Китай в 1914-1918 гг. (5 требований Японии к Китаю)
В апреле 1912 г. в Пекине из членов Нанкинского собрания и депутатов от провинций был создан временный парламент. Но добиться создания ответственного перед ним правительства этот парламент так и не сумел. Президент Юань Ши-кай предпочитал править без санкции парламента и вел дело к созданию сильной центральной власти, даже диктатуры. Сунь Ят-сен, вначале было смирившийся с этим, осенью приступил к созданию новой политической партии Гоминьдан, что было необходимо в связи с намечавшимися на конец 1912 — начало 1913 г. выборами в постоянный парламент. Но Юань Ши-кай, игнорируя созванный в апреле 1913 г. парламент, начал готовиться к борьбе с Гоминьданом, к вооруженному походу на революционный республиканский юг страны. Гоминьдановцы, собравшие в парламенте большинство, мешали ему, и в ноябре 1913 г. он распустил парламент, а в начале 1914 г. также провинциальные н местные демократические учреждения. В марте того же года он открыто выступил против суньятсеновской временной конституции, принятой в Нанкине в 1912 г., а 1 мая 1914 г. опубликовал проект новой конституции, согласно которому президенту предоставлялись почти неограниченные права, а также восстанавливались многие должности, звания и титулы только что свергнутой монархии. В декабре 1914 г. облаченный в императорские регалии президент совершил торжественный обряд в храме Неба, что должно было символизировать верность имперским порядкам.
В январе 1915 г. Япония овладела захваченными Германией в 1898 г. территориями в Шаньдуне и, укрепившись на китайской земле, предъявила Китаю 21 требование, суть которых сводилась к превращению Китая в зависимое от нее государство. Поторговавшись, Юань Ши-кай вынужден был принять значительную часть этих требований, что заметно усилило позиции Японии в Китае. Стремясь сыграть на этом. Юань Ши-кай сетовал на слабость власти в новом Китае, а усиление ее он видел в отказе от республиканского строя, в возвращении к монархии. Выдав свою дочь замуж за последнего китайского императора Пу И, он уже готовился к тому, чтобы провозгласить себя новым императором Китая. Но кампания за восстановление монархии вызвала сильное сопротивление в стране. Вновь заявил о себе регионализм: генералы, бывшие хозяевами в той или ивой провинции, не хотели подчиняться центру. Юань Ши-кай вынужден был отказаться от своих планов восстановления монархии и вскоре после этого летом 1916 г. умер.
Смерть Юань Шн-кая сняла на время проблему восстановления монархии в Китае (в 1917 г. к ней попытался было вновь вернуться преемник Юаня Дуань Ци-жуй, планировавший посадить на трон Пу И, но его замысел потерпел неудачу), а главным следствием этого было ослабление власти в Пекине и постепенный переход ее, как упоминалось, к местным генералам-милитаристам. Как то не раз бывало в кризисные периоды в истории Китая в прошлом, на первый план в политической жизни страны вновь и надолго вышли военные. Парламент разгоняли и собирали вновь то в Пекине, то в Нанкине, но роль его была уже второстепенной: он мог лишь санкционировать свершавшиеся помимо его воли события, будь то назначение того или иного президента, изменение или восстановление конституции. В аналогичном положении находился и лидер китайской революции Сунь Ят-сен: то его избирали президентом, то он вновь терял этот пост, причем практически все зависело от воли милитаристов, обладавших реальной властью в том или ином регионе на юге страны.
«Двадцать одно требование» — японский ультиматум, предъявленный президенту Китая Юань Шикаю в январе 1915 г. — после захвата японскими войсками германской базы в Циндао и оккупации китайской провинции Шаньдун.
Ультиматум подразделялся на 5 групп.
Первая группа относилась к Шаньдуну. Она предусматривала признание Китаем всех соглашений, которые могли быть заключены между Германией и Японией относительно Шаньдуна, и неотчуждение частей территории провинции. Предусматривались также передача Японии прав на постройку там железных дорог и открытие для Японии главных городов и портов.
Вторая группа требований касалась Южной Маньчжурии и восточной части Внутренней Монголии. Япония требовала продления срока аренды Порт-Артура, Дайрена, Южно-Маньчжурской и Аньдун-Мукденской железных дорог на 99 лет, предоставления японцам права приобретения и аренды земель, права проживать, передвигаться и заниматься любым видом деятельности на данной территории, приглашения японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам, а также предоставления Японии в аренду на 99 лет Гирин-Чаньчуньской железной дороги.
Третья группа предлагала превратить в смешанное японо-китайское предприятие Ханьепинский промышленный комбинат, объединявший рудники и железоделательные заводы.
Четвертая группа запрещала Китаю отчуждать и сдавать в аренду гавани, бухты и острова вдоль китайского побережья.
Наконец, пятая группа предусматривала приглашение японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам при центральном правительстве Китая, признание права земельной собственности в Китае для японских храмов, больниц и школ, создание японо-китайских военных заводов при научно-технической помощи Японии, предоставление Японии прав на постройку железных дорог на китайской территории, консультации с Японией по вопросам строительства железных дорог, рудников и портов в провинции Фудзянь, предоставление японцам права религиозной пропаганды в Китае.
«21 требование» представляло собой, таким образом, программу политического, экономического и военного подчинения Китая Японии. Документ, который был предъявлен Китаю японским правительством, был настолько наглым и безнравственным, что даже его авторы воспринимали его как беспрецедентное нарушение норм международного права. Поэтому они пытались скрыть «21 требование» фактически ото всех — от широких слоев населения Китая, от Великобритании, которой обязаны были сообщить о них, согласно условиям договора о союзе, от других великих держав, наконец, от собственного народа.
Тем не менее через несколько дней сведения о демарше японцев в Китае попали на страницы мировой печати. В конце января 1915 г. одновременно в Вашингтоне и Токио было опубликовано официальное заявление, отрицавшее факт предъявления Китаю каких-либо требований. Когда стало ясно, что это не соответствовало действительности, последовали опровержения МИД Японии по поводу содержания отдельных требований — нарушения принципа территориальной целостности Китая, прав иностранцев, наконец, по поводу предъявления пятой группы требований, которую японцы после ее опубликования пытались представить просто как «пожелания» Китаю.
С начала февраля до середины апреля шли японо-китайские переговоры по «21 требованию», на которых китайские представители пытались отстоять независимость страны. Их упорство дало определенные результаты, отдельные пункты были изменены, но в целом документ остался почти прежним. Япония, продолжавшая жестко проводить свою линию, 7 мая предъявила ультиматум о принятии требований, Китай был вынужден подчиниться.
США первыми выразили жесткий протест против японского ультиматума.
Проблема Шаньдуна в японо-китайских отношениях стала перерастать в узел сложнейших противоречий между двумя странами. Только в 1922 г. Международная конференция в Вашингтоне разрешила эту проблему, вернув Китаю его исконную территорию.