресурсов побуждают одни страны привлекать капитал для освоения природных богатств и создания дополнительных рабочих мест, а другие - вывозить капитал, создавая совместные объекты по использованию имеющихся, но еще не задействованных или неэффективно используемых ресурсов;
- необходимость снижения производственных затрат и расширения рынков сбыта требует значительных совместных усилий сотрудничающих сторон, что позволяет им определять характер, направления и темпы экономического развития различных но индустриальному уровню государств;
- получение преимущества в конкуренции на рынках целевой страны благодаря соединению предоставленных иностранным инвестором технических маркетинговых, управленческих ноу-хау со знанием местного рынка, сбытовой сетью, контактами с покупателями местного партнера;
- наличие программ стимулирования иностранных инвестиций в целевой стране и их использование с помощью СП для эффективной работы на зарубежном рынке (льготные кредиты, налоги, государственные заказы, аукционы по продаже имущества и т.п.);
- получение доступа иностранным партнером к рынкам соседних стран, входящих в экономическое объединение с целевой страной;
- наличие ограничений или запретов на импорт в целевой стране;
- благодаря СП происходит увеличение масштабов деятельности, позволяющее реализовать значительные проекты с минимальным риском;
- уменьшение потребности в капитале и риска по сравнению с созданием полностью иностранного предприятия, если в стране с высоким риском (например, опасность экспроприации) 100%-ное инвестирование нецелесообразно или не допускается законодательством, например, предписывается принудительное участие местного капитала;
- значительное повышение иностранным инвестором своего имиджа на местном рынке, так как совместное предприятие получает статус местного по законодательству данной страны, оно быстрее адаптируется на этом рынке благодаря заинтересованному отношению со стороны правительственных и политических кругов, возможности влиять на различные сферы экономической и общественной жизни, пользоваться привилегиями в налоговой, банковской и других сферах, активной работе с покупателями на рынке.
Именно действием этих причин определяются место и роль совместного предпринимательства как наиболее прогрессивной и комплексной формы долгосрочного экономического, научно-технического и производственного международного сотрудничества, опирающегося на объединение капиталов разных стран и дополняющее традиционные торгово-экономические отношения.
Таким образом, совместные с иностранным партнером предприятия позволяют решить вопросы сокращения времени строительства новых предприятий, использования прогрессивной технологии и техники в производстве, внедрения маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуска товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрого выхода на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией с целью получения валютных средств, сокращения нерационального импорта на свободно конвертируемую валюту. Все это способствует повышению эффективности национальной экономики. Создание совместных предприятий - одно из направлений вложения иностранных инвестиций в экономику страны, чем они больше, тем эффективнее национальная экономика, тем лучше условия для ее интегрирования в мировую экономическую систему.
Специфика создания и деятельности совместных предприятий во всех странах определяется не только видом экономической деятельности, но и их правовым устройством.
Поскольку совместные предприятия представляют собой форму международного экономического сотрудничества, то этот аспект, подлежит регулированию международным правом.
В то же время международное право не затрагивает правовой статус совместного предприятия в целом, а относится прежде всего к регулированию отношений с иностранным участником.
С другой стороны, учитывая, что участником совместного предприятия является и национальный предприниматель - деятельность их регулируется законодательными актами страны местонахождения.
К числу международных и межгосударственных соглашений, регулирующих деятельность совместных предприятий, относятся такие, как: о защите иностранных капиталовложений, об избежании двойного налогообложения, об охране технологии, предоставляемой иностранным инвестором в качестве вклада в уставный фонд и др.
В практике регулирование деятельности совместных предприятий с участием иностранного партнера осуществляется по-разному. В целом можно сказать, что эти вопросы регулируются общими нормами внутреннего гражданского и торгового законодательства, а также законами об иностранных инвестициях и антитрестовским законодательством.
Основной целью создания СП (как и любого другого хозяйствующего субъекта) является получение максимальной прибыли и наибольшего эффекта каждым из партнеров от подобного сотрудничества. Поэтому весь процесс образования данных предприятий требует четкого представления о каждом из его этапов с целью избежания целого ряда негативных моментов, которые могут быть связаны с недоучетом интересов сторон, с недостаточностью проработки предложений, с ошибками в предварительных расчетах и т.д.
Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20000 долларов США в эквиваленте. В случае, когда белорусскими учредителями (участниками) коммерческой совместной организации являются юридические или физические лица, не обладающие правом собственности на инвестируемое имущество, решение об участии таких лиц в создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается в порядке, установленном собственником инвестируемого имущества или уполномоченным им органом, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь
. Создание совместных предприятий осуществляется поэтапно (рис. 1.2.1.).
Рис. 1.2.1 Этапы создания совместных предприятий.
Рассмотрим данные направления более подробно.
Выбор вида деятельности.Выбор вида деятельности будущего предприятия предполагает проведение соответствующих маркетинговых исследований, сегментации рынка и т.д., используя данные периодической печати, статистическую и рекламную информацию, фактические данные промышленных предприятий. При этом важно выбрать конкурентоспособный товар, учитывая его технологичность и возможное влияние его выпуска в предлагаемом количестве на изменение рыночной ситуации и т.д.
Выбор иностранного партнера. Этот выбор основывается на общепризнанной в мировой практике системе, суть которой заключается в следующем.
Определение перечня возможных партнеров, известных на мировом рынке.
Направление отобранным кандидатам предложений о сотрудничестве с запросом об условиях их участия в будущем проекте. В данных предложениях целесообразно представить информацию о характере деятельности национального предприятия-учредителя и его инициативах по созданию СП.
3. Сбор информации об иностранном партнере:
общие сведения о предприятии (наименование и адрес регистрации, хозяйственно-правовая форма, имеющийся опыт участия в СП в собственной стране и за рубежом и т.д.);
финансовое положение предприятия (соотношение собственного и заемного капитала; динамика объема выпуска продукции по профилю СП; основные финансово-экономические показатели за последние три года; наименования и адреса банков, обслуживающих предприятие);
- персонал предприятия (количество занятых работников, соотношение административного и технического персонала, информация о главных специалистах);
- производственный опыт (страны, где созданы схожие СП и их краткая характеристика).
Наиболее эффективным способом является выбор партнера на конкурсной основе в ходе проведения международных тендерных торгов.
Международные тендерные торги - это конкурсная форма поиска деловых партнеров, при которой предприятие-инициатор путем публикации информации о предстоящих торгах привлекает к установленному сроку предложения (оферты) от заинтересованных сторон (оферентов) .
Тендерное предложение (оферта) - письменное предложение участника конкурсных торгов (оферента), представленное оферентом на имя и по адресу, указанным в официальном запросе, с описанием предлагаемого вклада в СП и условий его внесения.
4. Проведение переговоров с выбранным иностранным партнером.
При проведении переговоров с иностранным партнером необходимо выработать согласие по следующим вопросам: масштаб проекта; вид продукции и желательный объем выпуска.
Подготовка проекта технико-экономического обоснования (ТЭО) создания СП.Конкретная форма и содержание ТЭО зависят от характера деятельности будущего СП. Однако, в любом случае разрабатываемое ТЭО включает в себя изучение целого ряда вопросов, связанных с обоснованием места расположения СП; изучением рынков сбыта, цен на производимую продукцию и тенденций их изменения; расчетом эффективности создания СП как самостоятельного хозяйствующего субъекта; определением возможностей его валютной совокупности; эффективности участия в СП каждого из партнеров.
Подготовка проекта «Соглашения о намерениях».Результаты предварительного обсуждения проблем создания СП с учетом подготовленного ТЭО оформляются в виде «Соглашения (протокола) о намерениях». Этот документ в отличие от учредительных документов не порождает никаких прав и обязанностей, связанных с созданием СП, и поэтому с позиции законодательства не влечет никаких правовых последствий для партнеров.
В «Соглашении о намерениях» формулируются основные условия и принципы деятельности будущего предприятия: предмет и цели создания СП; рынки сбыта; объект производства (область применения, технические показатели); размер уставного фонда и доли вкладов партнеров; техническая документация; намечаемые объемы производства; основные принципы планирования деятельности предприятия и управления им; персонал и условия его оплаты; предполагаемый срок функционирования СП; примерная структура учредительных документов.
Подготовка учредительных документов (договора и Устава).Основываясь на анализе существующей практики составления договоров, при создании СП на территории Республики Беларусь и в зарубежных странах выделяют примерно следующий перечень включаемых в него положений:
- название договора и указание на его вид; название сторон по договору, их юридический статус и адреса;
- национальная привязка партнеров;
- название предприятия; определение сферы его деятельности;
- уставный фонд предприятия и порядок его формирования; права и обязанности участников;
- ответственность сторон; срок действия договора; порядок разрешения споров; порядок ликвидации предприятия в случае прекращения или истечения срока действия договора и др.
Важнейшими в договоре являются положения о правах и обязанностях участников СП.
Основные права участников состоят в формировании высших органов управления СП и назначении его дирекции; получении причитающейся доли прибыли и доли имущества предприятия при его ликвидации.
Обязанности участников обычно подразделяют на двухсторонние и односторонние.
К двухсторонним относят обязанности, связанные с необходимостью внесения вкладов в уставный фонд, участия в управлении, оказания содействия в предоставлении информации, воздержания от действий, которые могут принести ущерб совместному предприятию и др.
Перечень односторонних обязанностей зависит от специфики принимающей стороны, особенностей и возможностей каждого из участников при создании СП (табл. 1.2.1).
Учитывая, что успешная деятельность СП во многом зависит от надлежащего выполнения обеими сторонами своих обязанностей, большое значение имеет включение в договор положения об ответственности, которая чаще устанавливается в виде требований о возмещении убытков и реже - в виде штрафов, пени или неустоек.
Таблица 1.2.1 Типичное распределение обязанностей между участниками СП
Обязанности | |||
Односторонние | Двухсторонние | ||
Национальный участник | - содействие выполнению таможенных формальностей при передаче неденежного вклада иностранного участника в уставный фонд СП; - сбор заказов, продажа и реклама продукции на национальном рынке и др. | - внесение вклада в уставный фонд СП; - участие в управлении предприятием; - оказание содействия во всех сферах деятельности предприятия; - воздержание от действий, несущих ущерб СП; - соблюдение конфиденциальности и др. | |
Иностранный участник | - доукомплектование персонала предприятия; - сбор заказов, продажа и реклама продукции на зарубежных рынках; - помощь в организации производственно-хозяйственной деятельности СП, обучении персонала и др. | ||
Примечание. Источник:.
В договорах о создании СП необходимо особо регулировать и такие вопросы как соблюдение конфиденциальности, порядок разрешения споров и применяемое право и т.д.
Приложением к договору и его неотъемлемой частью является устав, представляющий собой юридические рамки создаваемого субъекта хозяйствования. В нем обычно повторяются основные положения договора, носящие принципиальный характер (юридический статус СП, его местонахождение, наименование, срок деятельности, порядок формирования органов управления СП, его уставного фонда, порядок ликвидации предприятия и т.д.).
Кроме этого, нормативными актами предусмотрено, что устав может включать и другие положения, относящиеся к особенностям деятельности СП. Это, в частности, уступка долей участия, фонды предприятия, правление и его компетенция, ревизионная комиссия, основания ликвидации СП и т.д.
Регистрация СП. Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется уполномоченным на то государственным органом.
Согласно Инвестиционного кодекса, для государственной регистрации коммерческих совместных организаций в регистрирующий орган (Областные исполнительные комитеты и Минский горисполком) представляются следующие документы:
- письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой совместной организации);
- нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой совместной организации в двух экземплярах;
- для учредителей - юридических лиц Республики Беларусь - нотариально заверенная копия решения собственника имущества или уполномоченного им органа о создании коммерческой совместной организации, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);
- для учредителей - физических лиц Республики Беларусь - копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;
- для учредителей - иностранных юридических лиц (организаций) - легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой совместной организации (выписка должна быть датирована числом не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык;
- для учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский);
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой совместной организации в форме открытого акционерного общества);
- гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой совместной организации по месту ее нахождения;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
Документы для государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями передаются регистрирующему органу, который обязан выдать документ установленной формы, подтверждающий их получение.
Государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ее учредителями (участниками) заявления с приложением документов, указанных выше.
О регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом в письменной форме сообщается:
- в течение пяти дней со дня принятия решения о регистрации - учредителям (участникам) этой коммерческой организации;
- в течение 10 дней со дня принятия решения о государственной регистрации - в Министерство юстиции Республики Беларусь;
- 15 дней - в налоговые органы и органы государственной статистики по месту государственной регистрации.
В государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано по основаниям нарушения установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка создания коммерческой организации с иностранными инвестициями и несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Республики Беларусь. Отказ в государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями по основаниям нецелесообразности ее создания не допускается.
Мотивированный отказ в регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть направлен ее учредителям (участникам) регистрирующим органом в течение пяти дней со дня принятия решения об отказе. Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут обжаловать в суд отказ в проведении государственной регистрации или отказ в ней по основаниям, которые они считают необоснованными.
В случае смены собственника или реорганизации предприятия оно подлежит перерегистрации по тем же правилам, что и при регистрации СП.
Формирование уставного фонда совместного предприятия. Уставный фонд СП формируется за счет вкладов как отечественного, так и иностранного участников, объединяющих временно свободные ресурсы каждого из них.
Участники СП могут вносить вклад в уставный фонд предприятия в денежной и (или) неденежной форме.
Уставный фонд СП должен быть объявлен в долларах США. Минимальный размер иностранных инвестиций, вносимых в уставный фонд предприятия, определяется в сумме, эквивалентной 20000 долларов США.
При необходимости пересчета вкладов в денежных единицах Республики Беларусь либо иностранной валюты в доллары США используется курс валюты, установленный Национальным банком Республики Беларусь на день подписания договора о создании СП.
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Особенности создания уставного фонда совместной организации.
Уставный фонд – это некоторая сумма активов (вкладов, долей) учредителей, необходимая для создания и обеспечения деятельности конкретного предприятия.
Уставный фонд выступает как базисный капитал. А его размеры определяются из расчета предполагаемой деятельности и в момент прохождения регистрации компании обязательно фиксируются. При этом составляющие первоначального капитала зависят от организационно-правовой формы компании.
Уставный фонд может складываться из следующих «компонентов»:
· вкладов участников (ООО или хозяйственные товарищества);
· имущественных паевых взносов (кооперативы, артели);
· номинальной цены акций (акционерные общества);
· средств, которые выделены государственным органом, органами местного самоуправления.