Международная охрана прав на объекты промышленной собственности
Под промышленной собственностью прежде всего понимаются такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели. К объектам промышленной собственности относят также «ноу-хау» (секреты производства), знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.
Под охраной промышленной собственности понимается также пресечение недобросовестной конкуренции — деятельности, противоречащей принятым в промышленности или торговле добропорядочным отношениям (подмена товаров, распространение ложных сведений о товаре).
Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на изобретения, товарные знаки и иные объекты промышленной собственности, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Она неоднократно пересматривалась и дополнялась на международных конференциях. Участники Конвенции образовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). СССР присоединился к Конвенции в 1965 году. В Парижский союз входит более ста государств.
Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предоставление физическим и юридическим лицам любой страны-участницы такой же охраны их промышленной собственности, "какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства" (статья 2). Целью Конвенции является не только устранение любой дискриминации в отношении иностранных заявителей, но и облегчение иностранным физическим и юридическим лицам приобретения, использования и защиты прав промышленной собственности. Статьей 3 Конвенции к гражданам и юридическим лицам стран Союза приравнены некоторые категории лиц, в зависимости от местожительства или наличия "действительных, серьезных промышленных или торговых предприятий" на территории стран-участниц.
Парижская конвенция не предусматривает создания международных патентов или товарных знаков, которые бы действовали во всех странах-участницах, будучи выданными в отдельной стране. Напротив, статья 4bis Конвенции предусматривает независимость патентов, полученных на одно изобретение в различных странах. В любой другой стране Парижского союза изобретение может свободно использоваться, если оно не было там запатентовано. Точно так же Конвенция не ставит своей задачей создание международного товарного знака.
Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции является правило о конвенционном приоритете. В соответствии со статьей 4 Конвенции лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств-участников, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется правом приоритета для подачи заявки в других государствах-участниках. Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьими лицами в течение годичного срока не помешают выдаче патента, так как приоритет и новизна изобретения будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки в ней, а по времени подачи первой заявки. Конвенционный приоритет предоставляется также при патентовании промышленных образцов (в течение 6 месяцев) и регистрации товарных знаков (на такой же срок).
В связи с ростом заявок на одни и те же изобретения в различных странах, расширением масштабов иностранного патентования возникла необходимость углубления международного сотрудничества в этой области. По этой причине в 1970 году в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации (РСТ). СССР ратифицировал его в 1970 году. Задачей Договора является облегчение процедуры подачи заявок на охрану одной и той же разработки в разных странах и сокращение дублирования в работе патентных ведомств. РСТ устанавливает порядок подачи автором или правопреемником автора изобретения "международной заявки" на получение патента. Такой порядок уменьшает затраты на зарубежное патентование и делает его более оперативным. Предусмотрено создание специальных "международных поисковых органов", которые производят документальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ведомствах стран, в которых подается заявка на патентование. Договором предусмотрено проведение и международных предварительных экспертиз.
Если универсальные международные соглашения об охране промышленной собственности еще только делают первые шаги по введению единого международного патента, то некоторые региональные договоры с успехом внедрили его в жизнь. Так, Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов 1973 года не только установила такой патент, но и создала Европейское патентное ведомство для стран Общего рынка.
Международно-правовая защита товарных знаков кроме Парижской конвенции осуществляется также Мадридской конвенцией о международной регистрации товарных знаков 1891 года. СССР ратифицировал ее в 1976 году. В Конвенции предусмотрена охрана товарных знаков во всех странах-участницах без регистрации этого знака в каждой из них. В Женеве создано специальное Международное бюро по регистрации товарных знаков, в которое подается заявка на регистрацию.
Унификация правовых норм может осуществляться и без заключения международного договора. Возможен путь, при котором совместными усилиями нескольких государств либо с помощью международной организации создается проект типового закона, который заинтересованные государства могут принять в качестве внутреннего законодательства. По этому пути идет, например, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), создавая типовые законы в сфере охраны промышленной собственности для развивающихся стран.
Пакет документов, связанных с созданием Всемирной торговой организации (ВТО) на базе ГАТТ, включает в себя соглашение, специально посвященное интеллектуальной собственности, обозначаемое иногда аббревиатурой ТРИПС (по первым буквам названия по-английски), а иногда - АПИСТ (Аспекты прав интеллектуальной собственности, связанные с торговлей). Текст Соглашения охватывает вопросы, связанные с семью видами интеллектуальной собственности: авторским правом и смежными правами, товарными знаками, географическими указаниями, промышленными образцами, патентами, коммерческой тайной, а также контролем за антиконкурентной деятельностью. "Такая структура явно нивелирует отличительный характер литературной и художественной собственности".
Цель соглашения АПИСТ (ТРИПС) заключается в содействии развитию международной торговли и создании для нее более надежной правовой базы. В соответствии со статьей 3 Соглашения страны-участницы должны предоставить гражданам из других стран-участниц не меньший объем прав на объекты интеллектуальной собственности, чем тот, которым пользуются собственные граждане этого государства ("национальный режим"). Статья 4 предписывает предоставлять гражданам любой из стран-участниц равные права в вопросах охраны интеллектуальной собственности ("режим наибольшего благоприятствования" для иностранцев из других стран, участвующих в Соглашении). Уже к началу 1997 года Соглашения о ВТО и ТРИПС подписали около 100 стран.