Транспорт в международной торговле
Опережающий рост объемов международной торговли по сравнению с темпами развития мирового производства товаров, был бы невозможен без постоянного совершенствования всей торговой инфраструктуры и в первую очередь международной транспортной системы. Каждая тонна произведенной в мире продукции перемещается в среднем на 860 ткм с учетом международных морских перевозок [18, с. 188]. Практическое осуществление международного товарообмена, доставка товара от экспортера к импортеру, реализуется через его транспортное обеспечение.
В мировой торговле перевозка товаров выполняется различными видами транспорта: водным (морским и речным), железнодорожным, авиационным, автомобильным и трубопроводным. Все виды транспорта имеют свою специфику в качестве средств доставки грузов.
Морской транспорт имеет следующие преимущества:
· относительно низкая по сравнению с большинством других видов транспорта стоимость перевозок, особенно на большие расстояния;
· мобильность, в зависимости от спроса и предложения на тоннаж по регионам мира суда могут перемещаться с одного маршрута на другой;
· большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;
· неограниченная пропускная и провозная способность морских путей;
· незаменимость морского транспорта в межконтинентальных перевозках товаров.
Ограничивают возможности использование морского транспорта:
· пропускная способность портов и каналов;
· невысокая скорость перевозок по сравнению с наземным и воздушным видами транспорта;
· высокая стоимость морских судов и инфраструктуры морского транспорта.
Речной транспорт отличает:
· высокая провозная способность по внутренним водным путям;
· невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;
· возможность перевозить крупные по объему партии грузов;
· сокращение времени и стоимости доставки при применении судов смешанного плавания типа «река – море»;
· возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть.
Сдерживает использование речного транспорта:
· необходимость строительства гидротехнических сооружений и постоянного поддержания возможности судоходства водных путей;
· сезонность работы на большинстве водных путей Беларуси и прилегающих государств;
· несовпадение направлений основных грузопотоков с естественным географическим расположением водных путей.
Особенностями железнодорожного транспорта являются:
· высокая провозная и пропускная способность;
· регулярность перевозок;
· высокая скорость доставки грузов на значительные расстояния;
· относительная дешевизна перевозок (по сравнению с автомобильным и воздушным видами транспорта);
· универсальный характер перевозимых грузов;
· независимость от климатических условий, времени года и суток.
Недостатки железнодорожного транспорта:
· высокая степень монополизации рынка железнодорожных перевозок;
· большие капитальные затраты на строительство содержание железных дорог, приобретение и их эксплуатацию подвижного состава;
· низкая доступность к конечным точкам потребления товаров;
· высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.
Авиационный транспорт характеризуется:
· высокой скоростью доставки грузов;
· сохранностью грузов в пути;
· возможностью доставки в отдаленные и труднодоступные районы.
В то же время воздушный транспорт имеет следующие недостатки:
· высокая стоимость перевозок,
· ограниченная грузоподъемность воздушных судов;
· зависимость от погодных условий;
· высокая стоимость авиационной техники и инфраструктуры воздушного транспорта.
Автомобильный транспорт отличается следующими преимуществами:
· высокая оперативность и доступность;
· возможность доставки груза «от двери экспортера» до «двери импортера»;
· возможность оптимизации схем и маршрутов доставки;
· высокая скорость доставки;
· возможность ритмичных поставок грузов небольшими партиями;
· экономичность на небольших (до 200 км расстояниях).
К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести:
· высокую стоимость перевозки на большие расстояния;
· зависимость от погодных и дорожных условий.
Трубопроводный транспорт характеризуется:
· низкой себестоимостью транспортировки грузов;
· высокой сохранностью груза;
· независимостью от погодных и климатических условий;
· высокой степенью автоматизации процесса транспортировки груза.
Однако трубопроводный транспорт отличается:
· ограниченной номенклатурой перемещаемых грузов;
· высокой стоимость строительства трубопроводов;
· ограниченной пропускной способностью.
Выбор вида транспорта для транспортировки груза зависит от множества факторов, прежде всего, учитывают стоимость, срок доставки и обеспечение сохранности товара в процессе перевозки. Большое влияние на выбор транспорта оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов – совокупность свойств, определяющих условия их перевозки, порядок погрузки, выгрузки, хранения, перегрузки и т. д. В зависимости от способа перевозки и перегрузки грузы подразделяют на следующие категории: генеральные, массовые и специальные.
Генеральные грузы – это штучные грузы в упаковке или без нее, в мешках, коробках, ящиках, в пакетах, на поддонах, трейлерах, контейнерах. Грузы без упаковки – трубы, металлоконструкции, автомобили и т.п.
К массовым грузам относят: наливные (нефть и нефтепродукты, химические и пищевые жидкие грузы); навалочные (зерно, уголь, руда); лесные (бревна, доски, брус).
Специальные грузы требуют соблюдения определенных правил при транспортировке. К ним относятся: опасные грузы, которые могут стать причиной повреждения транспортных средств и представляют опасность для здоровья людей; скоропортящиеся – требуют особых условий при перевозке и хранении; а также, живой скот и птица.
В зависимости от вида сообщений различают: смешанную и прямую перевозку.
Смешанная перевозка – перевозка грузов двумя или более видами транспорта. На перевозку каждым видом транспорта заключается самостоятельный договор перевозки.
Прямая перевозка – перевозка грузов по одному транспортному документу.
В нормативных документах выделяют прямую смешанную перевозку – перевозка грузов двумя и более видами транспорта по единому транспортному документу.
Процесс доставки товара в международной торговле включает следующие этапы:
· транспортировка товара от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера;
· международная транзитная или морская перевозка товара от пункта (порта) страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера, при отсутствии общей сухопутной границы между странами;
· транспортировка товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до внутреннего пункта потребления.
Международная перевозка – перемещение пассажиров и грузов по территории двух и более стран с использованием одного или нескольких видов транспорта.
Повышение эффективности и качества транспортного обеспечения внешней торговли определяется внедрением в транспортную отрасль достижений научно-технического прогресса. Развитие транспорта происходит путем совершенствования технологии перевозок на основе применения прогрессивных транспортно-технологических систем.
Под транспортно-технологическими системами понимается комплекс взаимоувязанных технических, технологических, экономических, организационных и коммерческих решений, обеспечивающих с набольшей экономической эффективностью перевозку различных видов грузов [37, с. 121]. К прогрессивным транспортно-технологическим системам относятся: пакетная, контейнерная, трейлерная, лихтерная и другие.
Транспортный пакет – это укрупненное грузовое место, сформированное из тарных и штучных грузов с помощью различных средств пакетирования. Наиболее часто в качестве средств пакетирования применяют поддоны, изготовленные из дерева, пластмасс, металла. В состав пакетной системы входят:
· парк пакетирующих средств;
· универсальные и специализированные транспортные средства, погрузчики;
· склады, оснащенные многоярусными стеллажами и передвижными подъемниками;
· система информационного обеспечения отборки и формирования заказов.
Контейнер – универсальная многоразовая тара объемом не менее 1 куб. м, предназначенная для перевозок грузов без тары, в первичной упаковке или облегченной таре, специально сконструированная для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов, и снабженная приспособлениями, облегчающими ее крепление и позволяющими повысить уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.
В комплекс контейнерной транспортно-технологической системы входят:
· парк универсальных и специальных контейнеров;
· специализированный подвижной состав (суда-контейнеровозы, железнодорожные платформы различного типа, специальные автомобили);
· склады и контейнерные площадки для комплектации или обработки контейнеров;
· система информационного обеспечения контейнерных перевозок.
Пакетный и контейнерный способы доставки грузов получили широкое распространение в международных сообщениях с использованием практически всех видов транспорта. Эти способы доставки способствовали тому, что в международной торговле активно стали применяться интермодальные перевозки. Максимальная эффективность перевозок достигается в том случае, когда продукция сразу после изготовления формируется в пакеты и хранится на складе, затем загружается в контейнеры и транспортируется к потребителю.
Интермодальная перевозка – последовательная перевозка грузов двумя или несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице (контейнер, съемный кузов, полуприцеп и другие) или автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта в рамках комплексной транспортной цепи «от двери до двери».
Прогрессивные технологии товародвижения, позволяющие доставлять грузы в укрупненном виде, стали основой для развития терминальных систем с использованием специально оборудованных перегрузочных и складских мест – терминалов, на которых груз перегружается с одного вида транспорта на другой. В дальнейшем на базе транспортных терминалов начали формироваться современные транспортно-логистические центры, позволяющие повысить эффективность транспортного процесса.
Логистический центр – территориальное объединение хозяйствующих субъектов и органов, занимающихся грузовыми перевозками и сопутствующими услугами, включающее не менее одного терминала.
Развитие функций терминалов и их трансформация в логистические центры происходит в следующих направлениях:
· погрузочно-разгрузочные работы, складирование грузов;
· строительство перерабатывающих предприятий в зоне терминала;
· создание зон региональной торговли, таможенных складов;
· дополнительные услуги: банковские, маркетинговые, страховые, юридические, услуги связи.
· трансформация складирования в грузораспределение.
Внедрение достижений научно-технического прогресса в транспортной отрасли привело к тому, что с начала ХХ века транспортные и коммуникационные тарифы в мире снизились в реальном выражении более чем в 12 раз [18, с. 188]. В мировой экономике к началу ХХI века сформировалась глобальная международная транспортная инфраструктура.
В процессе осуществления конкретной внешнеэкономической сделки возникает необходимость проведения комплекса транспортных операций по доставке товаров от экспортера к импортеру. Транспортные операции обеспечивают не только практическую реализацию внешнеторговой сделки – физическое перемещение товаров между странами, но и оказывают существенное влияние на контрактную цену товаров.
Под внешнеторговыми транспортными операциями понимают комплекс экономических и финансовых действий, технических и технологических мер и юридических отношений, связанных с перемещением товара с территории страны продавца на территорию страны покупателя.
Транспортные операции можно разделить на следующие группы, связанные между собой последовательностью их выполнения во времени.
Первая группа операций включает в себя действия, выполнение которых осуществляют на этапе подготовки внешнеторговой сделки. В эту группу входят:
· планирование внешнеторговых перевозок (выбор вида транспорта и маршрута транспортировки);
· анализ рынка транспортных услуг, тарифов и условий перевозки;
· планирование расходов.
Вторая группа операций возникает на стадии заключения внешнеторгового контракта и включает:
· определение базисного условия контракта (экспортер или импортер организует транспортировку);
· формулирование транспортных условий контракта;
· заключение договора на перевозку товара;
· заключение договора транспортного страхования груза.
Третья группа транспортных операций осуществляется в процессе реализации сделки и включает:
· подготовку товара к транспортировке (упаковку, маркировку);
· оформление необходимой транспортной, таможенной и другой документации;
· расчеты с перевозчиком;
· организацию контроля движения груза на маршруте.
Четвертая группа операций, может проводиться после завершения внешнеторговой сделки, заключается в следующем:
· окончательный расчет с перевозчиком за оказание транспортных услуг;
· разрешение возможных споров между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем.
Транспортные операции организуются продавцом-экспортером или покупателем-импортером. Исходя из транспортных условий контракта, сторона, на которую возлагаются обязанности по доставке товара, может осуществить перевозку собственным транспортом, или заключить договор с перевозчиком. Также она может воспользоваться услугами посредника – агента (брокера) для поиска перевозчика и заключения с ним договора.
Конкретное содержание транспортных условий внешнеторговой сделки зависит от следующих основных факторов: вида транспортного средства и способа доставки; транспортная характеристика груза; условий международных договоров и соглашений, регулирующих условия перевозки определенным видом транспорта. Объем и распределение транспортных операций между контрагентами в значительной степени определяются базисными условиями поставки.
Для примера, при перевозке грузов автомобильным транспортом содержание транспортных условий контракта может включать следующее:
· указание на действие международных соглашений, регулирующих международные автомобильные перевозки;
· форму транспортной накладной;
· сроки отгрузки товара;
· наименование пунктов отправления, назначения и пунктов пересечения границ;
· место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;
· порядок информации продавца или покупателя о пересечении границ прохождения транспортного средства с использованием книжки МДП;
· порядок расчетов за транспортировку товара;
· прочие транспортные условия, а именно: тип, грузоподъемность и вместимость автомобиля, прицепа, полуприцепа; нагрузку на ось; внутренние габаритные размеры кузова; крытые под тент шли открытые; грузоподъемность перегрузочных средств на складах и терминалах.
При заключении договора перевозки, продавец или покупатель товара переносит в него все транспортные условия договора купли-продажи, согласованные с партнером. При этом следует учитывать, что при заключении договора перевозки продавец связан с транспортными условиями договора купли-продажи в пунктах передачи товара покупателю и свободен от них в других, где ответственность за условия обработки транспортных средств принимает на себя покупатель [37, с. 181].