Тема 1. Практическая фонетика в системе различных аспектов РКИ
Задания для выполнения рефератов
По спецкурсу: «Практическая фонетика РКИ»
Методические указания:
Цель работы – проанализировать выбранную в реферате тему на материале нескольких источников.
Выбор объекта исследованиястудент осуществляет самостоятельно, руководствуясь своим опытом, знаниями, возможностями получения необходимой информации и т. д.
В реферате выделяются следующие типовые разделы:
Титульный лист | |
Содержание | |
I. | Введение |
II. | Основная часть |
III. | Выводы |
Список литературы | |
Оформление работы
Реферат сдается на кафедру славянских языков МГЛУ аккуратно оформленный, в виде текста, набранного на компьютере. На титульном листе указывается название университета, учебная дисциплина, тема, фамилии студента и преподавателя-руководителя, год написания.
В содержании указываются: нумерация страниц, название параграфов, схем, таблиц.
В конце работы – обязательный перечень использованной литературы, а в тексте – ссылки на ее использование (образец: [2,12], где первая цифра – номер использованного источника по списку в перечне, вторая – номер страницы, на которой находится ссылка).
Реферат показывает также эстетические навыки самостоятельной работы студента. Она должна отражать культуру мышления и добросовестное отношение к учебным заданиям. В ней должны быть выделены ключевые понятия.
Темы рефератов:
1. Особенности акцента англоговорящих студентов: типичные ошибки и корректировочные упражнения.
Федянина И.А. Основные черты русской фонетики в сопоставлении с английской // Русский язык за рубежом. – 1979. – № 2. – С. 27-35.
Кулешов В.В., Мишин А.Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция. – М., 1987.
2. Специфика немецкого акцента. Проблемы постановки русских звуков и особенности корректировочных упражнений.
Рогова М.К. Сопоставление фонетических систем немецкого и русского языков // Русский язык за рубежом. – 1979. – № 1. – С. 18.
3. Проблемы обучения франкофонов русскому произношению. Наиболее частотные ошибки и приемы их коррекции.
Шустикова Т.В. Некоторые особенности французского акцента в русском языке // Русский язык за рубежом. – 1981. – №1. – С. 46-54.
4. Трудности восприятия русской фонетической системы во вьетнамской аудитории. Приемы постановки звуков и корректировочные упражнения.
Корниенко Е.Ф. Причины типичных фонетических ошибок в русской речи вьетнамцев // Русский язык за рубежом. – 1991. – №3. – С. 23.
Лебедева Ю.Г. Особенности обучения вьетнамцев русскому произношению // Русский язык за рубежом. – 1984. – №1. – С. 41-46.
Мазина Л.З. Сопоставление консонантных систем русского и вьетнамского языков //Русский язык для студентов-иностранцев. Вып.20. – М.: Русский язык, 1981.
Сторчак Л.В. О зависимости восприятия русской речи и русского произношения студентов-вьетнамцев от законов слогостроения родного языка // Русский язык для студентов-иностранцев. Вып.23. – М.: Русский язык, 1984.
5. Особенности обучения русскому произношению студентов из Монголии. Типичные ошибки и приемы их коррекции.
Лебедева Ю.Г. Особенности обучения монголов русскому произношению на продвинутом этапе // Русский язык за рубежом. – 1980. – № 6. – С. 66-71.
Кащаева С.С.Сочетания согласных в речи монгольских учащихся // Русский язык за рубежом. 1979. – № 6 – С. 44-46.
Тунгусова Г.И. Коррекция слухо-произносительных навыков в русской речи монгольских учащихся // Русский язык за рубежом, 1979. – № 3. – С. 22-31.
6. Проблемы обучения китайцев русскому произношению. Особенности фонетического курса и типологии упражнений.
Теплякова Н.А.Краткий курс фонетики русского языка для китайцев. – М.: Изд-во МГУ, 1960.
Биктева Л.Р. Тоны и артикуляционная характеристика системы гласных и согласных звуков китайского и русского языков (сравнительное описание) // Русский язык за рубежом. – 2004. – № 1.
7. Типичные акцентные ошибки в речи испаноговорящих учащихся и система упражнений по их коррекции.
Федорова Н.И. Коррекция слухо-произносительных навыков испаноговорящих учащихся // Русский язык за рубежом. – 1980. – № 1. – С. 28.
Козлова И.О., Спухина Э.В., Скороходов М.С., Страмова Г.А. Практическая фонетика русского языка для студентов, говорящих по-испански. М., 1968.
Фетисова Е.С. вводно-фонетический курс для лиц, говорящих по-испански. – М.: Изд-во УДН, 1967.
8. Специфика арабского акцента. Типичные ошибки в русской речи и корректировочные упражнения.
Копытина Г.М. Учет родного языка при обучении произношению арабских студентов // Русский язык для студентов-иностранцев : Сб.. метод. статей. Вып.26. – М.: Русский язык, 1990.
Джунковская Л.Н., Совсун Г.В. и др. Практическая фонетика русского языка для арабов. – М.: Изд –во УДН, 1966.
9. Типичные акцентные ошибки в речи болгар. Особенности постановки звуков и приемы коррекции слухо-произносительных навыков.
Антонова Д.Н. Коррекция слухо-произносительных навыков в русской речи болгарских учащихся // Русский язык за рубежом. – 1980. – № 5. – С.16-26.
Лебедева Ю.Г. Методика преподавания русского произношения болгарам. – М., 1977.
10. Преодоление акцента в русской речи польских учащихся. Типология корректировочных упражнений.
Бондарев А.И., Луцкая Н.Э., Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Корректировочные упражнения по фонетике и интонации русского языка для поляков. // Русский язык за рубежом. – 1979. – № 5. С.26-32.
11. Специфика итальянского акцента.
Ласорсе К. Особенности постановки русского произношения у итальянских учащихся // Русский язык за рубежом. – 1975. – № 6. – С.82-84.
12. Слоговой принцип русской графики.
Горбунова Л.И. Письмо в его истории и функционировании: учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007.
Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 1976.
Зернецкая, А.А. Современный русский язык: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. – Киев, 2005. – 150 с.
13. Типы интонаций. Интонация предложения с модально-экспрессивным значением.
Лебедева, Ю.Г. Звуки. Ударение. Интонация. – М.: «Русский язык», 1986. – 271 с.
Еремсина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 1989.
Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка. – Л., 1982.
Черемсина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.
14. Буквы и их сочетания, способствующие формированию правильного произношения в потоке речи.
Вишнякова, О.В. Упражнения на отработку норм произношения в русском языке. – М.: «Высшая школа», 1973. – 79 с.
Любимова, Н.А. Обучение русскому произношению. – М., 1982.
Вопросы для самостоятельной подготовки по курсу «Практическая фонетика русского языка»
Тема 1. Практическая фонетика в системе различных аспектов РКИ
1. Каковы основные аспекты описания фонетической системы русского языка в целях обучения иностранцев русскому произношению?
3. Как строятся фонетический курс для иностранных учащихся разных этапов обучения?
4. Охарактеризуйте основные приемы постановки русских звуков в иностранной аудитории.