Кабинет иностранного языка в средней школе и методические возможности
Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нем проводятся уроки, организуется работа кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы по иностранному языку.
При оформлении кабинета учитываются эстетические, гигиенические и экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся.
В кабинете хранятся печатные, экранные и звуковые учебно-наглядные пособия.
К п е ч а т н ы м пособиям относятся лексические и грамматические таблицы, тематические картины, сюжетные рисунки, наборы транскрипционных знаков, букв алфавита, карта страны изучаемого языка, комплекты дидактических раздаточных материалов и другие виды печатных пособий, эпифильмы, коллажи. программированные пособия.
З в у к о в ы е пособия включают грамзаписи и записи на магнитной ленте, содержащие паузированные упражнения, тексты для аудирования, стихи, рассказы и песни страны изучаемого языка, записи радиопередач, фонозаписи и диафильмы.
Э к р а н н ы е пособия должны быть представлены сериями диапозитивов и диафильмами, учебными фильмами, кинофрагментами, кинокольцовками, транспарантами для кодоскопа.
Основные средства обучения представлены учебно-методическими комплексами или комплектами. В книге для учителя определено назначение всех этих пособий, их место в учебном процессе, последовательность и взаимосвязь приемов использования их на каждом определенном уроке.
В дополнение к учебно-методическим комплектами учитель готовит различные виды р а з д а т о ч н ы х материалов для работы в условиях кабинета, в том числе карточки для парной, индивидуальной и самостоятельной работы с описанием ситуаций для диалогов, монологов и других видов работ: картинки, рисунки, подобранные к темам для индивидуального описания; таблицы с речевыми образцами для тренировки новой лексики и грамматики, карточки с текстами для чтения, подобранные с учетом индивидуального языкового уровня учащихся, папки с вырезками из газет и др.
Неотъемлемой частью кабинета является к н и ж н ы й фонд. Он состоит из научно-методической литературы для учителя и литературы для учащихся. Это журналы и книги по методике преподавания иностранных языков, литература по общим вопросам психологии, педагогики, языкознания, различные руководства по использованию средств обучения, программы по иностранным языкам, а также словари (двуязычные, фразеологические, специальные), различные информационные и справочные материалы о стране изучаемого языка.
Литература для учащихся включает учебники, словари, книги для внеклассного чтения, пособия для кружковой внеклассной работы и факультативных занятий. В кабинете иностранного языка должен быть список адаптированной литературы, рекомендуемый для чтения. Ведение библиотеки можно поручить ученикам старших классов. В кабинете иностранного языка необходимо иметь
ф о н о т е к у, ф и л ь м о т е к у, необходимые компьютерные программы. Магнитные записи и компьютерные программы хранятся в специальном в специальном шкафу в коробках с подробной записью с указанием длительности звучания, содержания.
Для хранения таблиц, картин в кабинете оборудуются специальные ящики-шкафы, которые размещаются под классной доской или в другом удобном месте. Таблицы и картины раскладываются по классам и по разделам программ. В кабинете должна быть картотека учебного оборудования и методическая картотека.
Немаловажное значение для обучения иностранному языку имеет и оформление кабинета. На стенах можно повесить портреты видных писателей и ученых, выдающихся людей страны изучаемого языка, под портретами поместить выписки из произведений известных писателей о важности изучения иностранных языков.
Интерьер кабинета должен быть тщательно продуман. На передней стене размещается классная доска с откидными полями и приспособлениями для демонстрации пособий, а также экран. На свободной части стены можно разместить справочные таблицы, над доской – алфавит.
Боковая стена (экспозиционная) служит для размещения рабочих тематических и юбилейных стендов. Здесь помещаются также пособия, касающиеся изучения отдельных программных тем, материалы по стране изучаемого языка, карта страны изучаемого языка, рекомендации для выполнения самостоятельных работ учащимися.
У задней стены размещаются секционные шкафы для хранения книжного фонда, дидактического раздаточного материала по классам и темам, различные аудиовизуальные пособия.
Оснащение кабинета и рациональное продумывание методики использования технических средств обучения дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения при использовании различных обучающих программ, вырабатывать у учащихся умения самоконтроля и самокоррекции при организации индивидуальной и парной работы, создавать предпосылки для развития навыков самостоятельной работы, обеспечивать благоприятные условия для творческой работы учителя и повышения эффективности учебного процесса.
Тематическое оформление кабинета иностранного языка включает стенд о стране изучаемого языка (общие сведения, государственные символы, карту, сведения о государственном устройстве, политических партиях, молодежных организациях, системе образования).
Рекомендуется также устанавливать передвижные легкие стенды для съемных наглядных материалов, необходимых для проведения урока.
Оборудование рабочего места учащегося в
кабинете иностранного языка.
На оборудование рабочего места учащегося в кабинете иностранного языка следует обратить особое внимание. Оно должно быть таким, чтобы учащемуся было удобно выполнять задания учителя, чтобы он мог, используя соответствующее оборудование, подготовиться к самостоятельным высказываниям на иностранном языке, научиться чтению и письму. Правильное оформление рабочего места поможет учащимся интенсифицировать их учебную деятельность, подготовиться к работе, увеличить время активной работы над языком, сэкономить время учителя.
Рабочее место должно иметь постоянное оформление и оформление, обеспечивающее конкретный урок.
Постоянное оформление рабочего места подразумевает наличие следующих элементов:
1) грамматического справочника и таблиц неправильных глаголов;
2) двуязычного словаря;
3) списка высказываний классного обихода;
4) списка фразеологизмов и пословиц с иллюстрирующими их рисунками.
Элементы постоянного оформления рабочего места выполняются на
ватмане, который помещается в прозрачную папку и нанизывается на металлическую дужку.
Оформление рабочего места для конкретного урока производится до его начала: в ящики на каждом столе помещаются раздаточные материалы (карточки, картинки, таблицы), которые помогут учителю организовать учебную деятельность учащихся на уроке и управлять ею.