Природные ресурсы России
Значительные размеры территории Российской Федерации, составляющей примерно 1/9 площади суши земного шара, определяют многообразие природных условий и ресурсов. По совокупным размерам природно-ресурсного потенциала Россия — первая страна в мире. С населением, составляющим 2,5% мирового, она обладает 25% мировых ресурсов. Россия превосходит вторую страну по размерам природных богатств — США, на долю которых, по разным оценкам, приходится 15—20% мировых ресурсов.
Ведущее место принадлежит России и по объему разведанных запасов. В стране открыто и разведано 20 тыс. месторождений, из которых промышленно освоены лишь 37%. Общая стоимость разведанного и оцененного минеральною сырья составляет 28,6 трлн долл., а прогнозного потенциала — 140 трлн. В недрах
России сосредоточено 64,5% разведанных мировых запасов апатитов, 37% олова, 35,4% газа, 32% железа, 31% никеля, 21% кобальта, 16% цинка, 26% алмазов, 12,9% нефти, 12% угля, значительным удельный вес занимают запасы калийных солей, руд редких и цветных металлов.
В структуре минерально-сырьевой базы страны более 70% приходится на ресурсы топливно-энергетического комплекса.
По запасам природного газа (разведанным и прогнозируемым) Россия, как уже отмечалось выше, занимает первое место в мире. Потенциальные ресурсы природного газа оцениваются в 211,8 трлн м³, разведанные — 49 трлн м³. Ценность разведанных ресурсов составляет 92 трлн долл.
Российская Федерация располагает и значительными ресурсами нефти. Их оценочная стоимость превышает 4,5 трлн долл. В последнее время нефтегазовые корпорации России проводят интенсивные геологоразведочные работы. Так, к началу 2001г. на севере страны в Тимано-Печорском районе было открыто 190 месторождений, в том числе 149 нефтяных. Потенциальные ресурсы нефти в этом регионе в конце 2000г. оценивались в 4,3 млрд т. Выросли оценки месторождений в Каспийском районе. Разведанные запасы нефти Приобского месторождения в Западной Сибири увеличились в последние годы на 600 млн т. Открыт ряд новых месторождений нефти и газа в Ханты-Мансийском округе, в Татарии, на Ямале, на Сахалине и в других районах страны. В нефтегазоносном отношении перспективны также территории Восточной Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и др.
Потенциальные запасы угольных ресурсов России, по минимальным оценкам, составляют 30% мировых (1818 млрд т), а разведанные — 12% (202 млрд т). По разведанным запасам угля Россия занимает третье место в мире, уступая США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). Максимальная величина прогнозируемых оценок запасов угля в стране в несколько раз превышает суммарные угольные запасы всех государств мира.
Одно из ведущих мест принадлежит РФ по запасам железных руд. Россия входит в состав небольшой группы стран, полностью обеспечивающих свои потребности в этом виде сырья. Разведанные запасы составляют 55,6 млрд т с оценочной стоимостью ок. 2 трлн долл.
Ценность запасов руд цветных и редких металлов России составляет 1,8 трлн долл. Среди них выделяются запасы никелевых, медных руд, сырья для алюминиевой промышленности, драгоценных металлов, для производства металлов платиновой группы.
Необходимо отметить широкие возможности нашей страны в добыче фосфорсодержащего сырья (фосфоритов, апатитов), калийных солей.
Существенные позиции занимает Россия по обеспеченности земельными, водными, лесными ресурсами. Лесопокрытая площадь Российской Федерации, например, составляет 756 млн га, или ок. 65% территории страны. Общий запас древесины оценивается в 81,6 млрд м³ или более 30% мировых. По запасам древесины Россия занимает первое место и мире.
Необходимо отметить и большие возможности РФ для организации отдыха и туризма. Однако расширение использования рекреационных ресурсов требует проведении специальных мероприятий, определенных финансовых затрат.
После распада СССР объем природных богатств страны уменьшился. Россия, к примеру, утратила прежние возможности в обеспечении марганцем, ухудшились условия обеспечения собственной добычей потребностей в свинце, цинке, серебре и др. Традиционно эти виды минералов поставлялись бывшими советскими республиками.
Ухудшение обеспеченности минеральными ресурсами во многом связано также с состоянием геологоразведочных работ. В последние годы во многих случаях добыча не компенсируется новыми разведанными ресурсами. Разведка новых запасов, за исключением отдельных секторов (например, нефтегазовое хозяйство), ведется недостаточно, и новые месторождения в промышленное освоение практически не вводятся.
Особенно острой в России в последние годы стала проблема истощения ресурсов и загрязнения природной среды. Масштабы загрязнения столь велики, что в течение ряда лет специалисты говорят о настоящем экологическом кризисе. В его основе, как и в других странах, лежит характер воспроизводства, нерациональная для природной среды общая структура хозяйства. По современным международным стандартам эта структура имеет отсталый характер. Огромный удельный вес в ней занимают материалоемкие и энергоемкие отрасли, добыча сырья. В итоге у нас потребляется на 1 долл. ВВП в 8 раз больше энергии, чем в среднем в Европе.
Другой причиной глубокого экологического кризиса являлось абсолютное огосударствление хозяйства в СССР, содействовавшее процессу бюрократизации экономики. С этой тенденцией был связан и недостаточно высокий уровень экологизации пауки, образования, культуры и сознания людей.
В стране возникла сложная экологическая обстановка, о чем свидетельствуют показатели загрязнения воздуха, воды, деградация почв и др. Россия стала примером страны с «многоотходной» технологией. Большая часть добываемого в РФ сырья (90—95%) попадает в отходы, которые стали серьезной экологической проблемой. Ежегодно в России образуется 7 млрд т отходов. В отвалах и хранилищах накоплено 80 млрд т только твердых отходов, в том числе токсичных и содержащих канцерогенные вещества.
Несмотря на рост утилизации твердых отходов, эта проблема далека от полного решения. В настоящее время утилизацию проходит незначительная часть отходов, из 7 млрд — ок. 2 млрд т, а темпы их накопления на территории страны остаются прежними. Например, из скопившегося 1 млрд м³ отходов в отвалах угольной промышленности использовано менее 5%.
С этой проблемой тесно связан вопрос милитаризации хозяйства. В России в настоящее время хранится ок. 40 тыс.т боевых отравляющих веществ. Согласно международным договоренностям все они должны быть уничтожены. Однако этот процесс идет очень противоречиво. В период с 1997 по 2000г. РФ из-за нехватки средств не в полной мере выполнила требования международной конвенции. Вместо запланированных па 1997—2000 гг. 20 млрд р. реально было выделено чуть более 1 млрд.
Высок уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупнейших городах с населением более 1 млн жителей. Во многих случаях концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ в воздухе превышает предельно допустимые нормы. В 55 городах она превышала в 90-е гг. допустимый уровень не менее чем в 5 раз. Выбросы вредных веществ в атмосферу осуществляют, прежде всего, промышленные предприятия. Объемы выбросов в год составляют ок. 25 млн т.
Парадоксальная ситуация сложилась с водными ресурсами. Страна занимает второе место в мире по запасам пресной воды (на первом — Бразилия). Однако распределена она крайне неравномерно: там, где проживает 80% населения, сосредоточено лишь 8% всей российской воды, зато в малонаселенной Сибири ее в избытке. Однако это еще не означает, что ее можно пить. «Самая страшная проблема для нас сегодня, — утверждает один из руководителей Министерства природных ресурсов РФ, — не количество воды, а ее качество». Ситуация с качеством воды в России сложилась настолько критическая, что в 2001г. была принята федеральная целевая программа «Обеспечение населения России питьевой водой». Ее авторы предупреждают об «угрозе национальной безопасности страны» и о резком ухудшении здоровья людей из-за употребления некачественной воды. Рассчитанная на десять лет программа предусматривает «ревизию» отечественного водного хозяйства: оздоровление рек, замену очистных сооружений и большей части водопроводом, восстановление водоохранных зон, внедрение новых технологий очистки воды.
Экологические трудности оказывают большое влияние на эволюцию земельного фонда страны. Сокращается площадь сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, растет площадь подверженнных эрозии угодий.
С деградацией почв тесно связана проблема вырубки леса. Обезлесение автоматически приводит ко многим негативным последствиям. В начале 90-х гг. местные власти дали разрешение западным компаниям на расширенную вырубку леса. Единственной целью и иностранных компании, и местной администрации было получение прибыли. Никто не задумывался в то время об экологических последствиях предпринимаемых действий. Их последствия оказались удручающими: к концу 90-х гг. примерно 100 тыс. км² леса на территории Российской Федерации было уничтожено.
Отмечая многие негативные факторы экологической ситуации в нашей стране, необходимо, однако, учитывать и объективные трудности. Огромные размеры территории, разнообразие природных ресурсов, обилие национальных богатств помогают в решении экологических проблем. Недаром Россию называют «легкими планеты Земля», имея в виду поступления чистого воздуха в атмосферу благодаря необъятным лесным массивам Сибири и Дальнего Востока.
Но, с другой стороны, нельзя и преуменьшать остроту экологического кризиса в стране. Его глубина требует от нас осуществления энергичных действий. За последние годы в РФ усиливается внимание к этим проблемам. Многое зависит от правильной постановки целей развития всего общественного производства. Курс экономики к рыночным отношениям способствует переходу от экстенсивных к интенсивным формам хозяйствования. При этом решаются две основные задачи рационального природоиспользования — экономия ресурсов и охрана окружающей среды от порчи и загрязнения. Становится все более широким международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Однако необходимо отметить, что мы находимся только в начале пути. Еще не приняли массового характера использование безотходных технологии и организация рециркулирования отходов. Требует улучшений нормотворческая деятельность и организация механизмов контроля принимаемых решений. Только начинается процесс экологизации науки, образования, культуры, воспитания нового отношения к природе у всех членов общества.