Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Негритянский) гетто, (глубокий) декольте, (мандариновый) джем, (шерстяной) кашне, (старый) кенгуру.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Торт, свитер, простыня, клешня, ясли.
3. Напишите количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.
К 345; от 98; из 946; перед 44.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Информировать (ход выполнения задания); свидетельствовать (работа), повлиять (решение), ругать (беспечность), упрекать (бездеятельность).
2. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.
1. После того как помещик прочитал это письмо, он был в глубоком изумлении. 2. Когда мальчик переходил через рельсы, он был оглушен неожиданным свистком паровоза. 3. После того как ребята подъехали к реке, они остановили лошадей.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
В той тишине как (бы) медле(н, нн)о тронулась с места божестве(н, нн)ая воздушная колесница со св…ркающими ободами и спицами и пок…тилась по (н…)зримым волнам за пр…делы зала ост…вляя за собой долго (не)стихающий всякий раз вновь возр…ждающийся из (не)исч…рпаемых запасов духа торжестве(н, нн) и ликующий след гол…сов.
ВАРИАНТ № 5
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Деньгами, призом, комбайнер, новорожденный.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Беллетрист, филателист, аскет, ретроград, абсолютный.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Они вынуждены были совершить вынужденную посадку. 2. Он приехал на стройку два года тому назад. 3. Судя по тем находкам, которые, они нашли,. Уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.
3. Составьте словосочетания с данными паронимами.
Архаический – архаичный, воспитательский – воспитательный, гармоничный – гармонический.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Он бьется как рыба в воде. 2. Вопрос с топливом сложный и просто забросать шапками его нельзя. 3. Старушка, видимо, устала, она шла медленно на одном дыхании.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Драконовы методы. 2. Лебединая песня. 3. Между Сциллой и Харибдой.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Широкий) авеню, (понятливый) шимпанзе, (золотой) пенсне, (крутогорбый) зебу, быстрый (попурри).
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Цапля, кочерга, простыня, солдат, пролетарий.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
С 6, о 22, перед 134, до 1972.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Приплыть, добраться, достичь (берег); препятствовать, тормозить (движение).
2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.
1. В одном из залов ресторана, который был недавно отремонтирован, возник пожар. 2. Письма, которые поступают в редакцию, внимательно изучаются. 3. Работа, которая была выполнена в короткий срок, вызвала критику экспертов.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ… .
ВАРИАНТ № 6
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Каталог, заиндеветь, донельзя, наголо, мастерски.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Апатичный, реликт, фолиант, раритет, ретроград.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. В кошельке осталось всего три рубля денег. 2. На вечере присутствовали молодые бойцы и пожилые ветераны. 3. Присутствующим были вручены дипломы и памятные сувениры.
3. Составьте словосочетания с паронимами.
Туристский – туристический, железный – железистый, невежа – невежда.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Чтобы скорее решить вопрос, документы были положены под сукно. 2. Новая работа пришлась ему по душе: наконец-то он попал в переплет. 3. Он никогда не держал камня под мышкой, всегда говорил правду.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Гора родила мышь. 2. Менторский тон. 3. Из мухи делать слона.