Склонение имён существительных
Латинский язык (Lingua Latina)
Раздел очень важен, так как изучение латыни в гимназии является нормой при отсутствии толкового учебника начального уровня. А латынь является одним из самых важных словообразующих языков.
Здесь будет предпринята попытка создать виртуальный учебник.
Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Для чего нужно изучать латинский язык?»
- В основе большинства европейских языков лежит латынь, и её изучение позволяет быстрее и проще понять принципы составления слов в этих языках. Кроме того, некоторые слова пишутся также или очень близко к латинским, несмотря на другое произношение. Поэтому можно гораздо быстрее выучить их написание. Изучение латинского языка развивает грамматическое мышление, учит видеть структуру языка, что способствует усвоению грамматики русского языка и современных иностранных языков.
- Терминология всех научных дисциплин имеет греко-латинское происхождение. Это особенно важно для биологии, медицины, юриспруденции, математики, физики, химии. Причем это относится не только к высшему специальному образованию, но и к школьной программе. Выучить термины очень сложно, если непонятно, от каких слов они образованы.
- Таксономия в анатомии, ботанике, зоологии основывается исключительно на латинском языке, даже в тех редких случаях, когда запись производится кириллическими буквами.
- В современном активном разговорном русском языке имеется несколько десятков тысяч слов, пришедших из латинского языка без изменений, либо содержащих латинские основы: астрономия, библиотека, квартал, мелодия, параграф, физика и многие другие.
- Изучение латинских крылатых выражений намного облегчает вычленение и заучивание словообразовательных единиц, повышает общий уровень культуры.
- Так или иначе, все европейские алфавиты построены на основе латиницы.
- Латинский алфавит является фонетической основой для международной транскрипции всех иностранных языков.
- Практически все переменные величины во всех областях знаний принято обозначать латинскими и, реже, греческими буквами.
- Изучение латинского языка даёт фундамент гуманитарного образования, открывающий доступ к более адекватному восприятию и пониманию философии, литературы, живописи и других наук.
Данной важнейшей дисциплине обучает , которую с первых дней полюбило большинство учеников.
Домашнее задание
Ниже приведены задания к предыдущим урокам для тех, кто болел или пропустил урок по другим причинам.
Архив домашних заданий: 2008/09 уч.г., 2007/08 уч.г.
Правила постановки ударения
Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным (то есть слог выделялся повышением или понижением тона), а не экспираторным (выдыхательным), как, например, в русском языке. Основные правила латинского ударения сводятся к следующему:
- Ударение не ставится на конце слова.
- В двухсложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: vi-a дорога.
- В трехсложных или многосложных словах место ударения определяется количеством второго слога от конца (правило второго слога). В подобных случаях ударение ставится:
- на втором слоге с конца, если этот слог долгий: for-tū-na – судьба, ma-gis-ter – учитель;
- на третьем слоге с конца, если второй слог краткий: po-pŭ-lus – народ, ra-tĭ-o – разум.
Фонетика
Черта над буквой (ā) означает долгий звук, дуга (ĕ) – краткий звук. Если при чтении это соблюдается не всегда, то для постановки ударения знание долготы абсолютно необходимо.
Согласный «c» перед буквами «e», «i», «y» и дифтонгами «ae», «oe», произносится как русское [ц]. Например centum [ц'ентум] сто, circulus [ц'иркулюс] круг, Cyclops [Ц'иклопс] Циклоп, Caesar [Ц'эзар] Цезарь, coeptum [ц'ёптум] начинание.
Во всех остальных случаях, то есть перед гласными «a», «o», «u» и дифтонгом «au», а также перед всеми согласными, «c» произносится как русское [к]: clarus [кл'ярус] славный, cura [к'ура] забота, casa [к'аза] хижина, causa [к'ауза] причина, collega [колл'ега] товарищ.
Следующие сочетания встречаются только в словах греческого происхождения:
«ph» произносится как русское [ф]: philosophus [фил'озофус] философ;
«rh» произносится как русское [р]: rhetor [р'этор] ритор;
«th» произносится как русское [т]: theatrum [тэ'атрум] театр.
Сочетание «ch» произносится как русское [х]: pulcher [п'ульхэр] красивый;
«ti» перед следующим за ним гласным произносится как [ци]: ratio [р'ацио] разум, scientia [сци'энциа] знание, НО в слове totius (род. пад. от totus весь, целый, в греческих словах, например, Miltiades [Мильт'иадэс] Мильтиад и после «s», «t», «x» сочетание «ti» произносится как [ти]: bestia [б'эстиа] зверь.
Перед заднеязычным звуком ([c], [g], [q]) буква «n» передает заднеязычный носовой звук [ŋ]: ancora ['аŋкора] якорь.
Сочетание «ngu» произносится как [ŋгв]: lingua [л'иŋгва] язык.
Буква «q» употребляется всегда в сочетании с «u» и произносится как [кв]: quinque [кв'инквэ] пять.
Сочетание «su» в словах suadeo [св'адэо] советую, suavis [св'авис] приятный, consuesco [консв'эско] привыкаю произносится как [св]. В других случаях это сочетание произносится как [су]: suus [с'уус] свой.
Между двумя гласными «s» произносится как русское [з]: casa [к'аза] хижина. Во всех остальных случаях «s» произносится как русское [с]: stare [ст'арэ] стоять, sanus [с'анус] здоровый, vesper [в'эспэр] вечер.
Дифтонги
Сочетание двух гласных звуков в одном слоге называется дифтонгом. В латинском языке встречаются два дифтонга:
au – как русское ['ау]
eu – как русское ['эу]
и два диграфа (две буквы, но один звук):
ae – как русское [э]
oe – как немецкое [ö] или французское [œ].
Если в последних двух (ae и oe) гласные относятся к разным слогам, т.е. должны произносится раздельно, то над вторым ставятся ¨ (трёма) или знак долготы ‾ или краткости ˘. Например, poëta или poēta [по'эта] поэт; coëmo или coĕmo [ко'эмо] скупаю.
Теория
Так как курс латыни направлен на подготовку ко второму иностранному языку и формирование (в том числе) и лингвистической компетенции, то теорию необязательно всю учить наизусть – важно понимание структуры языка, того, как строится и функционирует язык. А знания о том, что такое спряжение и чем оно отличается от склонения, поможет и в изучении русского языка.
Имя существительное
Имя существительное в латинском языке обладает следующими категориями:
- Число: единственное (singularis – sg.) и множественное (pluralis – pl.).
- Род:
- Мужской род – masculinum (m)
- Женский род – femininum (f)
- Средний род – neutrum (n)
- Падеж:
- Nominativus – именительный падеж (N.)
- Genitivus – родительный падеж (G.)
- Dativus – дательный падеж (D.)
- Accusativus – винительный падеж (Acc.)
- Ablativus – аблатив (соответсвует русскому творительному, предложному и родительному в значении удаления) (Abl.)
- Vocativus – звательный падеж (V.)
Склонение имён существительных
Склонение – изменение по падежам и числам.
В латинском языке склонение определяется не только по роду и окончанию в Именительном падеже (Nominativus), как в русском языке, но и по окончанию Родительного падежа (Genitivus).