Понятие и виды иммунитета государства. Примеры применения правила об иммунитете в судебной практике
Важно подчеркнуть, что в частноправовых отношениях гос-во д-т одновременно в кач-ве двух лиц: как С гражд-правового отношения и как суверен. Именно вторым кач-м гос-ваобусловлено использование иммунитета. При этом иммунитет гос-ва следует отличть от консульских и дипломатических иммунитетов, предоставляемых на основе норм дипломатического и консульского права.
Иммунитет гос-ва – это его право, которое вытекает из суверенитета. Но гос-во имеет воз-ть отказаться от иммунитета в целом, либо от отдельной его части. Как правило гос-во прибегает к такой воз-ти с тем, чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными С.
Отказ от иммунитета д.б юридически действительным; для этого необходимо соблюсти правила:
а) отказ д.б явно выражен в письменной форме, т.е он оформляется соот-м органом гос-ва в одностороннем порядке в момент заключения сделки. При этом отказ прописывается либо в МД, либо в тексте частно-правовой сделки.
б) отказ не м.б подразумеваемым, а также не м следовать из совершения каких-либо действий.
в) отказ не м толковаться расширительно. Гос-во свободно в своей воле, оно м отказаться от иммунитета в целом, а также от иммунитета в отношении только одной сделки. При этом такой отказ не д толковаться, что гос-во отказалось от иммунитета в отношении всех будущих сделок.
Принято различать виды гос-х иммунитетов:
1) иммунитет от д-я зак-ва иностранного гос-ва. Этот вид обеспечивается такими составными частями суверенитета, как независимость и равенство гос-в. Д-я гос-ва в любом случае определяются его внутренним правопорядком, а также нормами МП. Но его д-я не могут определяться иностранным зак-вом.Отсюда следует, что в гражд-правовых отношениях гос-во подчиняется только своему зак-ву, если оно не согласилось на иное. Вследствие этого при заключении частноправовой сделки м/у гос-м и иностранным частным лицом, в случае, если стороны не определили применимое право, то договор б регулироваться нормами гос-ва – участника сделки.В случае определения применимого права считается, что гос-во сделало явно выраженное согласие на применение иностранной правовой системы.
Некоторые авторы выделяют подвид данного вида иммунитета, а именно – НАЛОГОВЫЙ ИММУНИТЕТ. Налоговый иммунитет представляет собой правило, согласно которому государство не уплачивает иностранные налоги и сборы. Но данный иммунитет является частным проявлением реализации основного вида иммунитета.
2) судебный иммунитет:
а) от предъявления иска в иностранном суде. Этот вид иммунитета означает неподсудность гос-ва иностранному суду. Т.о предъявление иска к гос-ву в иностранном суде возможно только в т.с., если гос-во выразило свое согласие на рассмотрение дела иностранным судом. Такое согласие как правило выражается индивидуальным актом, который выдается специально к каждому конкретному случаю.Однако, если гос-во само ввыступает истцом, то факт подачи иска в иностранный суд рассматривается как отказ от суд-о иммунитета. Правило о непредъявлении иска в суде к иностранному гос-ву распространяется на все категории исков.
б) Иммунитет от предварительных д-й, в силу которго суд, рассматривающий частно-правовой спор не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска. Это связано с тем, что таакие меры всегда носят принудительный хар-р. Поэтому если они касаются гос-ва или его соб-ти, то с т.з гос-о суверенитета такие д-я недопустимы.
в) иммунитет от принудительного исполнения решения, в соот-и с которым любое решение, вынесенное против иностранного гос-ва не м.б исполнено без его согласия. При этом иммунитет распространяется на все виды решений. В ходе многолетней практики межд-й коммерческий арбитраж выработал определенные исключения из этого правила. В т.с., если гос-во ранее выражало свое согласие на выполнение решений, и это согласие закреплено в МПД, то справшивать согласие гос-ва в каждом конкретном случае уже не требуется.
Основное содержание юрисдикционных иммунитетов в целом может быть сформулировано следующим образом:
1- Ни одно государство не может быть принуждено каким-либо лицом быть ответчиком в иностранном суде.
2- Совершение государством каких-либо действий на территории иностранного государства не означает автоматическое подчинение юрисдикции иностранного суда.
3- Подсудность иностранного государства национальным местным судам может иметь место только при прямом согласии на это соответствующего государства.
4- Отказ от любого из типов юрисдикционных иммунитетов не ведет к автоматическому отказу от других типов иммунитетов.
3) иммунитет гос-й соб-ти. Правовой иммунитет неприкосновенности соб-ти, находящейся на территории иностранного гос-ва. Юр-м содержанием данного иммунитета является запрет на обращение взыскания и принудительное изъятия им-ва, принадлежащего гос-ву. При этом соб-ть пользуется иммунитетом вне зависимости от наличия суд-о разбирательства. При этом го-я соб-ть бладает иммунитетом даже если находится во владении лица, которое иммунитетом не обладает. Эти положения предопределляют выделение вопросов соб-ти в кач-ве самостоятельного элемента общего гос-о иммунитета. Существуют виды соб-ти иностранного гос-ва, которым предоставляется полный иммунитет от любых принудительных д-й. К такой соб-ти относится имущ-во, предназначенное для дипломатической и консульской д-ти.
4) иммунитет сделок гос-ва. Т.к гос-во свободно от принудительных мер по осущ-ю иностранных з-в и административных распоряжений, то из этого слеует, что сделки, заключаемые гос-м д регулироваться правом этого гос-ва. Это правило сложилось в международной суд-й практике, а таке закреплено в некоторых МД.
Приминительно к гос-у иммунитету принято выделять две концепции:
1.Абсолютного иммунитета; закреплена в зак-ве многих развивающихся стран мира. Ее суть состоит в том, что отличительным признаком любого гос-ва является его суверенитет, при этом в МП д-т принцип невмешательства во внутренние дела другого гос-ва = гос-ва ни при каких обстоятельствах не подчиняются юрисдикции и праву иностранного гос-ва. Представители данной концепции считают, чтто неподчинение юрисдикции иностранного гос-ва не означает невозможность вынесения спора в плоскость международного правопорядка с использованием механизмов дипломатической защиты. Главным недостатком данной концепции является отказ в правосудии для другой стороны отношения. Т.о нарушается фунд-й принцип равенства С частноправового отношения.
2.Теория функционального иммунитета.
Основа данной концепции содержится следующий м\н документах:
- Брюсельская Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов 1926
- Европейская Конвенция о государственных иммунитетах 16 мая 72г.
В данных документах осуществляется укрепление теории ограниченного иммунитета. Данные документы направлены на ограничение случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде.
В Европейской Конвенции 72г. установлены следующие случаи, когда ссылки на иммунитет являются недопустимыми:
- государство само отказалось от иммунитета
- государство выступает в качестве истца в иностранном суде
- если спор возник по трудовому контракту
- по спорам в связи с правами на недвижимость
- по требованиям о возмещении ущерба
- по спорам об охране промышленной собственности
3. Теория ограниченного иммунитета. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в тех случаях, когда оно осуществляет деятельность, связанную с реализацией суверенной власти. Если же вступает в частноправовые сделки, эксплуатирует государственный торговый флот, то оно не пользуется иммунитетом согласно теории ОИ.
Так, посольство иностранного государства обратилось в арбитражный суд РФ с иском к российскому юридическому лицу. Исковые требования вытекали из договора подряда. Российская строительная фирма (подрядчик) заявила встречный иск к посольству иностранного государства (заказчику). Так как посольство сослалось на международный иммунитет от судопроизводства в стране пребывания, арбитражный суд отказал в принятии встречного иска. Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что факт обращения посольства в арбитражный суд в связи со спором по коммерческому контракту свидетельствует об отказе от судебного иммунитета по этому контракту. После заявления исковых требований в арбитражный суд посольство утратило право ссылаться на иммунитет от российского судопроизводства в данном конкретном споре.