Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю.
Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции; с обоснованием перспектив социально-экономического развития страны; с определением степени инвестиционной активности и выявлением приоритетов, которым правительство страны будет отдавать предпочтение в предстоящие годы.
Набор активных методов стимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы: прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот.
Сегодня основными законами, призванными регулировать инвестиционную деятельность в РФ, являются Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 18.12.2006) и Федеральный закон от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 03.06.2006).
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от опм собственности.2[2]
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.3[3]
Важный фактор привлечения иностранных инвестиций — это предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов государственная поддержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других, правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).
В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающихся прежде свободных экономических зон).
Таможенная служба, наряду с другими государственными органами, призвана обеспечивать соблюдение государственных гарантий и прав иностранных инвесторов, защитить их вложения в российскую экономику, контролировать предоставление налоговых и таможенных льгот им, препятствовать проникновению криминальною иностранного капитала в Россию, который после "отмывания" возвращается назад.4[4]
Таможенное регулирование инвестиционной деятельности должно быть направлено на жесткий валютный контроль за нелегальным оттоком инвалютного капитала из страны через экспортные и импортные контракты. При этом, безусловно, нужно учитывать сложившиеся международные правила торговых отношений, тенденции в сближении национальных принципов и норм, в упрощении и рационализации таможенных процедур.
Вторым важным фактором можно назвать систему экономических стимулов - льгот для иностранных инвесторов. В частности, предлагается зафиксировать в Законе о таможенном тарифе освобождение от импортных пошлин товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный фонд предприятий и применяемых в производственных целях (за исключением подакцизных товаров). При этом предполагается необходимый контроль за использованием соответствующих товаров.
От инвестиций и инвестиционной политики государства в огромной степени зависит развитие производственного потенциала страны, темпы экономического роста, развитие всей инфраструктуры. Современная инвестиционная политика - основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, освоения территорий и природных ресурсов, устранения диспропорций в экономическом развитии регионов страны, обеспечения занятости населения, развития науки и техники. Решения экологических проблем.