Тема 1. Практическая фонетика в системе различных аспектов РКИ

Задания для выполнения рефератов

По спецкурсу: «Практическая фонетика РКИ»

Методические указания:

Цель работы – проанализировать выбранную в реферате тему на материале нескольких источников.

Выбор объекта исследованиястудент осуществляет самостоятельно, руководствуясь своим опытом, знаниями, возможностями получения необходимой информации и т. д.

В реферате выделяются следующие типовые разделы:

  Титульный лист
  Содержание
I. Введение
II. Основная часть
III. Выводы
  Список литературы
   

Оформление работы

Реферат сдается на кафедру славянских языков МГЛУ аккуратно оформленный, в виде текста, набранного на компьютере. На титульном листе указывается название университета, учебная дисциплина, тема, фамилии студента и преподавателя-руководителя, год написания.

В содержании указываются: нумерация страниц, название параграфов, схем, таблиц.

В конце работы – обязательный перечень использованной литературы, а в тексте – ссылки на ее использование (образец: [2,12], где первая цифра – номер использованного источника по списку в перечне, вторая – номер страницы, на которой находится ссылка).

Реферат показывает также эстетические навыки самостоятельной работы студента. Она должна отражать культуру мышления и добросовестное отношение к учебным заданиям. В ней должны быть выделены ключевые понятия.

Темы рефератов:

1. Особенности акцента англоговорящих студентов: типичные ошибки и корректировочные упражнения.

Федянина И.А. Основные черты русской фонетики в сопоставлении с английской // Русский язык за рубежом. – 1979. – № 2. – С. 27-35.

Кулешов В.В., Мишин А.Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция. – М., 1987.

2. Специфика немецкого акцента. Проблемы постановки русских звуков и особенности корректировочных упражнений.

Рогова М.К. Сопоставление фонетических систем немецкого и русского языков // Русский язык за рубежом. – 1979. – № 1. – С. 18.

3. Проблемы обучения франкофонов русскому произношению. Наиболее частотные ошибки и приемы их коррекции.

Шустикова Т.В. Некоторые особенности французского акцента в русском языке // Русский язык за рубежом. – 1981. – №1. – С. 46-54.

4. Трудности восприятия русской фонетической системы во вьетнамской аудитории. Приемы постановки звуков и корректировочные упражнения.

Корниенко Е.Ф. Причины типичных фонетических ошибок в русской речи вьетнамцев // Русский язык за рубежом. – 1991. – №3. – С. 23.

Лебедева Ю.Г. Особенности обучения вьетнамцев русскому произношению // Русский язык за рубежом. – 1984. – №1. – С. 41-46.

Мазина Л.З. Сопоставление консонантных систем русского и вьетнамского языков //Русский язык для студентов-иностранцев. Вып.20. – М.: Русский язык, 1981.

Сторчак Л.В. О зависимости восприятия русской речи и русского произношения студентов-вьетнамцев от законов слогостроения родного языка // Русский язык для студентов-иностранцев. Вып.23. – М.: Русский язык, 1984.

5. Особенности обучения русскому произношению студентов из Монголии. Типичные ошибки и приемы их коррекции.

Лебедева Ю.Г. Особенности обучения монголов русскому произношению на продвинутом этапе // Русский язык за рубежом. – 1980. – № 6. – С. 66-71.

Кащаева С.С.Сочетания согласных в речи монгольских учащихся // Русский язык за рубежом. 1979. – № 6 – С. 44-46.

Тунгусова Г.И. Коррекция слухо-произносительных навыков в русской речи монгольских учащихся // Русский язык за рубежом, 1979. – № 3. – С. 22-31.

6. Проблемы обучения китайцев русскому произношению. Особенности фонетического курса и типологии упражнений.

Теплякова Н.А.Краткий курс фонетики русского языка для китайцев. – М.: Изд-во МГУ, 1960.

Биктева Л.Р. Тоны и артикуляционная характеристика системы гласных и согласных звуков китайского и русского языков (сравнительное описание) // Русский язык за рубежом. – 2004. – № 1.

7. Типичные акцентные ошибки в речи испаноговорящих учащихся и система упражнений по их коррекции.

Федорова Н.И. Коррекция слухо-произносительных навыков испаноговорящих учащихся // Русский язык за рубежом. – 1980. – № 1. – С. 28.

Козлова И.О., Спухина Э.В., Скороходов М.С., Страмова Г.А. Практическая фонетика русского языка для студентов, говорящих по-испански. М., 1968.

Фетисова Е.С. вводно-фонетический курс для лиц, говорящих по-испански. – М.: Изд-во УДН, 1967.

8. Специфика арабского акцента. Типичные ошибки в русской речи и корректировочные упражнения.

Копытина Г.М. Учет родного языка при обучении произношению арабских студентов // Русский язык для студентов-иностранцев : Сб.. метод. статей. Вып.26. – М.: Русский язык, 1990.

Джунковская Л.Н., Совсун Г.В. и др. Практическая фонетика русского языка для арабов. – М.: Изд –во УДН, 1966.

9. Типичные акцентные ошибки в речи болгар. Особенности постановки звуков и приемы коррекции слухо-произносительных навыков.

Антонова Д.Н. Коррекция слухо-произносительных навыков в русской речи болгарских учащихся // Русский язык за рубежом. – 1980. – № 5. – С.16-26.

Лебедева Ю.Г. Методика преподавания русского произношения болгарам. – М., 1977.

10. Преодоление акцента в русской речи польских учащихся. Типология корректировочных упражнений.

Бондарев А.И., Луцкая Н.Э., Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Корректировочные упражнения по фонетике и интонации русского языка для поляков. // Русский язык за рубежом. – 1979. – № 5. С.26-32.

11. Специфика итальянского акцента.

Ласорсе К. Особенности постановки русского произношения у итальянских учащихся // Русский язык за рубежом. – 1975. – № 6. – С.82-84.

12. Слоговой принцип русской графики.

Горбунова Л.И. Письмо в его истории и функционировании: учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007.

Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 1976.

Зернецкая, А.А. Современный русский язык: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. – Киев, 2005. – 150 с.

13. Типы интонаций. Интонация предложения с модально-экспрессивным значением.

Лебедева, Ю.Г. Звуки. Ударение. Интонация. – М.: «Русский язык», 1986. – 271 с.

Еремсина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 1989.

Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка. – Л., 1982.

Черемсина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.

14. Буквы и их сочетания, способствующие формированию правильного произношения в потоке речи.

Вишнякова, О.В. Упражнения на отработку норм произношения в русском языке. – М.: «Высшая школа», 1973. – 79 с.

Любимова, Н.А. Обучение русскому произношению. – М., 1982.

Вопросы для самостоятельной подготовки по курсу «Практическая фонетика русского языка»

Тема 1. Практическая фонетика в системе различных аспектов РКИ

1. Каковы основные аспекты описания фонетической системы русского языка в целях обучения иностранцев русскому произношению?

3. Как строятся фонетический курс для иностранных учащихся разных этапов обучения?

4. Охарактеризуйте основные приемы постановки русских звуков в иностранной аудитории.

Наши рекомендации