Основные направления долгосрочного инвестирования в инфраструктурные объекты дорожного строительства
Согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2016-2020 гг., общий объем инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры запланирован в размере 2,7 трлн. руб. (49 млрд. долл. при курсе 55 руб. за долл.) или 550 млрд руб. в год. Это на 18% больше, чем за предыдущие пять лет (2011-2015 гг.), и подразумевает среднегодовой рост около 3,3%. Однако экономический кризис вынуждает правительство сокращать расходы бюджета, в том числе на строительство и ремонт федеральных дорог. В этом году расходы сократятся минимум на 10-15% от запланированных. На сколько будут сокращены расходы в последующие годы, правительство пока не решило. Один из радикальных вариантов — сократить все расходы на 5% в реальном выражении. В 2015-2016 гг. правительство планировало общее увеличение расходов на дорожную инфраструктуру в размере 15-20% и сокращение фактически вернет их к уровню предыдущих лет — около 500 млрд. руб.
Общие расходы на федеральные дороги в следующие пять лет в объеме 0,5% от ВВП (500-600 млрд. руб. в год) по сравнению с 0,7% за предыдущие пять лет. Кроме того, консолидированные расходы региональных бюджетов на поддержание региональных дорог, в том числе Москвы, составляют еще 0,6% от ВВП (600-700 млрд. руб. в год) по сравнению с 0,9% за предыдущие пять лет. Таким образом, общий объем расходов бюджета на дорожную инфраструктуру снизится до 1,1% в 2016-2020 гг. по сравнению с 1,5% в 2011-2015 гг. Это умеренный уровень расходов, который позволяет постепенно улучшать дорожную инфраструктуру и реализовывать несколько масштабных проектов, но не позволяет ей развиваться опережающими общий рост экономики темпами.
Таблица 3
План строительства и реконструкции основных федеральных автомобильных дорог
Название проекта | Объём инвестиций в 2011-2015 гг. млн .руб. | Объём инвестиций в 2016-2020 гг. млн .руб. |
М5 «Урал» (Москва-Челябинск) | 66 287 | 227 575 |
М11 Москва–Санкт-Петербург (платная трасса) | 157 917 | 205 971 |
М7 «Волга» (Москва–Уфа) | 45 356 | 152 448 |
М051, М053, М055 «Байкал» | 18 159 | 144 065 |
М060«Уссури» (Хабаровск–Владивосток) | 29 207 | 111 979 |
М4 «Дон» | 126 159 | 107 875 |
М56 «Лена» | 39 751 | 93 324 |
Источник: ФЦП Программа "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 - 2020 гг.)"
В 2009 г. правительство создало государственную корпорацию «Автодор», главными задачами которой стали формирование опорной сети скоростных федеральных автомобильных дорог и привлечение в отрасль частных инвесторов. В управление корпорации были переданы три существующие федеральные трассы: М-4 «Дон» (Москва – Новороссийск), М-1 (Москва – граница с Белоруссией) и М-3 (Москва – граница с Украиной) общей протяженностью 2 500 км.
Кроме того, Автодор организует строительство новых скоростных платных дорог: Москва – Санкт-Петербург протяженностью 670 км и Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области протяженностью 521 км. Обе дороги должны быть построены к Чемпионату мира по футболу 2018 года, что фактически гарантирует их приоритетное финансирование по сравнению с другими транспортными проектами. Общая стоимость строительства превышает 600 млрд. руб.
Кроме того, Автодор ведет подготовку строительства моста через Керченский пролив, который соединит Россию с Крымом, предварительной стоимостью около 200 млрд. руб. ТЭО проекта будет завершено в 2014-2015 гг., а строительство начнется в 2015-2016 гг.
В период с 2014 по 2020 гг. Автодор планирует направить на дорожное строительство 1,1 трлн. руб., что составляет около 22% от всех планируемых инвестиций в федеральные трассы. При этом 70% средств будет перечислено из федерального бюджета и ФНБ, а 30% Автодор должен привлечь через инвесторов.
Дорожные концессии могут принести инвесторам высокую долгосрочную доходность. ГК «Автодор» предлагает инвесторам проекты двух типов концессионных соглашений: с прямым сбором оплаты (direct toll concession) и контракт жизненного цикла (availability payments concession).
Прямой сбор оплаты предполагает, что все доходы от автомобильного трафика идут в пользу инвестора.
Контракт жизненного цикла предполагает, что 100% выручки от автомобильного трафика собирает концедент (т.е. ГК «Автодор»), и он же несет риск трафика. Частный инвестор получает фиксированный платеж, включающий в себя возврат на инвестиции (собственные или заемные), плату за обслуживание дороги (эксплуатационный платеж) и фиксированный процент на вложенный капитал, который, как правило, составляет индекс инфляции плюс 4-8% – в зависимости от результатов тендера, т.е. общая доходность может составить в среднем 11,0-14,0% годовых, что является вполне привлекательным уровнем на горизонте 25-30 лет.
Концессия – это форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.
Концессия, концессионное соглашение – форма государственно- частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. В целом концессионные соглашения являются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, специфика которой заключается в сохранении титула собственности на объект соглашения за публичной стороной и в регулярных платежах концессионера (частного инвестора) концеденту (публично-правовому образованию) за его владение и пользование.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами. Концессия является одной из форм ГЧП.[3]
В 2014-2015 гг. ГК «Автодор» планирует провести около 10 тендеров общей стоимостью более 700 млрд. руб. и привлечь порядка 200 млрд. руб. частных инвестиций в дорожный сектор