Внешнеэкономической деятельности. Согласно ст. 380 ХК государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Согласно ст. 380 ХК государственное регулирование внешнеэкономической деятельности направляется на защиту экономических интересов Украины, прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, создание равных условий для развития всех видов предпринимательства в сфере внешнеэкономических отношений и использования субъектами внешнеэкономической деятельности доходов и инвестиций, поощрение конкуренции и ограничение монополизма субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономической деятельности.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.
Перечень и полномочия органов государственной власти, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности, а также формы ее государственного регулирования и контроля определяются Хозяйственным кодексом, законом о внешнеэкономической деятельности, другими законами.
В соответствии со ст.8 Закона «О внешнеэкономической деятельности» государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно обеспечивать:
защиту экономических интересов Украины и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;
создание равных возможностей для субъектов внешнеэкономической деятельности развивать все виды предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и все направления использования доходов и осуществления инвестиций;
поощрение конкуренции" и ликвидацию монополизма в сфере внешнеэкономической деятельности.
Существенным недостатком законодательства о внешнеэкономической деятельности является отсутствие указания на сред-
ства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Одним из средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимателей является лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций.
Согласно ст. 381 ХК Кабинет Министров Украины может устанавливать перечень товаров (работ, услуг), экспорт и импорт которых осуществляются субъектами внешнеэкономической деятельности лишь при наличии лицензии.
Порядок лицензирования экспортно-импортных операций и виды лицензий определяются законом.
Режим квотирования внешнеэкономических операций вводится в случаях, предусмотренных законом, действующими международными договорами Украины, и осуществляется путом ограничения общего количества и/или суммарной таможенной стоимости товаров, которые могут быть ввезены (вывезены) за определенный период. Порядок квотирования указанных операций и виды квот определяются законом.
Информация о введении режима лицензирования или квотирования публикуется в официальных изданиях в порядке, установленном законом.
С целью формирования рациональной структуры экспорта некоторых видов товара и защиты внутреннего рынка в соответствии со ст.16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» и Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.95 г. установлен режим лицензирования и квотирования. Согласно ст. 16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» лицензирование и квотирование экспорта и импорта вводятся Украиной в следующих случаях:
в случае резкого ухудшения расчетного баланса Украины, если отрицательное сальдо его превышает на соответствующую дату 25% от общей суммы валютных требований Украины;
в случае достижения установленного Верховной Радой Украины уровня внешней задолженности;
в случае значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины, особенно по сельскохозяйственной продукции, продуктам рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленным товарам народного потребления первой необходимости;
при необходимости обеспечить определенные пропорции между импортным и отечественным сырьем в производстве;
при необходимости осуществления мероприятий в ответ на дискриминационные действия других государств;
при нарушении субъектом внешнеэкономической деятельности правовых норм этой деятельности, установленных этим Законом (вводится как санкция режим лицензирования);
в соответствии с международными торговыми соглашениями, которые заключает или к которым присоединяется Украина (вводится режим квотирования).
В Украине действует шесть видов экспортных (импортных) лицензий:
лицензия генеральная — открытое разрешение на экспортные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и/или с определенной страной (группой стран) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару (товарам);
лицензия разовая (индивидуальная) — разовое разрешение, имеющее именной характер и выдаваемое для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектом внешнеэкономической деятельности на период не менее того, который является необходимым для осуществления экспортной (импортной) операции;
лицензия открытая (индивидуальная) — разрешение на экспорт (импорт) товара в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема;
лицензия антидемпинговая — надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер;
лицензия компенсационная — надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом антисубсидиционного расследования и/или компенсационных мер;
лицензия специальная — надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом специального расследования и/или специальных мер.
По каждому виду товара может устанавливаться только один вид лицензии.
Квотированиеосуществляется путем установления режима выдачи индивидуальных лицензий, причем общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты.
Шесть видов экспортных (импортных) квот (контингентов)действуют в Украине:
квоты (контингенты) глобальные — квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) без определения конкретных стран (групп стран), куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется;
квоты (контингенты) групповые — квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется;
квоты (контингенты) индивидуальные — квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением конкретной страны, куда товар (товары) может экспортироваться или из которой он (они) может импортироваться;
квоты антидемпинговые — предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;
квоты компенсационные — предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом антисубсидиционного расследования и/или компенсационных мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;
квоты специальные — предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом специального расследования и/или специальных мер, который разреше-
Генеральная
Разовая (индивидуальная)
478
Компенсационная (индивидуальная)
Виды экспортных (импортных) лицензий
Открытая
(индивидуальная)
Специальная (индивидуальная)
Антидемпинговая (индивидуальная)
Глобальные | Виды экспортных (импортных) квот | Групповые | |||
Индивидуальные | Антидемпинговые |
но импортировать в Украину в течение установленного срока который определяется в натуральных и/или стоимостных еди ницах измерения.
По каждому виду товара может устанавливаться только один вид квоты.
Лицензии на экспорт (импорт) товаров выдаются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
Лицензирование операций по перемещению валютных средств между субъектами внешнеэкономической деятельности с целью инвестиций и/или предоставления (получения) кредитов осуществляется Национальным банком Украины.
Запрещается одновременное установление к одним и тем же товарам режима лицензирования и квотирования, режима налогообложения экспорта (импорта), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, и режима предварительных импортных депозитов в соответствии со ст. 19 Закона.
Лицензии выдаются на основании заявок субъектов внешнеэкономической деятельности, составленных согласно форме, которая утверждается и публикуется Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
В Декрете Кабинета Министров Украины «О квотировании и лицензировании экспорта товаров (работ, услуг)» от 12.01.93 г. № 6-93 установлено, что:
осуществление внешнеэкономической деятельности субъектами предпринимательской деятельности Украины не требует государственной регистрации их как участников внешнеэкономической деятельности;
решение о введении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) принимается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства экономики Украины с определением списка конкретных товаров (работ, услуг), подпадающих под режим лицензирования и квотирования, и сроков действия этого режима;
товары (работы, услуги), которые экспортируются субъектами предпринимательской деятельности в пределах полученных ими квот или по межправительственным соглашениям, государственным контрактам, государственным заказам в объемах, утвержденных Кабинетом Министров Уфаины, не облагаются пошлиной;
квоты на экспорт товаров (работ, услуг) утверждаются Кабинетом Министров Украины;
реализация квот и лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) осуществляются Министерством внешних экономических связей и торговли Украины;
идензии выдаются субъектам предпринимательской деятель-на основании полученных ими квот или гарантирования Н° ты вЫвозной (экспортной) пошлины при пересечении товаром таможенной границы Украины;
уплата вывозной (экспортной) пошлины может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности путем выдачи простого векселя с отсрочкой платежа на срок выполнения экспортного контракта, но не более чем на 90 календарных дней с момента заполнения грузовых таможенных деклараций. Порядок выдачи, учета и предъявления к оплате указанных векселей устанавливается Министерством финансов Украины по согласованию с Министерством экономики Украины;
при определении размера пошлины таможенная стоимость товара, предусмотренная в контракте, пересчитывается в национальную валюту Украины по текущему курсу Национального банка Украины на день уплаты пошлины;
экспорт товаров (работ, услуг), который осуществляется для погашения задолженности по иностранным кредитам, предоставленным под гарантию Кабинета Министров Украины, или иностранным кредитам, полученным по индивидуальным лицензиям Национального банка Украины, не облагается вывозной (экспортной) пошлиной.
Наряду с общими правилами лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций существуют и специальные правила, регулирующие лицензирование экспорта (импорта) отдельных видов товаров либо в определенные страны.
К числу средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, постоянно применяемых государством, относятся таможенно-тарифные средства, т.е. взимание таможенных пошлин (таможенный тариф, иные налоги на импорт и экспорт), а также квотирование, лицензирование и применение иных, нетарифных средств.
Наряду с обычными и постоянно применяемыми средствами также существуют охранительные (защитные) средства государственного регулирования, применяемые в качестве санкций за нарушение законодательства участниками внешнеэкономической деятельности (специальные антидемпинговые и компенсационные меры) либо вследствие тяжелого экономического положения государства (иные охранительные меры). В отличие от постоянных мер эти меры имеют временный характер, а их применению предшествует специальное расследование, проводимое в установленном законом порядке.
Следует различать защитные средства, являющиеся санкциями за совершение правонарушения и не являющиеся таковыми. Так, ограничение импорта товаров нацелено на ликвидацию или предотвращение существенного ущерба, наносимого экономике
государства вследствие значительного импорта какого-либо товара при отсутствии правонарушений со стороны экспортеров.
Закон Украины «О едином таможенном тарифе» определяет, какие виды особых пошлин вводятся в случае использования различных мер защиты внутреннего рынка. Согласно ст. 11 этого Закона в отдельных случаях при ввозе на таможенную территорию Украины и вывозе за пределы этой территории товаров независимо от иных видов пошлин могут применяться: специальная пошлина, антидемпинговая пошлина и компенсационная пошлина. Следовательно, существуют три категории особых видов пошлин, которые могут применяться к ввозимым товарам: специальная, антидемпинговая и компенсационная.
Антидемпинговые и компенсационные меры (пошлины) являются санкциями за применение экспортерами нечестных методов торговли, запрещенных законодательством (демпинга и запрещенных субсидий).
Применение реализуемой при нарушении законодательства о внешнеэкономической деятельности антидемпинговых процедур предусмотрено ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Ее основанием является осуществление субъектом внешнеэкономической деятельности демпинга.
По законодательному определению, данному в ст.1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», демпинг — это ввоз на территорию страны импорта товара по цене, ниже сравнительной цены на подобный товар в стране экспорта, который наносит ущерб национальному товаропроизводителю подобного товара.
Демпинг определяется как «бросовый экспорт», вывоз товаров из страны за границу по ценам значительно более низким, чем внутри этой страны или на мировом рынке, в целях устранения конкурентов и захвата внешних рынков [1].
Демпинг также определяют как продажу товаров на рынке по искусственно пониженным ценам, возможно даже ниже себестоимости. Цель демпинга — вытеснение конкурентов и завоевание внешних рынков сбыта, поэтому в отдельных случаях такая практика может квалифицироваться как недобросовестная.
Демпинг может принимать ряд форм.
Спорадический демпинг — реализация за рубежом товара приводит к его непредвиденному избытку на рынке. Как явление носит единичный характер.
Грабительский демпинг — преднамеренный вывоз товара за границу по ценам более низким, чем цены внутреннего рынка, с намерением подорвать положение зарубежных поставщиков на их собственном рынке. Целью такой акции является устранение конкурентов на внешнем рынке и образование монополии.
Устойчивый демпинг — перманентные длительные усилия по проведению демпинговой политики с целью завоевания конку-
оентоспособной позиции на внешнем рынке, являющемся более гибким в отношении цен по сравнению с внутренним рынком продавца- Демпинг может осуществляться как средствами фирмы-экспортера, так и с помощью государства посредством субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. В литературе демпинговой ценой считают так называемую бросовую цену, как правило, преследующую цель подавления конкурентов. Установление демпинговых цен нередко служит основанием для применения санкций по отношению к тому предпринимателю (производителю или продавцу), который идет на установление таких цен. Чаще всего под демпинговыми подразумеваются цены, отклоняющиеся на 30% и более от уровня устоявшейся цены. Демпинговыми признаются также и цены, устанавливаемые на уровне ниже издержек производства.
Под антидемпинговыми процедурами понимается законодательная защита национальных производителей от импорта иностранных товаров по ценам ниже «справедливой цены», т.е. цены, которая устанавливается на данный товар в стране-экспортере или стране происхождения товара.
Борьба с демпингом является общепризнанной в торговой практике большинства стран мира как один из методов правительственного регулирования импорта. Официально защита от демпинга узаконена в рамках ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле). В 1996 г. ГАТТ переименовано во Всемирную торговую организацию. В 1967 г. этой международной организацией был принят специальный «Антидемпинговый кодекс». Он регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации ущерба, нанесенного фирмам страны-импортера, производящим аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары [2].
В соответствии со ст.6 Указа Президента Украины «О мерах по предотвращению экспорта товаров происхождением из Украины, которые могут рассматриваться как демпинговые, и урегулированию торговых споров» от 25.08.94 г., при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности Украины экспортных и импортных операций непосредственно или через внешнеторгового посредника контрактные (внешнеторговые) цены должны соответствовать ценам, которые сложились или будут складываться на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной, импортной операций. Ответственность за обоснование цен по внешнеэкономическим контрактам возлагается на субъектов предпринимательской деятельности.
Эта санкция применяется Межведомственной комиссией по вопросам антидемпинговых расследований по экспорту товаров происхождением из Украины, МВЭС Украины по решению суда или
10.3. Понятие, содержание и учет внешнеэкономических договоров (контрактов) |
хозяйственного суда Украины, или по представлению правоохранительных органов Украины.
В 1994-1997 годах против Украины было возбуждено несколько антидемпинговых процессов по поставкам металла вначале в США, а затем в Мексике, Бразилии, Чили, Аргентине, Индонезии, Таиланде.
Так, согласно сообщению ведущей индийской компании «ТЬе Есопоппс Тппез», министерство торговли этой страны рекомендовало ввести антидемпинговую пошлину на поставки горячекатаного рулона происхождением из Украины и России. Генеральная дирекция по вопросам антидемпинговых пошлин окончательно согласилась с требованиями местных производителей стали на введение специальной антидемпинговой пошлины при импорте горячекатаного рулона из СНГ.
В Венесуэле по иску местной венесуэльской компании 8ГООК продолжается антидемпинговое расследование против украинского холоднопрокатного плоского стального листа не более 600 мм. В течение 1997 года из Украины в Венесуэлу было поставлено этой продукции на сумму около $3,5 млн, что составило почти треть ее импорта в эту страну. Кроме того, по завершении антидемпинговой процедуры относительно поставок стального горячекатаного плоского листа производства комбинатов им. Ильича и «Запорожсталь» (процедура была провозглашена в конце сентября 1998 г.) было принято решение наложить временную пошлину в размере 80% таможенной стоимости при импорте названной продукции из Украины.
В декабре 1998 года компетентный орган Южно-Африканской Республики — Управление тарифов и торговли — объявило о завершении начатого в июне 1998 года антидемпингового расследования. В предварительном определении этого Управления указана возможность применения антидемпинговых штрафных пошлин относительно поставок из Украины холоднокатаной ламинированной стали.
Канадский суд по вопросам международной торговли, который проводит открытые слушания и готовит рекомендации правительству этой страны в части целесообразности и необходимости применения специальных антидемпинговых мер, намерен в числе других стран рассмотреть вопрос о возросших (возможно, демпинговых) поставках на местный рынок стали из Украины. В 1993году была введена специальная антидемпинговая пошлина на импорт в Канаду некоторых видов горячекатаного листа из Украины. С тех пор поставка этих видов проката в Канаду прекратилась [3].
Внешнеэкономическая деятельность опосредствуется внешнеэкономическими договорами (контрактами).
Согласно ст. 382 ХК субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право заключать любые внешнеэкономические договоры (контракты), кроме тех, заключение которых запрещено законодательством Украины.
Внешнеэкономический договор (контракт) заключается в письменной форме, если иное не установлено законом или действующим международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.
Форма внешнеэкономического договора (контракта) определяется правом места его заключения. Место заключения договора (контракта) определяется в соответствии с законами Украины.
Форма внешнеэкономических договоров (контрактов) о земельных участках, зданиях и другом недвижимом имуществе, расположенном на территории Украины, определяется законами Украины. Права и обязанности сторон внешнеэкономического договора (контракта) определяются правом места его заключения, если стороны не согласовали иное. Порядок определения права, которое должно применяться к договору (контракту) при недостижении соглашения сторон относительно указанного порядка, устанавливается законом о внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономический договор (контракт) может быть признан недействительным в судебном порядке, если он не соответствует требованиям законов Украины или действующим международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Законом может быть установлен особый порядок заключения, выполнения и расторжения отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов).
Внешнеэкономический договор (контракт)— материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности (ст.1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»).
Основные законодательные и иные нормативно-правовые акты
Украины, регулирующие вопросы формы, порядка заключения и
выполнения внешнеторговых договоров (контрактов):
Хозяйственный кодекс Украины;
Гражданский кодекс Украины;
Права и обязанности сторон внешнеэкономических договоров /•контрактов) определяются правом места его заключения, если сто- |
Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г.;
Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 15.09.95 г. в редакции от 04.10.2001г.;
Закон Украины «О регулировании товарообменных (обменных) операций в области внешнеэкономической деятельности» от 23.12.98 г.;
Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г.;
Указ Президента Украины «О мерах по совершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» от 10.02.96 г.;
Указ Президента Украины «О мерах по упорядочению расчетов по договорам, заключаемым субъектами предпринимательской деятельности Украины» от 04.11.94г.;
Указ Президента Украины «О применении Международных правил интерпретации коммерческих терминов» от 04.10.94 г.;
Постановление Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины «О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые предусматривают расчеты в иностранной валюте» от 21.06.95 г. № 444.
Согласно ч.1 ст.6 Закона «О внешнеэкономической деятельности», субъекты, которые являются сторонами внешнеэкономического договора (контракта), должны быть способными к заключению договора (контракта) в соответствии с Законом «О внешнеэкономической деятельности» и другими законами Украины. Внешнеэкономический договор (контракт) заключается в соответствии с Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» и иными законами Украины с учетом международных договоров Украины. Субъекты предпринимательской деятельности при составлении текста договора (контракта) имеют право использовать известные международные обычаи, рекомендации международных органов и организаций, если это не запрещено прямо и в исключительной форме Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» и иными законами Украины.
Для подписания внешнеэкономического договора (контракта) субъекту внешнеэкономической деятельности не нужно разрешение какого-либо органа государственной власти, управления или вышестоящей организации, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины (ч.З ст.6).
Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право заключать любые виды внешнеэкономических договоров (контрактов), кроме тех, которые прямо и в исключительной форме запрещены законами Украины (ч.4 ст.6).
роны |
не согласовали иное. Место заключения соглашения
1л^___ законами Украины (ч.8 ст.6).
форма внешнеэкономического договора.Согласно ст.6 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» внешнеэконо- • * мический договор (контракт) заключается субъектом внешнеэкономической деятельности или его представителем в простой письменной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом. Полномочия представителя на заключение внешнеэкономического договора (контракта) могут вытекать из доверенности, уставных документов, договоров и иных оснований, которые не противоречат Закону «О внешнеэкономической деятельности». Действия, которые осуществляются от имени иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности субъектом внешнеэкономической деятельности Украины, уполномоченным на это надлежащим образом, считаются действиями этого иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности.
В отличие от прежней редакции ст.6 Закона «О внешнеэкономической деятельности» (которая была предметом толкования Конституционным судом Украины), новая редакция этой статьи >■ предусматривает, что подписывать договор от имени субъекта внешнеэкономической деятельности Украины — юридического лица вместо двух лиц теперь может одно лицо, полномочия кото-1 рого на заключение договора должны исходить из доверенности, -уставных документов, договоров и иных оснований, которые не противоречат Закону.
Внешнеэкономический договор (контракт) может быть при
знан недействительным в судебном порядке, если он не отвечает
требованиям законов Украины или международных договоров
Украины (ч.5 ст.6 Закона). ■
Следовательно, невыполнение требований относительно письменной формы внешнеэкономического договора (контракта) со- ■ гласно ч.5 ст.6 Закона может быть основанием для признания ' такого договора (контракта) недействительным.
Содержание внешнеэкономического договораопределяется в Положении о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденном приказом Министерства экономики и по воп-' росам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201.
Это Положение применяется при заключении договоров купли-продажи (предоставлении услуг, выполнении работ) и товарообменных договоров между украинскими и иностранными субъектами предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности и видов деятельности.
К условиям, которые должны быть предусмотрены в договоре (контракте), если стороны такого договора (контракта) не догово-
рились об ином относительно изложения условий договора и такая договоренность не лишает договор предмета, объекта, цели и других существенных условий, без согласования которых сторонами договор может считаться не заключенным или он может быть признан недействительным вследствие несоблюдения формы согласно действующему законодательству Украины, относятся:
1. Название, номер договора (контракта), дата и место его
заключения.
2. Преамбула.
Здесь определяется полное наименование сторон — участников внешнеэкономической операции, под которым они официально зарегистрированы, с указанием страны, сокращенное определение сторон как контрагентов («Продавец», «Покупатель», «Заказчик», «Поставщик» и др.), наименование документов, которыми руководствуются контрагенты при заключении договора (контракта) (учредительные документы и др).
3. Предмет договора (контракта).
В этом разделе определяется, какой товар (работы, услуги) один из контрагентов обязан поставить (осуществить) другому с указанием точного наименования, марки, сорта или конечного результата выполняемой работы.
В случае бартерного (товарообменного) договора (контракта) либо контракта на переработку давальческого сырья определяется также точное наименование (марка, сорт) встречных поставок (или наименование товара, являющегося конечной целью переработки давальческого сырья).
Если товар (работа, услуга) требует более детальной характеристики или номенклатура товаров (работ, услуг) достаточно велика, то все это указывается в приложении (спецификации), которое должно быть неотъемлемой частью договора (контракта), о чем делается соответствующая отметка в тексте договора (контракта).
Для бартерного (товарообменного) договора (контракта) названное приложение (спецификация), кроме того, балансируется еще по общей стоимости экспорта и импорта товаров (работ, услуг).
В приложении к договору (контракту) на переработку давальческого сырья указывается соответствующая технологическая схема такой переработки.
Технологическая схема переработки давальческого сырья должна отображать:
все основные этапы переработки сырья и процесс преобразования сырья в готовую продукцию;
количественные показатели сырья на каждом этапе переработки с обоснованием технологических затрат сырья;
затраты исполнителя переработки на каждом этапе переработки.
4. Количество и качество товара (объемы выполнения работ,
предоставления услуг).
В этом разделе определяется, в зависимости от номенклатуры, единица измерения товара, принятая для товаров такого вида (в тоннах, килограммах, штуках и др.), его общее количество и качественные характеристики. В тексте договора (контракта) о выполнении работ (предоставлении услуг) указываются конкретные объемы работ (услуг) и срок их выполнения.
5. Базисные условия поставки товаров (приемки-сдачи выполненных работ или услуг).
В этом разделе называется вид транспорта и базисные условия поставки (в соответствии с Международными правилами интерпретации коммерческих терминов действующей редакции), которые определяют обязанности контрагентов по поставке товара и устанавливают момент перехода рисков от одной стороны к другой, а также конкретный срок поставки товара (отдельных
партий товара).
В случае заключения договора (контракта) на выполнение работ (предоставление услуг), в этом разделе определяются условия и сроки выполненных работ (услуг).
6. Цена и общая стоимость договора (контракта).
В данном разделе определяется цена единицы измерения товара и общая стоимость товаров или стоимость выполненных работ (предоставленных услуг), поставляемых согласно договору (контракту), кроме случаев, когда цена товара рассчитывается по формуле, и валюта контракта. Если согласно договору (контракту) поставляются товары разного качества и ассортимента, цена устанавливается отдельно за единицу товара каждого сорта, марки, а отдельным пунктом договора (контракта) указывается его общая стоимость. В этом случае ценовые показатели могут быть указаны в приложениях (спецификациях), на которые делается ссылка в тексте договора (контракта).
При расчетах цены договора (контракта) по формуле указывается ориентировочная стоимость договора (контракта) на дату
его заключения.
В договоре (контракте) на переработку давальческого сырья, кроме того, указываются его залоговая стоимость, цена и общая стоимость готовой продукции, общая стоимость переработки.
В бартерном (товарообменном) договоре (контракте) указывается общая стоимость экспортируемых товаров (работ, услуг) и общая стоимость товаров (работ, услуг), импортируемых по этому договору (контракту), с обязательным выражением в иностранной валюте, отнесенной Национальным банком Украины к первой группе Классификатора иностранных валют.
Регулирование ценпри экспорте товаров из Украины и установление контроля за ними осуществляются на основании Указа Президента Украины «О мерах по совершенствованию конъюнк-тУрно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» от 10.02.96 г. № 124/96.