Международные морские перевозки грузов по коносаменту
В 1924 г. в Брюсселе была заключена Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте. Эта Конвенция была изменена сначала Протоколом 1968 г., а затем Протоколом 1979 г. В 1999 г. Россия присоединилась к Протоколу 1979 г. Из ст. VII Протокола 1979 г. следует, что присоединение к нему равносильно присоединению к Конвенции.
В марте 1978 г. на конференции в Гамбурге была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, призванная заменить Брюссельскую конвенцию 1924 г. Новая конвенция имеет более широкую сферу действия (распространяется на перевозки животных и палубных грузов) и предусматривает ряд важных нововведений. В частности, ею отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности при навигационной ошибке, несколько повышен предел его ответственности за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления требований к перевозчику (срок исковой давности по сравнению с Брюссельской конвенцией увеличен с одного до двух лет). Основные положения Конвенции 1978 г. включены в гл. VIII КТМ РФ.
Практически условия морских перевозок внешнеторговых грузов определяются в договорах фрахтования (чартере), заключаемых с морским перевозчиком при предоставлении для перевозки всего судна, или же коносаментом на перевозки отдельных партий груза, где содержатся сведения об условиях перевозки (на обороте коносамента).
Примером международных договоров в области МЧМП, в которых Россия оформила свое участие, могут быть следующие конвенции:
- Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (изм. протоколами 1968 и 1979 гг.);
- Брюссельская конвенция 1910 г. об унификации некоторых правил относительно столкновения судов;
- Брюссельская конвенция 1952 г. об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов;
- Конвенция ООН 1974 г. о кодексе поведения линейных конференций;
- Международная конвенция ИМО 1969 г. по обмеру судов;
- Афинская конвенция ИМО 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа;
- Международная конвенция ИМО 1976 г. об ограничении ответственности по морским требованиям (изм. Протоколом 1996 г.);
- Международная конвенция ИМО 1989 г. о спасании;
- Международная конвенция ИМО 1993 г. о морских залогах и ипотеках*(4)
- Международная конвенция ИМО 1996 г. об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем вредных и опасных веществ;
- международные обычаи, выступающие в качестве сформировавшихся в течение длительного периода
Коносаме́нт (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, товаросопроводительный + товарораспределительный, выдаваемый перевозчиком груза грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом, с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Другими словами, коносамент является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза. Доказательственная сила коносамента как расписки, выданной в подтверждение приема груза для перевозки, зависит от того, между какими участниками перевозки возник спор по поводу данных коносамента о грузе. Если данные коносамента служат предметом спора между сторонами договора – отправителем (фрахтователем) и перевозчиком, они считаются достоверными, пока не доказано противоположное. Если же коносамент переходит к третьему лицу, то оспаривание данных коносамента перевозчиком уже недопустимо.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:
· расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза
· товарно-транспортная накладная
· подтверждение договора перевозки груза
· товарораспорядительный документ
Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.
Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act) США, нескольких международных конвенциях — например, Конвенции 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Hague rules).
Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент (to order bill of lading), в котором указывается «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи — индоссамента — и вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования.
Кроме того, различают следующие виды коносаментов:
1. Бортовой (shipped).
2. Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment)
3. Чистый коносамент (clean bill of lading)..
4. Коносамент с оговоркой (claused)
5. Оборотный (negotiable).
6. Именной коносамент.
7. Линейный пароходный коносамент.
8. Чартерный (фрахтовый) коносамент.
9. Сквозной коносамент (through bill of lading).
Морской перевозчик при несохранности груза отвечает за вину, а для предъявления к нему требований действует годичный срок давности. При перевозке грузов по коносаменту необходимо объявление его стоимости. Перевозчик не несет ответственности за так называемую навигационную ошибку (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном).
Коносамент в обязательном порядке должен быть подписан капитаном судна либо пароходным агентом и заверен печатью.
Коносамент составляется как минимум в трех экземплярах, все экземпляры должны содержать штамп «оригинал», кроме того на них необходимо проставить порядковый номер оригинала с указанием числа таких оригиналов. Силу товарораспорядительного документа имеет лишь один из экземпляров коносамента. Произведя выдачу груза по одному из оригиналов, все остальные экземпляры коносамента теряют свою силу. Количество выписываемых экземпляров коносамента зависит от сложности самой процедуры перевозки груза. Необходимого количества экземпляров должно хватить для проверки груза со стороны агентов судна, администрации порта, сотрудниками таможни и т.д. Все копии коносамента должны содержать обязательный штамп «копия». Следует учитывать, что количество копий прописанное в коносаменте не входит в количество экземпляров.
По завершении составления коносамента, судовым агентом либо портом оформляется манифест, представляющий собой опись товаров, которые фактически были погружены на судно поконосаментно. Манифест требуется для пароходства и судна, а так же для таможни портов и т.д.