Терминологический словарь. к теме метроритм
к теме метроритм
Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков.
Акце́нт – ударение в музыке (ударная доля).
Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера.
Дли́тельность – одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела.
До́ля(в музыке) — элементарная единица музыкального метра.
Зата́кт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его; затакт начинается со слабой доли.
Ли́га – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков; звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты.
Метр– равномерное чередование сильных и слабых долей.
Па́уза – перерыв в звучании называется.
Разме́р – выражение долей метра определенной длительностью.
Ритм – чередование различных длительностей.
Сильные доли – доли, на которые приходятся акценты.
Синко́па – смещение акцента с сильной доли на слабую.
Слабые доли – доли, не имеющие акцентов.
Такт– часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой).
Та́ктовая черта – вертикальная черта на нотном стане, которая ставится перед сильной долей.
Трезву́чие – акко́рд, состоящий из трёх звуков, которые можно расположить по терциям.
Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину.
Ферма́та – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения.
Интервалы. Аккорды. Трезвучия
Цель: ознакомление с простыми интервалами, аккордами и их характеристикой
Интервалы
Интервал (от лат. intervallum – промежуток) – это соотношение двух звуков в одновременном или последовательном сочетании.
Различают два вида интервалов – гармонический (при одновременном звучании) и мелодический (при последовательном сочетании звуков).
Нижний звук интервала называется его основанием, верхний – его вершиной:
В зависимости от направления, мелодический интервал может быть восходящим или нисходящим:
а) восходящий мелодический интервал читается от основания к вершине, без всяких оговорок (до – соль) или с указанием направления (до – соль вверх):
б) нисходящий мелодический интервал читается с обязательным указанием направления (соль – до вниз).
в) гармонический интервал читается от основания (до) к вершине (соль).
Каждый интервал определяется двумя величинами – ступеневой и тоновой:
- ступеневая величина определяется количеством ступеней, составляющих интервал (например, «до – ми» - три ступени);
- тоновая величина определяется количеством тонов и полутонов («до – ми» - 2 тона).
Название простых интервалов
Интервалы в пределах октавы называются простыми. Ступеневаявеличина интервалов обозначается арабскими цифрами; названия интервалов применяются на латинском языке и в виде порядковых числительных: 1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава.
Тоновая величина обозначается прилагательными: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная (сокращённо м., б., ч., ув., ум.)
В зависимости от качества звучания интервалы делятся на:
1) консонансы (звучат мягко);
2) диссонансы (звучат резко).
Характеристика интервалов
Прима
Прима чистая – это интервал, состоящий из повторения одного и того же звука («до-до», «ре-ре» и т.д.). Такое сочетание звуков называется унисоном. Ступеневая величина – 1, тоновая «0» тонов. Унисон достигается полным слиянием высоты, силы и тембра поющих голосов. Интервал «прима» часто используется в русских народных прибаутках, скороговорках: «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Барашеньки-крутороженьки» и др.
По характеру звучания – консонанс.
Небо синее
Секунда
Ступеневая величина – 2 ступени.
Тоновая величина – м. 2 – ½ тона,б. 2 – 1 тон.
По характеру звучания относится к диссонансам.
Две соседние ступени звукоряда образуют интервал «секунда».
Малые секунды: ми-фа, си-до, а также между белыми и соседними чёрными клавишами (до-ре , ре-ми и т.д.); большие секунды: до-ре; ре-ми; фа-соль; соль-ля; ля-си, а также до -ре , си-до , ми-фа и т.д.
Интервал «секунда» часто используется в русских народных скороговорках: «Дождик», «Срока» и др.
Гармошка
Я иг - ра - ю на гар - мош-ке, и по - ют мо-и друзь-я. Под-пе - ют за о -кош - ком нам че- ты-ре во-робь - я.
Терция