Состав УМК «Английский в фокусе»
УМК «Английский в фокусе-6» состоит из:
• учебника;
• рабочей тетради;
• книги для учителя;
• книги для чтения;
• языкового портфеля;
• CD для работы в классе;
• CD для самостоятельной работы;
• CD-ROM диска;
• веб-сайта курса (companion website)
www.spotlightonrussia.ru;
• сборника контрольных заданий.
Общая характеристика компонентов УМК: структура и содержание
Учебник (Student’s Book) является основным компонентом УМК.
Структура учебника позволяет учителю оптимально организовать планирование работы. В соответствии с новым федеральным базисным учебным планом (БУП) (3 часа в неделю в 5—9 классах) учебник рассчитан на 90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков, отводимых на промежуточный и итоговый контроль, а также на творческие уроки.
Учебник состоит из 10 тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по40—45 минут) и один резервный урок — для
планирования по усмотрению учителя с учетом особенностей освоения материала как классом в целом, так и отдельными учащимися. Новый
лексико-грамматический материал содержится в первых трех уроках (a, b, c) модуля, при этом его освоение организовано через интеграцию всех видов речевой деятельности. Эти уроки представляют собой «микротемы» в рамках заявленной темы модуля. Такой подход позволяет поддерживать высокую мотивацию всех учащихся. В рамках данной темы они получают все необходимые средства для развития устной и письменной речи с учетом их индивидуальных интересов. Именно уроки a, b, c, вместе с уроком речевого этикета English in Use, составляют ядро модуля. Уроки культуроведения как стран изучаемого языка (Culture Corner), так и России (Spotlight on Russia), представленные также в каждом модуле, обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной компетенции.
Современность курса составляет, в частности, регулярная рубрика «Учись учиться» (Study Skills), включающая описание способов учебной
деятельности, советы и рекомендации школьникам по развитию разнообразных учебно-познавательных умений, обеспечивающих в том
числе процесс освоения английского языка, например: приемы запоминания новых слов, пользование словарем, привлечение средств
родного языка для понимания текста на английском языке. Это памятки, знакомящие учащихся с рациональными приемами изучения
иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно. Будучи подкрепленными практическими заданиями,
памятки Study Skills составляют основу для формирования общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности учащихся.
Отличительной чертой данного курса является повторяющийся урок дополнительного чтения, построенный на межпредметной основе(Extensive Reading. Across the Curriculum). Отражение в уроках межпредметных связей в
значительной мере обеспечивает мотивацию учащихся к освоению английского языка как средства познания окружающего мира. Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии (осмысления) учебных достижений учащихся, который, как правило, объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей опять-таки
мотивирующую и целеполагающую функции. Представляется важным особо остановиться на разделе Spotlight on Russia, посвященном аспектам российской культуры в соответствии с тематикой модулей. Выполненный в формате журнала для подростков, он стимулирует интерактивность, способствует социализации учащихся. Текстовые материалы о России разных жанров и форматов (текст-описание, туристический буклет, интервью, письмо, биография, кулинарный рецепт) служат базой для речевой
деятельности школьников (в устной и письменной формах) с переносом на личный опыт. В задания включены предложения учащимся
прислать свои материалы по обсуждаемой теме на сайт УМК, что является одной из форм обеспечения интерактивности курса, способствует развитию самостоятельности и социализации учащихся, повышению мотивации к
практическому пользованию английским языком, в том числе в рамках диалога культур. Справочные материалы учебника также cоставлены с учетом их самостоятельного использования учащимися, роль родного языка
при этом трудно переоценить. Так, грамматический справочник составлен на русском языке. Поурочный англо-русский словарь, построенный с разграничением лексики для активного/продуктивного и пассивного/рецептивного освоения, дает возможность шестиклассникам
эффективно пользоваться им на разных этапах, в том числе при самоконтроле. В специальных разделах словаря даны грамматические термины и слова из рубрики Study Skills. Переводом на русский язык снабжена и таблица неправильных глаголов. В Приложении к учебнику помещены тексты и задания к песням, рекомендуемым к использованию в соответствии с темами модулей, а также межтематические сюжетные картинки как материал для дополнительной дифференцированной работы с учащимися, в частности, для включения изученного лексико-грамматического материала в новые контексты.
Рабочая тетрадь (Workbook), так же как и учебник, включает 10 основных модулей, каждый из которых соотносится с соответствующим разделом учебника. Упражнения в рабочей тетради, дополняя учебник, направлены на закрепление лексико-грамматического материала и дальнейшее развитие умений аудирования, чтения, письма, а иногда и устной речи. Задания отличаются разнообразием форматов. Они могут частично выполняться в классе, но в основном рассчитаны на самостоятельную работу
учащихся дома. Рабочая тетрадь сопровождается звуковым пособием для работы над небольшими текстами, отработки умений чтения вслух
и аудирования. В конце каждого модуля имеется рубрика Translator’s Corner: упражнения на перевод с русского языка на английский основных
словосочетаний модуля, предложений на основе новой лексики и вновь изученных грамматических структур, а также ситуаций или фрагментов тематических диалогов. В конце рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы, которые могут быть использованы учителем для организации дифференцированной работы на уроке. Раздел повторения в рабочей тетради(Revision Section) посвящен, в соответствии с типичными затруднениями русских учащихся, основным грамматическим явлениям и в основном выполнен в формате множественного выбора.
Рабочая тетрадь, в отличие от общепринятых традиций, выполнена в цвете: богатый красочный иллюстративный материал служит, в частности, решению мотивационных задач.
Языковой портфель (My Language Portfolio) — новый компонент УМК для российских общеобразовательных школ, способствующий развитию умений самоанализа исамооценки учащихся, рефлексии способов деятельности в процессе овладения английскимязыком. Для этого учащимся предлагается
система опор по самоанализу освоения языкового материала и развитию всех видов речевой деятельности. Представляя собой портфель достижений учащихся, языковой портфель предлагает разнообразные дополнительные
материалы по освоенным темам и творческие задания, мотивирующие учащихся к самостоятельной работе. Учащийся сам выбирает задания для выполнения. Помимо этого, он по собственному выбору включает в языковой портфель любые из работ, которые считает подтверждением своих успехов и достижений в изучении английского языка. Рекомендации по
пополнению языкового портфеля даются в соответствующих рубриках учебника, причем включают не только выполнение письменных творческих работ, но и запись на аудиокассету самостоятельно составленных функциональных и ситуативных диалогов.
Книга для чтения (Reader) в УМК «Английский в фокусе-6» является обязательным компонентом при работе над каждым модулем. Однако, исходя из конкретных условий обучения, книга для чтения может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся — без ущерба в освоении основного учебного материала — и достижения целей модуля. Традицией УМК «Английский в фокусе» стало использование в качестве материалов для чтения образцов классической (в том числе детской) литературы. В УМК для 6 класса это сказочная повесть Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» (“Alice’s Adventures in Wonderland”). Книга адаптирована в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся и разбита на эпизоды согласно количеству модулей курса. Объем одного эпизода рассчитан для работы в течение урока с учетом выполнения полного
комплекта заданий к текстам (before reading, while reading, after reading tasks). Иллюстрациипредполагается использовать для развития
умений прогнозирования и эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного. К книге для чтения прилагается аудиосопровождение, которое представляет собой аудиоспектакль с выразительным музыкальным оформлением.
Содержание повести было положено в основу пьесы, рекомендованной к постановке в конце учебного года. Полный сценарий и рекомендации по постановке размещены в книге для учителя (с. 156). Музыкальное оформление и песенный материал к пьесе можно найти в аудиоприложении.
Аудиоматериалы
УМК включает комплект CD для работы в классе и самостоятельной работы учащихся. Аудиоматериалы содержат специальные задания для развития умений аудирования, а также практически все текстовые материалы курса.
Это дает возможность учителю и учащимся решать конкретные задачи обучения.
CD-ROM диск
Новым компонентом УМК является CD-ROM диск, содержащий интерактивные задания для закрепления лексико-грамматических знаний и
развития умений аудирования и устной речи. Он построен с использованием анимации и игровых приемов в соответствии с возрастными психологическими особенностями учащихся. CD-ROM обеспечивает высокую мотивацию и активную деятельность учащихся при самостоятельной работе над освоением языка.