Формы иностранных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции
Существуют следующие формы иностранных инвестиций:
ü прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
ü портфельные, при которых иностранный инвестор активно не участвует в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг;
ü прочие инвестиции, к которым относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.
Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, а менее 10-20% - портфельными.
Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки: в 1987 г. были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий советских организаций с зарубежными партнерами. Это и положило начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую (советскую) экономику.
Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 г. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Главным результатом его принятия стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых отраслях народного хозяйства).
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
ü привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
ü регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
ü привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
ü создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма ограниченную отраслевую направленность. Большая их часть вкладывается в:
ü экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК, включая нефтехимию);
ü горнодобывающую промышленность;
ü деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность;
ü в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).
Такой «отраслевой перекос» не случаен – он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировых рынках как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанной в первую очередь на потребительский спрос.
В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию. Прежде всего это:
ü крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter&Gamble), пищевой промышленности (Coca-Cola, BAT Industries, Phillip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти – в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);
ü средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
ü инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций, предусматривающей:
ü создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);
ü четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
ü создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
ü снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
ü введение частной собственности на землю;
ü создание механизмов страхования иностранных инвестиций.