Договор международной перевозки грузов
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и перевозку груза на основании договора.
Грузоотправитель – юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза. Им может быть как грузовладелец, так и третье лицо, которое сдает груз к перевозке по поручению грузовладельца, но от своего имени (например, экспедитор).
Отправителем груза может быть любое лицо: производитель-экспортер, покупатель-импортер, адресующий груз самому себе, посредник которому дано поручение стороной договора купли-продажи оформить перевозку. Заинтересованность в заключении договора перевозки проявляет та сторона контракта купли-продажи на которой лежит ответственность по доставке товара в соответствии с базисными условиями поставки.
Существенными условиями договора перевозки являются стороны договора, наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку. Других существенных условий белорусское законодательство не устанавливает.
Договор международной перевозки грузов обычно содержит следующие статьи:
· преамбула;
· предмет договора;
· обязанности сторон;
· стоимость перевозки и порядок расчетов;
· ответственность сторон;
· претензии;
· порядок разрешения споров;
· форс-мажор;
· прочие условия и реквизиты сторон.
В статье предмет договора фиксируют, что договор регулирует взаимоотношения сторон при осуществлении международных перевозок, а также содержится ссылка на международные нормы, регулирующие эти взаимоотношения.
ПРИМЕР. Заказчик заказывает, а Перевозчик выполняет автомобильные перевозки грузов согласно условиям настоящего договора.
В своей деятельности стороны руководствуются положениями настоящего договора, Таможенной Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), Конвенцией о договоре международной дорожной перевозке грузов (CMR), Европейским соглашением о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
В соответствии с условиями договора заказчик обязан предоставлять перевозчику экспортно-импортные грузы для их перевозки по иностранной территории и территории СНГ по номенклатуре и в объемах, согласованных с перевозчиком. Оплачивать счета перевозчику согласно оговоренным условиями договора ставкам и порядка расчетов. Перевозка грузов осуществляется по заявкам заказчика, в договоре указывается содержание заявки, порядок и форма ее представления.
ПРИМЕР. Заказчик направляет недельную заявку на подачу автомобилей под загрузку каждый четверг не позднее 12 часов с обязательным сообщением следующих данных:
количество автомобилей;
объем полуприцепа
адрес загрузки
место разгрузки
дату загрузки
условия поставки и оплаты
вид груза и условия его доставки
Заявка может дополняться или изменяться, но не позднее 2-х (двух) суток до даты загрузки. За отмену заявки после указанного срока взимаются штрафные санкции в размере 10 (десяти)% от стоимости фрахта.
На заказчика возлагается обязанность обеспечивать сроки погрузки (разгрузки) с учетом оформления документации, а также выполнения таможенных формальностей для сокращения простоя транспортного средства при проведении погрузочно-разгрузочных работ. В договоре может быть установлена продолжительность проведения погрузки (разгрузки) автомобиля.
ПРИМЕР. За пределами территории СНГ автомобили, прибывшие на место погрузки (разгрузки) до 12 часов должны быть обработаны и загружены (разгружены) в течение текущих суток, после 12 часов – в течение следующих суток. На территории стран СНГ этот срок продлевается на 1 сутки.
Заказчик должен по условиям договора обеспечить проставление грузоотправителем (грузополучателем) в транспортных документах отметок о времени прибытия автомобилей под погрузку (разгрузку), времени убытия после погрузки (разгрузки), штампа о принятии груза.
Для грузов, требующих температурного режима, необходима соответствующая запись в CMR (ТТН). Для скоропортящихся грузов должна быть проставлена такая же отметка «скоропортящийся груз».
Обязанности перевозчика по договору: направлять в распоряжение заказчика автомобили в технически исправленном состоянии, отвечающем международным требованиям и обеспечивающим безопасное движение в срок, согласованный сторонами. Обеспечивать наличие у водителей надлежащим образом оформленных документов в соответствии с правилами Европейского соглашения для беспрепятственного выполнения перевозок.
Перевозчик в соответствии с условиями договора должен обеспечивать согласованные сторонами сроки доставки грузов. В договоре может быть указа срок доставки из расчета суточного пробега (например, 450 км плюс фактическое время ожидания при прохождении погранпереходов).
Стоимость перевозки и порядок расчетов. Размер оплаты за перевозку зависит от характера груза, объема и расстояния перевозки. В договоре может быть указана фиксированная сумма или километровая тарифная ставка. Как правило, стороны определяют, что оплата перевозки производится против предоставленных счетов и накладных перевозчика.
ПРИМЕР. Стоимость услуг по настоящему договору составляет 2 000 (две тысячи) долларов США.
По окончании выполнения работ, оказания услуг по настоящему договору Перевозчик и Грузоотправитель подписывают акт приема-сдачи выполненных работ, оказанных услуг.
Указанная в договоре сумма перечисляется банковским переводом на валютный счет Перевозчика в соответствии с банковскими реквизитами, указанными в настоящем договоре, не позднее 30 дней с момента подписания акта приема – сдачи.
В случае возникновения дополнительных расходов по перевозимым грузам (перегруз по общей массе и по осям, ветеринарные освидетельствования, оплата за таможенную обработку на таможенных терминалах), заказчик возмещает указанные расходы на основании отдельно выставляемых перевозчиком счетов. Такие счета, как правило, по условиям договора принимаются заказчиком без акцепта, как и счета за простои и дополнительные пробеги и оплачиваются в первую очередь.
Обычно в договор включается статья о взаимной ответственности сторон за выполнение его условий. Перевозчик несет ответственность за своевременную доставку груза грузополучателю, а при нарушении сроков доставки уплачивает штраф в оговоренном размере в процентах от стоимости перевозки груза; за сохранность груза в пути в размере стоимости груза, в случае его порчи или утраты.
Грузоотправитель несет ответственность за достоверность предоставленной перевозчику информации и возмещает перевозчику все расходы и убытки, связанные с предоставлением недостоверной, некачественной информации; за простой транспортного средства по его вине уплачивает перевозчику штраф в установленном сторонами размере за каждый день простоя. При нарушении сроков оплаты, установленных договором, грузоотправитель уплачивает пеню в размере определенном договором от неоплаченной суммы за каждый день просрочки.
Остальные статьи договора перевозки, касающиеся порядка предъявления претензии, разрешения споров, обстоятельств непреодолимой силы и т.д. близки по содержанию аналогичных статей договора купли-продажи товаров.
Перевозчик и грузовладелец при необходимости систематических перевозок могут заключить долгосрочный договор об организации перевозок, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств и др. Этот вариант используется, когда на момент заключения договора информацией обо всех возможных в дальнейшем перевозках стороны не располагают. Как правило, в таком случае они определяют, что все обстоятельства конкретной перевозки согласовываются в заявке как неотъемлемой части договора.
ПРИМЕР. Предметом настоящего договора является порядок взаимоотношений, возникающих между Заказчиком и Перевозчиком при организации перевозок грузов в международном автомобильном сообщении.
На каждую отдельную перевозку оформляется заявка на перевозку, содержащая описание условий и особенностей конкретной перевозки.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной соответствующей формы для автомобильной, железнодорожной, воздушной транспортировки. Договор международной перевозки грузов был рассмотрен на примере автомобильного транспорта в связи с тем, что именно при осуществлении международных автомобильных перевозок стороны внешнеторгового договора купли-продажи чаще всего заключают прямые договора перевозки.
Определенной спецификой отличается договор морской перевозки грузов. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь морская перевозка грузов осуществляется по договору перевозки, который должен быть заключен в письменной форме.
По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить в порт назначения, вверенный ему отправителем груз и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза обусловленную плату (фрахт).
Договор морской перевозки груза может быть заключен: с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений, и без таких условий.
В зависимости от формы эксплуатации морских судов выделяют трамповое и линейное судоходство.
Трамповое судоходство – нерегулярные перевозки попутных грузов, без определенного расписания и района плавания.
Линейное судоходство – регулярные (по заранее установленному расписанию и маршруту) перевозки грузов по заявкам грузоотправителей, подтвержденным к исполнению судовладельцем или его агентом. Линейное судоходство обслуживает международную торговлю на важнейших транспортных направлениях и обеспечивает перевозку генеральных грузов.
При трамповой форме судоходства перевозки оформляются договором фрахтования (чартер). По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату (фрахт) всю или часть вместимости одного или нескольких судов на один или несколько рейсов для морской перевозки груза.
Вариантом договора фрахтования является договор фрахтования судна с экипажем на время (тайм-чартер). По договору аренды (фрахтования на время) судна с экипажем (тайм-чартеру) судовладелец (арендодатель) предоставляет фрахтователю (арендатору) судно за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В международной практике используются стандартные проформы чартера.
Договор фрахтования (чартер) должен содержать следующие статьи:
· наименование сторон договора;
· название судна, указание флага;
· технические и эксплуатационные данные судна;
· порты погрузки (выгрузки), для тайм-чартера дата начала и окончания договора;
· сведения о перевозимом грузе;
· место приема и сдачи судна;
· размер платы (фрахт);
· передача судна в субаренду;
· страхование судна;
· штрафные санкции;
· форс-мажор;
· арбитраж;
· прочие условия.
При организации линейного судоходства для перевозки небольших (в сравнении с грузоподъемностью судна) партий генеральных (тарно-штучных) грузов не требуется фрахтование судна или части его грузовых помещений. В связи с этим в качестве документа, подтверждающего заключение договора морской перевозки, в линейном судоходстве выступает линейный коносамент.
Коносамент – документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком, и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа. На лицевой стороне коносамента содержится название владельца судоходной регулярной линии, а на обратной – условия договора морской перевозки груза.
Коносамент как документ выполняет три функции:
· доказательства наличия и содержания договора о перевозке;
· расписки в принятии груза судном к перевозке;
· товарораспорядительного документа в международной торговле, держатель коносамента является юридическим владельцем груза.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь коносамент должен содержать следующие данные:
· наименование перевозчика и его местонахождения;
· название судна, если груз принят к морской перевозке на определенном судне;
· место погрузки и дату приема груза перевозчиком в порту погрузки;
· наименование отправителя и его местонахождение;
· место назначения груза либо место назначения или направления судна;
· наименование получателя, если он указан отправителем;
· наименование груза, основные марки, необходимые для его идентификации, а в необходимых случаях – прямое указание относительно опасного характера или особых свойств груза, число мест или предметов и массу груза или его количество, обозначенное иным образом, причем все эти данные указываются так, как они указаны отправителем;
· описание внешнего состояния груза и его упаковки;
· фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в договоре или другом документе, либо указание, что фрахт уплачен полностью;
· время и место выдачи коносамента;
· число оригиналов коносамента, если их больше одного;
· подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.
Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя.
Ордерный коносамент, не содержащий указаний о выдаче его приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.
Груз выдается в порту назначения по предъявлении одного из экземпляров оригинала коносамента:
· по именному коносаменту – получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан с соблюдением правил, установленных для уступки требований;
· по ордерному коносаменту – лицу, приказу которого составлен коносамент, а при наличии в коносаменте передаточных надписей – лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой передаточной надписью;
· по коносаменту на предъявителя – предъявителю коносамента.
Перевозки грузов в международном железнодорожном сообщении осуществляются в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и другими международными договорами. Соглашение определяет материально-правовые нормы, регулирующие форму, реквизиты и порядок составления транспортной документации, условия перевозок в международном сообщении (определение сроков доставки, установление ценности грузов), порядок изменения договора перевозки, основания ответственности железных дорог.
В соответствии с СМГС договор перевозки железнодорожным транспортом оформляется накладной единого образца. Накладная состоит из листов:
1 – оригинал накладной сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с листом уведомления о прибытии груза и самим грузом;
2 – дорожная ведомость сопровождает отправку до станции назначения и остается железной дороге назначения;
3 – дубликат накладной выдается отправителю после заключения договора перевозки;
4 – лист выдачи груза сопровождает отправку до станции назначения и остается железной дороге назначения;
5 – лист уведомления о прибытии груза сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом накладной и грузом.
Отправителем к накладной могут прикладываться дополнительные экземпляры дорожной ведомости для выполнения таможенных правил в пути следования или дороги назначения.
СМГС определяет сроки доставки грузов большой скоростью и малой скоростью. Эти сроки удлиняются на время задержки для выполнения таможенных и других правил: перерыва в сообщении, происшедшего не по вине железной дороги и временно препятствующего началу или продолжению перевозки; задержки, происшедшей в результате изменения договора перевозки.
По прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана выдать груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю. Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест и если при этом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы, отсутствие накладной и т. д.
Соглашением предусмотрен порядок изменения договора перевозки. Право изменения договора перевозки принадлежит отправителю и получателю. Отправитель может произвести следующие изменения договора перевозки:
· взять груз со станции отправления;
· изменить станцию назначения;
· изменить получателя груза;
· возвратить груз на станцию назначения.
· Получатель вправе:
· изменить станцию назначения груза в пределах страны назначения;
· изменить получателя груза.
Однако изменение договора перевозки, которое приведет к делению груза на части, не допускается. К Соглашению приложена примерная форма изменения договора перевозки.
Железная дорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМГС, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станции назначения. Какая последующая железная дорога, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.
Железная дорога ответственна за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозке до выдачи его на станции назначения.
Претензии и иски по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен двухмесячный срок.
Воздушный транспорт занимает особое место в транспортном обеспечении внешнеэкономических связей и экспорте транспортных услуг.Вклад гражданской авиации в процесс международного экономического развития определяется тем, что при незначительных физических объемах (до 1%) воздушным транспортом перевозится около четверти мирового экспорта по стоимости товаров.
Воздушным транспортом перевозятся, как правило, дорогие товары (стоимостью от 25 долл. США за 1 кг массы), занимающие незначительный погрузочный объем. Услугами грузовой гражданской авиации пользуются при перевозках на дальние расстояния (свыше 1 тыс. км) скоропортящихся и опасных грузов, уникальных товаров, денежной наличности и т.д. [37, с. 469].
По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку.
Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка при выполнении международных полетов воздушных судов.
Международная авиаперевозка осуществляется на основании перевозочных документов, являющихся транспортными документами и подтверждающих заключение договора воздушной перевозки. Таким транспортным документом является авиатранспортная накладная. По терминологии Варшавской конвенции 1929 года это воздушно-перевозочный документ, который обладает функциями, аналогичными функциям коносамента.
Грузоотправитель несет ответственность за правильность и полноту сведений, указанных в накладной, даже в тех случаях, когда она оформлялась перевозчиком по его просьбе. В накладной отправитель должен сделать указание на особые свойства груза или необходимость создания определенных условий при его перевозке.
Принятие груза к перевозке подтверждается отметкой перевозчика на накладной до момента погрузки груза на борт воздушного судна. К накладной отправитель прикладывает документы, необходимые для осуществления выполнения с грузом таможенных и иных формальностей.
Авианакладная выполняет функцию документа, подтверждающего заключение договора международной воздушной перевозки груза и расписки перевозчика в приеме груза.
Авианакладная представляет собой комплект и состоит из трех оригиналов, и девяти копий. Каждый лист грузовой авианакладной содержит номер авианакладной, который состоит из кода авиакомпании, и следующего за ним серийного номера (8 цифр). Три оригинала авианакладной (1, 2 и 3-й экземпляры) содержат на обратной стороне общие условия договора перевозки груза и имеют одинаковую юридическую силу.
Первый экземпляр накладной (зеленого цвета) остается у перевозчика, служит для расчетов и является документом, подтверждающим наличие договорных отношений с отправителем.
Второй экземпляр накладной (розового цвета) следует вместе с грузом до пункта назначения и выдается получателю вместе с грузом.
Третий экземпляр накладной (голубого цвета) выдается перевозчиком отправителю в момент приема последним груза к перевозке.
Остальные девять экземпляров комплекта накладных являются копиями и служат для различных целей (таможенного оформления груза, подтверждения участия других авиакомпаний в перевозке, для транспортных посредников, резервные копии).
Перевозка крупных партий грузов авиационным транспортом может быть оформлена договором аренды (чартера) воздушного судна. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушных перевозок. Проформы чартеров каждая авиакомпания разрабатывает самостоятельно.
Стороны договора купли-продажи кроме заключения договора непосредственно с перевозчиком, могут заключить договор экспедирования с транспортным посредником на условиях договора поручения или комиссии.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. К транспортно-экспедиционным относятся следующие виды услуг:
· услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;
· услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;
· организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;
· оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;
· сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;
· согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;
· представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;
· проверка количества мест, массы и состояния груза;
· хранение груза;
· прием груза в пункте назначения;
· уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;
· осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;
· консультирование по вопросам организации перевозок грузов;
· оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза.
Договор транспортной экспедиции может быть заключен на организацию комбинированной транспортировки груза. Комбинированная перевозка означает перевозку грузов на одной и той же транспортной единице с использованием нескольких видов транспорта. В договоре, как правило, определяются взаимоотношения сторон при планировании, осуществлении и оплате транспортно-экспедиторских услуг при комбинированных перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов.
ПРИМЕР. Заказчик поручает Экспедитору, а Экспедитор от своего имени по поручению и за счет Заказчика обеспечивает (в интересах последнего) транспортно-экспедиторское обслуживание (ТЭО) его грузов, перевозимых, в зависимости от конкретной комбинированной транспортной цепочки, разработанной для перевозки каждой партии груза, морским (включая контейнеры), железнодорожным и автомобильным транспортом по территории стран СНГ, Балтии и других государств.
При этом на каждую перевозимую партию груза Стороны заключают соответствующее Дополнение к настоящему Договору или оформляют транспортный заказ с описанием всех необходимых условий перевозки, ставок (тарифов), сроков оплаты, которые подписываются обеими Сторонами Договора до начала реализации перевозки.
В договоре устанавливаются обязательства и ответственность сторон.
Заказчик, как правило, обязан представить экспедитору, не позднее установленного срока до планируемой даты отгрузки, заявку на перевозку и транспортно-экспедиторское обслуживание с точным указанием всех условий перевозки. В заявке указывается:
· точные адреса мест погрузки и доставки груза;
· дата и время подачи подвижного состава под загрузку;
· тип подвижного состава (на начальной стадии отгрузки);
· наименование, вес, номенклатура (по ТН ВЭД СНГ), вид груза, количество мест, вид упаковки, описание грузовых мест с указанием их размеров, веса нетто и брутто;
· ожидаемая загрузка каждой единицы подвижного состава;
· особые условия перевозки каждой партии груза (при необходимости).
Заказчик должен своевременно предоставить экспедитору имеющуюся в его распоряжении информацию, необходимую для заполнения транспортных железнодорожных накладных СМГС, а также автомобильных накладных CMR и книжек МДП (Carnet-TIR).
В связи со сложностью организации комбинированной перевозки в договоре определяют, что по запросу экспедитора заказчик от своего имени обязан предоставлять четкие письменные инструкции по его дальнейшим действиям. Такие инструкции должны быть предоставлены в течение ограниченного времени (1-2 часа) после их требования экспедитором при условии, что требование поступило от экспедитора в письменном виде в течение рабочего времени заказчика.
За выполненные предварительно согласованные и дополнительные услуги заказчик выплачивает экспедитору вознаграждение.
Обязанности и права экспедитора. Экспедитор по письменной заявке заказчика производит выбор оптимального с точки зрения качества, надежности и экономической целесообразности маршрута и способа перевозки грузов.
В договоре может быть предусмотрено право экспедитора использовать на свое усмотрение любых субподрядчиков для выполнения, заявленного заказчиком объема работ без предварительного и последующего уведомления и (или) согласия с его стороны.
Экспедитор предпринимает в интересах заказчика необходимые меры для беспрепятственного прохождения груза, осуществляет непрерывное слежение за его движением, а также информирует заказчика о местонахождении груза, производит розыск подвижного состава.
Обязанности экспедитора в значительной мере будут определяться особенностями организации перевозки грузов конкретным видом транспорта, а также маршрутом перевозки.
ПРИМЕР. Экспедитор осуществляет полный комплекс услуг с момента поступления груза на предпортовую станцию (для экспортных грузов из СНГ) или прибытия судна в порт (для импортных грузов в СНГ) в морских и речных портах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, который включает в себя, как правило, следующие работы:
– погрузка (выгрузка) груза из вагонов (контейнеров);
– укладка, крепление, увязка груза, обеспечение наличия крепежных материалов и т.п.;
– перегрузка контейнеров с (на) борта судна на (с) железнодорожные платформы и автомобили;
– сюрвейерский контроль;
– выделение плана вагонов;
– подача-уборка вагонов ( контейнеров) в (из) порт(а);
– зачистка вагонов после выгрузки груза;
– хранение груза в порту;
– осуществление таможенных формальностей (таможенная очистка, декларирование и т.п.);
– оформление товаросопроводительных документов;
– оформление коносаментов (в строгом соответствии с инструкциями Заказчика);
– рассылка отгрузочных документов курьерской почтой по адресам, указанным Заказчиком.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.
В случае необходимости дополнительный перечень услуг приводится в транспортных заказах или дополнениях к договору на каждую перевозку конкретной номенклатуры груза и варьируется в зависимости от специфики перевозимого груза и потребностей заказчика.
Вознаграждение экспедитору может выплачиваться в виде процентов от суммы провозных платежей или включается экспедитором отдельной статьей в общую стоимость перевозки. Обычно основанием для оплаты услуг экспедитора является счет, отправленный им по факсу заказчику с последующей досылкой оригинала счета, а также товаросопроводительных документов (CMR, коносаменты, портовые сюрвейерские акты и т. д.) курьерской почтой по каждой конкретной перевозке.
Стороны несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. На экспедитора условиями договора может быть возложена ответственность за сохранность груза. Для обеспечения возмещения ущерба в случае утраты или повреждения груза по согласованию с заказчиком экспедитор страхует в страховых компаниях перевозимые грузы.
ПРИМЕР. За утрату, порчу, повреждение или недостачу груза Экспедитор возмещает Заказчику убытки в полном объеме, на основе оригинального акта независимой экспертизы по состоянию груза при участии представителей Торгово-промышленной палаты страны грузополучателя, устанавливающий факт наступления ущерба, причины его возникновения и размер причиненного ущерба.
Груз считается утраченным по истечении 60 дней с момента расчетного срока доставки.
На заказчика может быть возложена обязанность возместить экспедитору расходы, явившиеся следствием предоставления некорректной информации о перевозимом грузе, особых условиях перевозки и т.д., что привело к объективному удорожанию ранее согласованной перевозки. Кроме того, заказчик возмещает экспедитору расходы за простой транспортных средств под загрузкой в случае непредставления груза к перевозке.
ПРИМЕР. Заказчик оплачивает Экспедитору следующие издержки:
Простой наземного подвижного состава в ожидании загрузки в размере:
1. Для железнодорожных вагонов – согласно предоставленным Экспедитором подтверждающих документов Заказчику с калькуляцией неустоек за простой.
2. Для автомобилей:
2.1. Сверхнормативный простой: 150,00 долл. США за каждые начатые 24 часа по истечении бесплатного срока для погрузки (разгрузки) на территории стран СНГ – 48 часов, на территории стран дальнего зарубежья – 24 часа.
Претензии и иски стороны предъявляют в письменной форме с приложением документов. В случае возникновения претензии со стороны заказчика, связанной с утратой, порчей, повреждением или недостачей, груза он обязан оформить претензию с калькуляцией ущерба, актом независимой экспертизы по состоянию груза, а также предоставить инвойс на поврежденный груз для подтверждения стоимости груза. Также в договоре устанавливаются сроки и порядок предъявления претензий.
ПРИМЕР. Претензии в отношении состояния предъявляются незамедлительно при прибытии груза, если повреждение, порча или недостача носят явный характер и в течение 7 дней (исключая выходные и праздничные дни страны грузополучателя) с момента получения груза уполномоченными лицами, в случае, если имеют скрытый характер.
Другие статьи договора транспортной экспедиции: форс-мажор, арбитраж, прочие условия имеют близкое содержание с аналогичными статьями договора купли-продажи товаров.