Нестандартные формы проведения урока иностранного языка
Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Следовательно, способы, средства и приемы повышения эффективности урока являются проблемой, находящейся в поле зрения как ученых, так и учителей-практиков.
В педагогической литературе уроки подразумеваются на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные или прямые методы и приемы воспитательно-педагогического воздействия учителя на обучаемых основываются на таких методах, как совет, подсказка, приказ, требования, напоминание и т.д. При постоянном использовании эти методы приводят к исчезновению творчества в в учебном процессе, снижают внутреннюю мотивацию учения, так как ориентируются на указания, принуждение, контрольно-оценочную деятельность.
Обобщение опыта педагогов-новаторов показало, что в школьной практике появилась новая стратегия обучения, сформулированная в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, одним из положений которой является утверждение педагогики сотрудничества, предполагающей новый стиль общения учителя и учащихся, и учащихся между собой. В работах этих ученых указывается, что педагогическое общение не должно сводиться только к передаче и принятию информации и обмену знаниями, оно должно включать взаимоотношения учителя и учащихся, строящиеся на основе сотрудничества и партнерства, творческого подхода, выдумки и изобретательности. Новый стиль учебного общения ориентирован на косвенное педагогическое взаимодействие, на превращение учащихся в равноправных участников учебного общения. Учитель направляет, помогает учебной деятельности обучаемых, обсуждает возможные направления работы, советует, какие учебные материалы можно использовать, выступает в роли речевого партнера, советчика, старшего товарища, консультанта. Такой подход позволяет оказывать косвенное педагогическое воздействие на основе игровых, проблемных, интенсивных, проектных и других методах обучения. Они рассматриваются как резерв интенсификации обучения и относятся к нетрадиционным или нестандартным видам учебных занятий.
Новые формы учебного процесса, закрепившиеся в школьной практике, являются импровизированными учебными занятиями, имеющими нетрадиционную структуру и позволяющими изменить традиционные роли учителя и учащихся на уроке. Сотрудничество строится на основе диалога учителя и ученика, оно воспитывает и формирует у обучаемых самостоятельность, «независимость» от учителя, умение взять на себя ответственность за результаты своего собственного обучения.
Уроки, имеющие нестандартную форму,
- пробуждают интерес к учебе,
- повышают творческую самостоятельность учащихся,
- повышают результативность усвоения материала,
- создают доброжелательную атмосферу общения,
- активизируют речевую активность за счет увеличения доли неподготовленной речи,
- воспитывают умения работать в команде,
- развивают личную ответственность перед группой за результат совместной деятельности,
- увеличивают сплоченность класса,
- дают возможность обучаемым приобрести важные социальные навыки,
- формируют умение строить свое поведение с учетом позиции других,
- снижают трудности дисциплины.
Для правильной организации и проведения нестандартного урока учитель должен:
- начинать работу с большой предварительной подготовки (оборудование урока должны готовить учащиеся, выполняются предварительные задания, накапливается учебный материал);
- обязательно включать всех учащихся в подготовку и проведение урока;
- учитывать фактический уровень подготовленности группы, возможность справиться с задачей,
- при анализе результатов оценивать не только достижение цели, но и интерес, инициативность, взаимопомощь, доброжелательность учащихся в процессе работы и при представлении результата.
Существуют различные виды нетрадиционных уроков.
Одной из самых распространенных форм нестандартного урока является дискуссия – развернутое обсуждение в форме диалога проблемного вопроса,
по которому имеются различные точки зрения, с целью найти его решение не просто путем столкновения мнений, а и в процессе логически последовательного аргументирования и контраргументирования. Применение метода дискуссии на старшей ступени обучения предполагает управление дискуссией, развитие дискуссионного умения, обучение умению аргументировать. Целью этой работы является такое усложнение мыслительной деятельности учащегося, которая влечет за собой формирование неподготовленной речи и обогащение словарного запаса. Следует связывать основную тему беседы с ранее освоенными темами, переводить общение в
межтематичский план.
Дискуссия наиболее характерна для такого типа урока как «урок-круглый стол». Такие уроки проводятся на заключительном этапе работы над устной темой. Необходимо в аудитории составить из парт круглый стол, за который садятся учитель и ученики. Главное требование к беседе «за круглым столом» - реальное, соответствующее действительности содержание высказываний учащихся. Успех «круглого стола» определяется четкой постановкой проблемы и решением комплекса, связанных с ней задач. Такой урок обеспечивает речевую практику школьников в диалогической и монологической формах, в аудировании. Задачи воспитательного и развивающего характера определяются спецификой и содержанием конкретной темы.
Такой урок может включать занимательные моменты: викторины, конкурсы, предъявление дружеских шаржей. особенно оживляет общение появление «гостей», например, «английской школьницы». Однако беседа не должна превращаться в обыкновенный монтаж, когда присутствующие заранее знают, кто и когда будет говорить. Не следует заранее знакомить учащихся со сценарием урока и тем более устраивать репетиции, исключения оправданы для слабоуспевающих учащихся. Интересные беседы, проходящие в спокойной доброжелательной атмосфере, позволяют учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на их отношении к урокам и изучению предмета вообще.
Для учащихся среднего звена, не в достаточной мере владеющих еще иностранным языком, можно предложить уроки творчества, на которых они делятся на небольшие группы. Каждой группе дается определенное задание: составить кроссворд по определенной теме, чтобы другие расшифровали его; написать план-сценарий по прочитанному тексту, чтобы другие смогли разыграть его; составить загадки, чтобы другие отгадывали. На подготовку задания предлагается не более 10 минут, а остальное время отводится на решение заданий.
Эффективно проведение урока-экскурсии. Такой урок можно проводить и в классе. Для того, чтобы он действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательного интереса и углубления знаний перед проведением урока целесообразно разбить класс на группы и предложить каждой свое задание или несколько вопросов, ответы на которые они должны найти самостоятельно. Каждая группа идет своим путем, а затем отчитывается о проделанной работе, отвечает на возникающие вопросы своих товарищей. Например, посетители экскурсии в «Музей науки слушают сообщения сотрудников музея на темы «Научный прогресс и мы», «Великие ученые», «Чудеса света».
Особое внимание в методической литературе уделяется игровым формам обучения. (См. соответствующие материалы семинара по игровым и проектным заданиям)
24. Методика использования фономатериалов и лингфонного практикума на уроке иностранного языка
В распоряжении учителя находятся различные материальные средства, призванные помогать ему в организации и проведении учебно-воспитательного процесса по ИЯ. Можно утверждать, что успех в обучении ИЯ во многом определяется умением учителя пользоваться ими с максимальной эффективностью.
К основным преимуществам использования ТСО в учебном процессе большинство методистов относят
1 – создание искусственной языковой среды через звучащую речь носителей языка, подкрепленную экстралингвистическим фоном;
2 – усиление наглядности обучения ИЯ (слуховая и зрительная наглядность, социокультурный компонент);
3 – расширение диапазона аудирования иноязычной речи, увеличение времени на изучение ИЯ (слушают/смотрят вне урока);
4 – введение элементов индивидуализации;
5 – введение новых форм занятий: видеоурок, лабораторные занятия, самостоятельная работа с ТСО;
6 - увеличение количества источников информации, обеспечение неизменности звучания и образцовости речи;
7 – создание возможности для оптимальной организации и управления самостоятельной работой учащихся над языком во время и вне урока.
Следует сразу предостеречь учителей ИЯ от использования ТСО без достаточной мотивированности, просто для украшения урока, придания ему «современности». ТСО являются вспомогательными средствами обучения, они должны помогать в проведении урока, а не украшать его. ТСО следует использовать в строго определенных случаях, только тогда, когда без них обойтись невозможно. А именно:
- Для дополненияучебной деятельности преподавателя в ходе многократного повторения речевых образцов, исполнения песен, демонстрации образцов диалогической и монологической речи носителей языка.
- Для полной или частичной замены преподавателя во время урока или при выполнении учащимися самостоятельной работы во внеурочное время (лабораторные работы, фонозал, лаборатория устной речи).
- Для интенсификации учебного процесса с целью повышения времени языковой и речевой практики каждого ученика.
- Для контроляязыковых навыков и умений устной речи учащихся (лабораторные работы, запись речи учащихся на пленку).
В учебном процессе ТСО классифицируются по каналу поступления информации:
зрительные, слуховые, зрительно-слуховые.
Учебные материалы, демонстрируемые с помощью технических средств, можно разделить на три группы: (1) фотограммы (диафильмы, слайды, неозвученные фильмы), демонстрируются с помощью проекционной аппаратуры и направляют изучаемый материал только по визуальному каналу сенсорной системы учащихся; (2) фонограммы, предъявляются с помощью звукотехнической аппаратуры и направляют учебную речевую информацию только по слуховому каналу сенсорной системы учащегося; (3) видеофонограммы или учебные фильмы всех типов демонстрируются с помощью звукотехнических устройств и синхронно направляют как языковую, так и экстралингвистическую информацию по аудитивному и визуальному каналам сенсорной системы учащихся.
Сфера применения того или иного технического средства меняется в зависимости от цели и этапа обучения и от тех конкретных методических задач, которые решаются каждым самостоятельным фрагментом учебного процесса. Так при обучении фонетике и аудированию в любом случае решающую роль должна играть фонограмма, в то время как при обучении устной речи на первое место выйдут видеотехнологии.
Опыт применения слуховых технических средств в обучении иностранному языку позволяет выделить следующие методические принципы, отражающие закономерности успешного усвоения учебного материала:
1. Принцип опережающего слушания.
2. Принцип многократного повторения.
3. Принцип расчленения и паузирования речевого потока.
4. Принцип имитации речевого образца.
5. Принцип управления речевой деятельностью с помощью инструкции.
К слуховым ТСО относят три функциональных группы фономатериалов.
1. Фонограммы (Ф1 →), которые используются в чисто рецептивном плане. Они «отдают» информацию слушателю, не требуя от него немедленной реакции. Применяются с целью традиционного прослушивания отрывков диалогической и монологической речи. Некоторые учителя ошибочно считают, что без таких фонограмм можно обойтись. Однако, это не так.
- Фонограмму можно неизменно повторять любое количество раз.
- Можно записать текст, наложив его на музыку, что обеспечит эмоциональное воздействие на учащихся.
- Фонограмму можно паузировать, не нарушая коммуникативной направленности материала (что важно для начального этапа обучения).
Фонограммы такого типа обучают учащихся устной речи опосредовано, благодаря внутренней речи. Внутренняя речь выполняет в данных условиях две функции:
1 - обеспечивает беззвучное повторение услышанного (в свернутой или развернутой форме), что является своеобразной тренировкой в говорении.
2 - выполняет коррегирующую и регулирующую функции, так как выступает в качестве обратной связи (ключ является образцом).
Большое значение эти материалы имеют для обучаемых «аудитивного типа».
Общая структура этой группы фонограмм несложная: кроме инструкции, в которой ставится цель и объясняется порядок аудирования, фонограмма имеет основную часть, то есть источник иноязычной информации. Специальные задачи к прослушиваемому материалу и наличие обратной связи не являются во всех случаях обязательными.
Таким образом, данная группа фономатериалов характеризуется тем, что обработка речевой информации происходит в чисто рецептивном плане, а ее использование осуществляется, как правило, в отсроченное время.
Фонограммы второго типа (Ф2↔)предполагают активную переработку учащимися прослушанной информации. Для проверки правильности речевых или учебных действий используется обратная связь. Фонограммы такого типа не только сообщают слушающему информацию, но и требуют от них ответа и обеспечивают проверку правильности ответа. Фонограмма содержит набор заданий, которые выполняются в паузах, а проверка осуществляется с помощью ключей разных типов.
Традиционно такая фонограмма состоит из инструкции, материала для прослушивания с заданиями, пауз для ответа и ключа для обратной связи. Иногда в структуру записи добавляется четвертый компонент – вторая пауза для повторения учащимися ключа. Наиболее полезной считается инструкция, которая «ведет» учащихся от одного этапа задания к другому, предостерегая от возможных ошибок, давая по ходу необходимые пояснения и комментарии на более низком уровне громкости, то есть сквозь звучание учебного материала.
Некоторые методисты считают такие задания чисто механической тренировкой, которая является малоэффективной так как не требует от учащихся активной мыслительной деятельности, а сводится только к повторению за образцом. Нет оснований переоценивать значение таких упражнений, однако их значение повышается, когда возникает необходимость самоконтроля результатов усвоения небольшого объема языкового и речевого материала. Монотонность и малоинформативность таких упражнений можно уменьшить за счет разнообразия традиционного ключа. Это может быть:
- повторение диктором правильного ответа,
- подсказка диктора, «наталкивающая» на правильный ответ (одно слово, словосочетание, грамматическая форма и т.д.),
- ссылка на правило, страницу учебника, грамматическую таблицу,
- использование печатных материалов,
- использование рисунков, схем, картинок.
Не во всех случаях ключ является обязательным элементом фоноупражнения, так как чем более творческое задание, тем меньше предсказуемость ответа.
Важно так построить фоноупражнение, чтобы учащийся не только реагировал на реплики диктора, но и был инициативным речевым партнером.
Пример 1.