Нормы построения простого предложения
К нормам построения предложения относят нормы согласования подлежащего и сказуемого. Частотны ошибки при согласовании подлежащего, выраженного собирательным числительным с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть) и сказуемого: Меньшинство группы пришли на занятие (соответствует норме: Меньшинство пришло на занятие).
Сказуемое имеет форму единственного числа:
1) если при собирательном существительном нет зависимых слов: Большинство радовалось победе;
2) если при собирательном существительном есть зависимое слово в родительном падеже единственного числа: Большинство молодежи было радо появлению новой социальной программы;
3) еслисказуемое выражено страдательным глаголом или страдательным причастием: Ряд студентов был опрошен в течение прошедшего времени;
4) если в состав подлежащего входят слова лет, дней, часов: Большинство дней этого месяца ушло на подготовку к экзаменам.
Сказуемое употребляется в форме множественного числа:
1) если подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга: Ряд представителей разных фирм участвовали в семинаре.
2) если при подлежащем есть несколько управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа: Большинство писателей, учёных, педагогов выступили за реформу образования;
3) если при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов своевременно выполнили контрольные работы, сдали зачёты и подготовились к экзаменам:
4) если именная часть сказуемого имеет форму множественного числа: Большинство были призёрами соревнований.
Сказуемое может употребляться как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет зависимые слова в форме родительного падежа множественного числа. При возможности вариантов существует тенденция к согласованию подлежащего и сказуемого по смыслу.
Сказуемого при подлежащем, выраженном числительным с зависимым словом в родительном падеже, может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа.
Сказуемое имеет форму единственного числа, если:
1) подлежащее стоит после сказуемого: Было решено пять задач; Не пришло на занятие трое студентов;
2) подлежащее называет неодушевлённый предмет и осложнено вторым родительным падежом: Два стакана чая стояло на столе;
3) подлежащее – количественное сочетание со словом один: Двадцать один человек получил премию;
4) подлежащее – количественное сочетание со словами полтора, полтораста;
5) подлежащее – количественное сочетание со словами столько, сколько, много, немного, мало, немало: Сколько человек пришло на лекцию? Немало праздников организовано нашей компанией;
6) в состав подлежащего входят слова всего, лишь, только: Всего шесть студентов сдали зачёт;
7) подлежащее обозначает промежуток времени: Десять дней прошло после нашей встречи;
8) подлежащее обозначает меру веса: Два килограмма яблок лежало на столе;
9) подлежащее обозначает меру пространства: Восемь метров дороги проложено за 7 часов;
10) подлежащее имеет значение приблизительности: В Челябинске живёт около миллиона человек;
11) слова в составе подлежащего отдалены друг от друга: Студентов пришло пятеро;
12) подлежащее – сочетание по кому-нибудь/чему-нибудь: В коробку помещалось по четыре банки.
Сказуемое употребляется в форме множественного числа, если:
1) подлежащее – количественное сочетание со словом оба (обе): Оба упражнения составлены;
2) в составе подлежащего есть определение: Эти восемь задач решены; Все семь вопросов были записаны на занятии;
3) к подлежащему относится придаточная часть со словом который: Десять задач, которые мы решили на практическом занятии, были и в экзаменационных билетах.
Сказуемое может стоять как в форме множественного числа, так и в форме единственного числа, если в составе подлежащего есть слово несколько.
Ошибки часто возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение: Магазин «Магмика» появилась в нашем городе недавно.
Как правило, сказуемое согласуется с подлежащим, приложение не влияет на подлежащее. При сочетании видового понятия и родового функцию приложения выполняет видовое понятие: Трава зверобой росла везде. При сочетании нарицательного существительного и собственного существительного в роли подлежащего выступает собственное существительное, обозначающее имя человека: В класс вошла директор школы Елена Алексеевна. Если в предложении имя собственное не относится к человеку, то оно является приложением: Журнал «Наука и жизнь» вышел 10 сентября. Пояснительные слова, присоединительные конструкции, стоящие при подлежащем не влияют на согласование: Всё, даже природа, радовалось. При согласовании сказуемого со сложным существительным учитываются смысловые отношения между частями сложного слова: сказуемое согласуется с той частью слова, которая обозначает более широкое понятие (Кресло-кровать стояло у стены) или конкретный предмет (Чудо-студент всех развеселил).
Кроме неправильного согласования подлежащего и сказуемого, ошибки возникают при построении однородного ряда: сочетание полной и краткой форм прилагательных (Моя речь ясна, точна, логична, иногда яркая и эмоциональная), сочетание существительного и неопределённой формы глагола (Книги помогают нам в учёбе и выбирать профессию), использование слов, обозначающих несопоставимые понятия (Мы пошли в поход, с собой взяли картошку, палатку и Марию Ивановну), родовое и видовое понятие (Мы читали стихотворения и произведения Пушкина) и др.
В качестве однородных членов предложения могут использоваться только слова, обозначающие сопоставимые понятия: Мы пошли в поход, с собой взяли картошку, лук, мясо.
В однородный ряд могут входить слова, обозначающие непересекающиеся понятия: Мы читали стихотворения и повести Пушкина.
Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи (Он шел босой и без рубахи), но не могут в однородный ряд входить существительное и глагол в неопределенной форме, полная и краткая формы прилагательных, простое глагольное и составное именное сказуемое.
При построении однородного ряда необходимо помнить, что зависимое слово должно употребляться в одном и том же падеже при главных словах: Мы должны организовывать и контролировать работу студентов. Синтаксическая норма нарушена в предложении: Мы должны руководить и организовывать работу студентов. Обобщающее слово при однородном ряде должно стоять в той же форме, что и другие члены однородного ряда. В предложении В саду я увидел цветы: георгин, гладиолус, ромашка, астра это правило нарушено.
При построении предложения часто возникают трудности, связанные с употреблении причастного и деепричастного оборотов.
Деепричастие – форма глагола, которая обозначает добавочное действие, выполняемое кем-либо. Поэтому в предложении деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Иначе возникает ошибка: Не чувствуя усталости, наш путь продолжался.
Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Причастный оборот может стоять до или после определяемого слова. Определяемое слово внутри причастного оборота приводит к двусмысленности высказывания: Мы наблюдали за выступавшими детьми на сцене.
Неудачный порядок слов в предложении может приводить к искажению смысла высказывания: Мы купили игрушки для детей из пластмассы. В русском языке свободный порядок слов, но он может влиять на смысловые и оценочные оттенки предложения.