Методика как теория обучения

На протяжении своего становления и развития методика преподавания иностранных языков определялась разными авторами по-разному:

(1) как прикладная лингвистика. Однако лингвистика помогает методике только в определении содержания обучения, и никак не связана с тем, как этому содержанию научить;

(2) как прикладная психология. Однако прикладная психология изучает общие психические процессы, связанные с процессом обучения-учения безотносительно к учебному предмету. Для успешного преподавания иностранного языка нужно еще владеть и предметом обучения, то есть иностранным языком.

В настоящее время утвердилась точка зрения, что методика является педагогической наукой, которая имеет свои закономерности и методы исследования. Как всякая наука методика состоит из теоретического и прикладного аспектов.

Теоретический разделметодики изучает теоретические основы, то есть занимается разработкой и научным обоснованием целей, содержания обучения, основных принципов. Методика осуществляет также теоретический анализ существующих и научную разработку наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей и конкретных условий обучения.

Прикладной или практический раздел методики рассматривает методические проблемы с позиции интересов «преподавательской деятельности» учителя. Это так называемая технология обучения иностранному языку (наука техники обучения).

Для эффективной профессиональной деятельности учитель должен знать:

- (1) как обучать, чтобы достичь определенной цели, то есть знать принципы, методы, приемы, средства обучения, особенности организации учебного процесса;

- (2) чему обучать, то есть содержание обучения и конкретные цели обучения;

- (3) почему обучатьтак, а не иначе, то есть знать закономерности, суть психических процессов учения/обучения, чтобы активизировать познавательные процессы и повысить эффективность учебного процесса и достичь наилучшего педагогического эффекта в определенных конкретных условиях (родной язык обучаемых, наполняемость класса, возраст обучаемых, их мотивация к изучению иностранного языка и т.д.).

Таким образом, методика определяется как наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также формы организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Предметом методики(что это за наука?)является вся проблематика, связанная с изучением иностранного языка:

- учебный предмет и его особенности;

- деятельность учителя, то есть преподавание;

- деятельность ученика, то есть учение;

- проблемы развития методики как науки.

Объектом методики (на что методика воздействует, что совершенствует?) является процесс обучения иностранному языку, то есть все педагогические явления, связанные с обучением и воспитанием учащихся средствами иностранного языка.

Методика делится на общую и частную методики.

Под общей методикой понимают общие закономерности и принципы обучения иностранному языку, основы построения процесса обучения распространяющиеся и действующие при обучении любым иностранным языкам, независимо от характера аудитории обучаемых (возраст, количество, родной язык и т.д.).

Под частной методикой понимают теорию обучения определенному иностранному языку в условиях конкретной языковой аудитории (английский язык для тюркоговорящих или немецкий язык для русскоговорящих).

Развитие и совершенствование методики как науки требует исследований как в общей, так и в частной методике. Закономерности общей методики поднимают теоретический уровень частной, которая, в свою очередь, дает конкретный материал для новых теоретических обобщений.

Учитель должен творчески приспособить идеальную теоретическую модель обучения, разработанную для типовых условий, к условиям конкретной учебной группы.

2. Методы исследования и основные методические понятия.

Методика как наука имеет свои закономерности или принципы – исходные теоретические положения, на которых строится методическая система. Все принципы, используемые в современной методике, делятся на три категории:

1. Закономерности смежных наук,преломляемые в методике. Прежде всего, это дидактические принципы, на которых строится обучение всем школьным предметам. Они детально описаны в работах Г.В. Роговой. Наиболее важными для обучения иностранным языкам она считает следующие.

1.1. Принцип воспитывающего обучения. Главная задача средней школы – воспитание развитой, активной личности, готовой и способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Это возможно через формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Следует учить учащихся учиться, формировать приемы рационального умственного и учебного труда, воспитывать моральные качества личности. Нужно менять традиционные роли учителя и учащихся, стремиться превратить обучаемых в полноправных субъектов учебного процесса, использовать педагогику сотрудничества. Учитель должен выполнять роли консультанта, помощника, организатора, советчика, тем самым, повышая ответственность учащихся за результаты обучения.

1.2. Принцип сознательности предполагает ограничение механических приемов учебной работы, простой имитации, подражания и повторения. Необходимы приемы работы, которые обеспечивают осознание, осмысление формы, значения и употребления языковых единиц, формируют ориентировочную основу языковых действий и операций. Повышение сознательности возможно через перевод, использование правил-инструкций, сопоставление родного и иностранного языков, анализ особенностей и характерных признаков языковых явлений.

1.3. Принцип творческой активности при обучении иностранному языку предполагает вовлечение учащихся в иноязычную речевую деятельность на протяжении всего курса иностранного языка через разнообразные формы и режимы работы: хоровая работа, парная, работа в малых группах, коллективная; через нетрадиционные формы урока – развивающие способность самостоятельно – автономно использовать разные стратегии обучения.

2. Собственные закономерности методики были вычленены И.В. Рахмановым.

2.1 Обучение иностранному языку должно осуществляться на основе родного языка учащихся. Важно учитывать те особенности родного языка, которые совпадают или схожи с явлениями иностранного языка. Положительное влияние родного языка на изучение иностранного называется переносом и облегчает изучение нового языка. Учет отрицательного влияния родного на изучение иностранного (интерференция) помогает предусмотреть и устранить возможные трудности обучения.

2.2 Изучение иностранного языка независимо от целей обучения должно строиться на выполнении упражнений. Только многократное повторение

языковых единиц и их сочетаний обеспечивает прочные навыки и умения пользования иностранным языком в качестве нового средства общения.

2.3 Обучение иностранному языку должно основываться на коммуникативном подходе. Такой подход предполагает формирование у обучаемых коммуникативной компетенции,, то естьспособности и готовности осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами иностранного языка.

3. Частные методические принципы. Основными в данной группе являются:

3.1 Принцип обучения иностранному языку на речевых образцах. Этот принцип предполагает тщательный отбор речевых структур, типовых предложений и их использование для моделирование учебного материала. Обучаемые используют наиболее употребительные в соответствующих сферах общения языковые и речевые единицы, благодаря которым удается обеспечить коммуникацию на иностранном языке в самых типовых ситуациях общения.

3.2 Принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой.. При обучении иностранному языку знания носят вспомогательный характер. Процесс работы над языковым материалом должен проходить следующие циклы: введение (осмысление) – тренировка (запоминание) – употребление (использование).

3.3 Принцип взаимосвязи основных видов речевой деятельности, то есть комплексное, взаимосвязанное обучение через перенос знаний, умений и навыков из одного вида речевой деятельности в другой, обучение всем видам речевой деятельности на одной тематике и одном языковом материале.

Следующим после принципа основополагающим понятием в методике является понятие “метода”. В методике обучения ИЯ понятие метод имеет два значения:

- метод как методическая система, принципиальное направление в обучении ИЯ в конкретный исторический период (грамматико-переводный, прямой, аудио-визуальный и др.);

- метод как путь и способ достижения определенной цели в преподавании и учении.

Рассмотрим понятие “метод” во втором, более узком значении. На современном этапе методики это понятие характеризует совместную деятельность учителя и учащихся по усвоению ИЯ как средства общения. При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:

- создавать спокойную, комфортную атмосферу на уроке;

- стимулировать речевые и творческие способности учащихся;

- делать учащихся главным действующим лицом учебного процесса;

- создавать ситуации в которых учащийся вынужден самостоятельно работать над языком, то есть обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

- предусматривать различные формы учебного взаимодействия (парные, групповые, коллективные задания), обеспечивающие самостоятельность и творчество учащихся.

В обучении, то есть деятельности учителя ИЯ, основными методами работы являются:

1. Показ и/или объяснение (presentation).

2. Организация тренировки (practice).

3. Организация применения (использования) иноязычного материала во всех видах речевой деятельности.(production).

Каждому из этих методов должен сопутствовать контроль, включающий коррекцию и оценку,

В деятельности учащихся (учение) основными методами являются:

1. Ознакомление (осознание, осмысление).

2. Тренировка в употреблении (для запоминания).

3. Применение (подготовленное, управляемое, свободное).

Метод находит свое воплощение в учебном процессе в системе приемов, способов и средств обучения.

Методы исследования, используемые в методике.

Методика обучения ИЯ сравнительно молодая наука. Она возникла на рубеже 19 и 20 веков. Ее становление продолжалось на протяжении прошлого века и не прекращается и сейчас, при этом решающим фактором ее дальнейшего развития являются, конечно, методы исследования.

Методы исследования имеют своей целью получение научных данных о закономерностях изучения ИЯ, об эффективности испытанных учебных материалов, способов и форм учебно-воспитательного процесса.

В современной методической науке различаю основные и вспомогательные методы исследования. Такое разграничение носит несколько условный характер, что связано с необходимостью доступно и обозримо описать методы исследования с учетом их значимости для методики. При проведении методических исследований отдельные методы, как правило, изолированно не используются, они нередко переплетаются и взаимо дополняют друг друга, что приводит к получению объективных научных результатов.

К основным методам исследования в методике преподавания ИЯ относят:

1. Теоретический анализ научной литературы по методике преподавания и смежным наукам. Этот метод предполагает чтение научной литературы и составление библиографии на основе

- использования ссылок, использованных в прочитанной литературе

- изучения предметных и систематических каталогов библиотек.

Конспектирование основных положений, изложенных авторами, позволяет определить, что успели сделать другие исследователи в данной области, определить единомышленников, выделить ученых, придерживающихся другой точки зрения, сформулировать гипотезу и направление своего исследования.

2.Изучение современного состояния практики обучения языкам и обобщение передового педагогического опыта (научное наблюдение). Данный метод предполагает изучение фактов, их сопоставление, сравнение, выведение умозаключений, разработку классификаций, что дает возможность сформулировать определенную закономерность учебного процесса или хотя бы установить взаимосвязи методических факторов.

Наблюдение за учебным процессом и работой учителя может дать научные сведения лишь в том случае, если оно используется относительно длительно. Продолжительность наблюдения трудно определить точно. Иногда достаточно посетить 3-5 уроков, чтобы дать оценку той или иной группе упражнений и заданий, иногда требуется полугодие или даже целый учебный год.

3. Пробное обучение.На основе теоретического анализа и самонаблюдений, методической эрудиции и интуиции учитель может организовать пробное обучение для практической проверки своих предположений, набора учебных материалов, последовательности заданий или других средств обучения в практике обучения.

4. Опытное обучение.Материалы, полученные на основе первично или пробно разработанной методики обучения, давшей положительные результаты, являются основанием для проведения массового обследования и использования новых материалов, форм работы в течении длительного времени на большом количестве обучаемых.

К вспомогательным методам исследования в методике обучения ИЯ относят

1. Анкетирование,которое занимает скромное место в методике. Опрос целесообразно осуществлять, когда надо выяснить детали, а не сущность предложенного пути обучения. Смешение или отождествление научной истины с мнением большинства неоправданно, а часто и просто ошибочно.

2. Тестированиепредполагает изучение как исходного уровня обучаемых, от которого начинают вести отчет эффективности предложенной методики, так и замеры эффективности отдельных этапов работы и ее конечного результата. В современной методике под тестом понимается стандартизированное контрольное задание, проводимое в равных условиях для всех учащихся с целью получения количественных показателей о состоянии учебного процесса и деятельности обучаемых. Существует много тестов по цели их назначения. Однако наиболее распространенные виды тестов направлены на фиксацию результатов обученности учащихся. С их помощью и определяются начальные, промежуточные и конечные результаты того или иного периода обучения ИЯ.

3.Хронометрированиебольше используется в зарубежной методике для замеров времени, отводимого на речевую деятельность учителя и учащихся на уроке (Teacher Talking Time), на определение сроков выполнения отдельных заданий, соотношения учебного времени на разные виды иноязычной речевой деятельности.

Наши рекомендации