Основные требования к типу судна
Для изложения основных требований к типу судна резюмируются выводы предыдущих подразделов. В первом приближении можно сформулировать следующие характеристики типа судна:
· Тип судна – танкер-продуктовоз.
· Назначение и специализация судна – перевозка наливных грузов. Широкая специализация.
· Ограничение по району плавания. Неограниченный район плавания.
· Ледовый класс. Л3.
· Архитектурно-конструктивный тип. Однопалубное судно с двойным дном, двойными бортами, с кормовым расположением МКО и жилой надстройки, с бульбообразным носом и транцевой кормой, с минимальным надводным бортом (т. к. W = 1,3 м3/т).
· Удельная грузовместимость. W = 1,16 = 1,3 м3/т.
· Ограничение по осадке. Максимальная осадка – 8,5 метров (т.к. наибольшая глубина в порту Калькутта).
· Грузовые средства судна, специфические требования по обеспечению температурно-влажностного режима в грузовых помещениях.Судно должно быть оснащено грузовыми насосами, зачистными насосами, системой подогрева груза, системой инертных газов и газоотводной системой.
· Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности. На судне должно быть: 2 противопожарных центробежных насоса, система паротушения, пенотушения, углекислотного тушения и система пожарной сигнализации.
2.2 Обоснование границ варьирования и выбор вариантов типа судна
В соответствии с предполагаемым режимом эксплуатации необходимо выбрать грузоподъемность и скорость судна.
При разработке вариантов по чистой грузоподъемности необходимо учитывать следующие факторы:
- глубины на трассе следования и в портах захода;
- дальность перевозок;
- нормы грузовых работ.
Глубины на трассе следования или в портах ограничивают осадку судна, а значит, и определяют допустимое водоизмещение в первом приближении.
Допустимое водоизмещение в первом приближении:
, где (12)
Тmax – допустимая осадка судна.
tотн – относительная осадка, равная 0,28-0,33 м.
Тmax = h- ∆h, м, (13)
h- ограниченная глубина на трассе или в портах, м;
∆h- запас на заносимость фарватера, равный 0,4 м;
Максимальное значение дедвейта судна:
, где (14)
– коэффициент утилизации водоизмещения, равный 0,65-0,8 для сухогрузного флота
Допустимое значение чистой грузоподъемности судна:
, где (15)
– коэффициент утилизации дедвейта, принимаемый в пределах 0,88-0,95.
Полученное значение чистой грузоподъемности принимаем нижним пределом варьирования, т. к. проектируемое судно будет работать на линии большой протяженности (L = 16142 мили) с достаточно высокими нормами грузовых работ (Мв = 12486,56 т/сут.) и перевозить массовые грузы с большим объемом суммарного грузопотока (åQ = 960000 т), который предъявлен к перевозке. Также, в задании указана партионность, нижний предел которой составляет 15000 т. Из табл.1 Приложения выбираем интервал варьирования для рассчитанной чистой грузоподъемности, равный 2000 т. Следовательно, значения чистой грузоподъёмности будут следующие:
=15350 т =17350 т =19350 т
Определим следующие характеристики судна:
Валовая грузоподъемность судна: (16)
, ,
Водоизмещение судна: (17)
, ,
В данном курсовом проекте протяженность линии большая. Учитывая, что преимущества высокоскоростных судов реализуются на больших расстояниях, следует взять скорость в 15 узлов за минимальную с шагом 1 узел, т. е. скорости 16 и 17 узлов.
Типы двигателя МЛДВС, т.к. ориентировочная мощность варьирует в пределах 6,0-25,0 тыс. л.с.
Проведенные расчеты и обоснования позволяют составить таблицу 10 - варианты типа судна, для которых выполняются все дальнейшие расчеты.
Таблица 10
Грузоподъемность, тонн | |||||||||
Тип СЭУ | Dч1 = 15350 | Dч2 = 17350 | Dч3 = 19350 | ||||||
Скорость хода, уз | Скорость хода, уз | Скорость хода, уз | |||||||
МЛДВС | v1=15 | v2=16 | v3=17 | v1=15 | v2=16 | v3=17 | v1=15 | v2=16 | v3=17 |