Инвестиционная деятельность в специальных (свободных) экономических зонах и территориях приоритетного развития
Общие положения. Мировой опыт свидетельствует, что создание в определенных городах или регионах специальных (свободных) экономических зон (далее — СЭЗ), с установлением льготного режима экономической деятельности, стимулированием инвестирования в экономику этих'территорий, является одним из эффективных решений проблем инвестирования. Создание специальных эконо-
мических зон свободного предпринимательства направлено на решение задач экономического и социального развития различных территорий, что расширяет возможности торговли, научно-техни-ческрго сотрудничества, реализации крупных инвестиционных проектов, поскольку установление в них особенного таможенного режима, льготного порядка налогообложения и других специальных условий создает дополнительные стимулы.
Во многих зарубежных странах, практикующих создание СЭЗ, зоны доказали свою эффективность. В настоящее время в мире насчитывается около 400 свободных зон торгово-складского типа (свободных таможенных зон) и более 300 свободных зон производственного типа (зон экспортного производства). Наибольшее число свободных таможенных зон действует в индустриально развитых странах. В Европе насчитывается около 130 таких зон, в США — более 180. Зоны экспортного производства получили наибольшее распространение в развивающихся странах.
В Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция), принятая в 1973 году и вступившая в силу в 1979 г., понятие «свободной зоны» определено как часть государственной территории, на которой помещенные товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов, как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю. В Приложении VIII к Киотской конвенции дано определение свободной зоны (или зоны-франко) как части территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.
Свободной экономической зоной обычно считается часть территории той или иной страны, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим, в том числе льготный таможенный режим, который может сочетаться с предоставлением иных льгот, включая налоговые, финансово-кредитные [11].
На практике встречается множество (свыше 20) разновидностей СЭЗ в зависимости от их структуры.
Общие положения о специальных (свободных) экономических зонах предусмотрены в главе 39 Хозяйственного кодекса Украины (ст.ст.401-405). Согласно ст.405 ХК на территории специальной (свободной) экономической зоны действует законодательство Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом, законом об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон, а также законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны, принятым в соответствии с этим Кодексом.
Закон Украины «Об общих принципах создания ифункционирования специальных (свободных) экономических зон»от 13.10.92г. (далее — Закон) определяет порядок создания, ликвидации и механизм функционирования специальных (свободных) экономических зон на территории Украины, общие правовые иэкономические основы их статуса, а также общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности этих зон с местными советами, органами местного самоуправления и другими органами.
Согласно законодательному определению, специальная (свободная) экономическая зонапредставляет собой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.
Целью создания специальных (свободных) экономических зон является привлечение иностранных инвестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развитие инфраструктуры рынка, улучшение использования природных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины.
СЭЗ создаются в Украине в целях:
стимулирования структурных преобразований в экономике путем привлечения иностранных инвестиций;
активизации совместной с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг;
увеличения поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг;
активизации научно-технического обмена, привлечения и внедрения новых технологий;
заимствования передового организационного и управленческого опыта рыночных методов хозяйствования;
создания современной рыночной инфраструктуры;
улучшения использования природных и трудовых ресурсов;
ускорения социально-экономического развития отдельных регионов и Украины в целом, повышения жизненного уровня населения.
Специальные (свободные) экономические зоны (СЭЗ) являются одним из инструментов достижения открытости экономики Ук-
раины внешнему миру и стимулирования международного экономического сотрудничества на основании привлечения иностранных инвестиций. В сочетании с другими элементами общей стратегии экономического развития страны СЭЗ способны обеспечить активизацию предпринимательской деятельности, привлечение новых технологий, развитие рыночных методов хозяйствования, а в окончательном итоге — увеличение производства и поставки высококачественных товаров и услуг как на внутренний, так и на внешний рынки.
В соответствии с Законом СЭЗ создаютсяВерховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных советов и местной государственной администрации. Статус и территория СЭЗ, а также срок, на который она создается, определяются Верховной Радой Украины путем принятия отдельного закона для каждой СЭЗ. На территории СЭЗ законодательство Украины действует с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» или законом о создании конкретной СЭЗ.
Согласно ст.З Закона на территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и др. Отдельные зоны могут соединять в себе функции, свойственные разным типам специальных (свободных) экономических зон.
Детально классификация СЭЗ дана в Концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине (приложение к Постановлению Кабинета Министров Украины от 14.03.94 г. № 167). В Концепции указано, что в зависимости от хозяйственной направленности и экономико-правовых условий деятельности могут создаваться следующие виды СЭЗ:
Внешнеторговые зоны— часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты пошлины и таможенных сборов или с ее отсрочкой. Создаются эти зоны с целью активизации внешней торговли (импорт, экспорт, транзит) за счет предоставления таможенных льгот, услуг по хранению и перевалке грузов, предоставлению в аренду складов, помещений для выставочной деятельности, а также услуг по доработке, сортировке, пакетированию товаров и др. Формы их организации: свободные порты («порто-франко»), свободные таможенные зоны (зоны франко), таможенные склады.
Комплексные производственные зоны— часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый,
валютно-финансовый, таможенный и др.) режим экономической/деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Они могут иметь форму экспортных производственных зон, где развивается прежде всего экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции, и импортно-ориентированных зон, главная функция которых — развитие импортоза-менных производств.
Научно-технические зоны— СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижение нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с дальнейшим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут существовать в форме региональных инновационных центров — технополисов, районов интенсивного научного развития, высокотехнологических промышленных комплексов, научно-производственных парков (технологических, исследовательских, промышленных, агропарков), а также локальных инновационных центров и опорных инновационных пунктов.
Туристическо-рекреационные зоны— свободные экономические зоны, которые создаются в регионах, имеющих богатый природный, рекреационный и историко-культурный потенциал с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) в сфере рекреационно-ту-ристического бизнеса.
Банковско-страховые (оффшорные) зоны— это зоны, в которых вводится особо благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы при участии только нерезидентов и обслуживают только ту их предпринимательскую деятельность, которая осуществляется за пределами Украины.
Внешнеторговые |
Банковско-страховые (оффшорные)
Туристическо-рекреационные |
Виды СЭЗ |
Научно-технические
Комплексные производственные |
Зоны приграничной
_____ торговли
Зоны приграничной торговли— часть территории государства на границах с соседними странами, где действует упрощенный порядок пересечения границы и торговли.
Кроме вышеуказанных, в Украине могут создаваться СЭЗ других Фипов, а также комплексные специальные (свободные) экономические зоны, которые сочетают в себе черты и элементы зон разных типов.
В Концепции было признано, что целесообразно формировать в Украине разветвленную систему СЭЗ разных функциональных типов с преимуществом внешнеторговых, комплексных производственных и научно-технических.
По признакам открытости и месторасположения различают интеграционные СЭЗ (деятельность которых направлена на тесное взаимодействие с внезональной экономикой страны) и анклавные (ориентированные на связи с внешним рынком), внешние (расположенные на границе с другими государствами) и внутренние (расположенные во внутренних районах страны).
На первом этапе (1994-2000 годы), с целью практической отработки организационных, финансовых и производственных механизмов, было признано целесообразным создание специальных (свободных) экономических зон разных типов, отдано предпочтение локальным, или так называемым «точечным» СЭЗ, которые размещаются на небольших территориях.
В специальных (свободных) экономических зонах создаются благоприятные таможенные условия и режим таможенного налогообложения: льготный режим и уровень налогообложения, специфические валютно-финансовые условия, банковско-кредитная система, система кредитования и страхования, условия отдельных видов платежей и система государственного инвестирования.
На все объекты и субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности специальной (свободной) экономической зоны право на вывоз прибылей и капитала, инвестированного в специальную (свободную) экономическую зону, за пределы специальной (свободной) экономической зоны и Украины.
Согласно ст.25 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» специфика регулирования иностранных инвестиций в специальных (свободных) экономических зонах устанавливается законодательством Украины о специальных (свободных) экономических зонах. Правовой режим иностранных инвестиций, который устанавливается в специальных (свободных) экономических зонах, не может создавать условия инвестирования и осу-
ществления хозяйственной деятельности менее благоприятные,,
жели установленные этим Законом. /
В Программе развития в Украине специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года, одобренной) Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.09.99 г. № |756, указано, что наиболее действенными формами региональной политики, применяемыми странами как с высокоразвитой, так и переходной экономикой, является создание специальных (свободных) экономических зон и осуществление комплекса мер, проводимых центральными и местными органами исполнительной власти путем введения специальных режимов инвестиционной деятельности.
В Украине, в частности, принято решение о создании следующих специальных (свободных) экономических зон: «Донецк» и «Азов» — в Донецкой, «Закарпатье» — в Закарпатской, «Яворив» и «Курортополис Трускавец» — во Львовской, «Славутич» — в Киевской, «Интерпорт Ковель» — в Волынской, «Николаев» — в Николаевской, «Порто-франко» — в Одесской области, «Порт Крым» — в Автономной Республике Крым и введении специальных режимов инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития (далее — специальные режимы): в Автономной Республике Крым, Донецкой, Луганской, Закарпатской, Львовской, Житомирской, Черниговской, Волынской областях, городах Шостка Сумской области и Харькове.
Помимо названных нормативно-правовых актов, общие вопросы создания и деятельности СЭЗ также регулируют:
Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению и подготовке документов относительно создания специальных (свободных) экономических зон, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.06.94 г. № 366;
Порядок рассмотрения документов относительно создания специальных (свободных) экономических зон, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.06.94 г. № 366.
Кроме того, действует множество нормативно-правовых актов, регулирующих особенности функционирования отдельных свободных экономических зон на территории Украины.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в отдельных СЭЗ. В последние годы был принят ряд нормативно-правовых актов о введении специального режима инвестирования на определенных территориях.
Так, Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области»от 24.12.98 г. называет целью создания в Донецкой области специальных экономических зон и введения на территориях приоритетного развития специального режима инвестицией-
Ной деятельности — привлечение инвестиций в приоритетные от-рйсли производства для создания новых рабочих мест и трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с закрытием, реструктуризацией горнодобывающих и других предприятий, внедрение^ новых технологий, модернизация действующих предприятий, развитие внешнеэкономических связей, увеличение поставок на внутренний рынок высококачественных товаров и услуг, создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры, эффективное использование природных ресурсов.
В этом Законе впервые нашли легальное определение такие понятия, как «специальный режим инвестиционной деятельности» и «территория приоритетного развития».
Согласно определению, данному в ст.1 этого Закона, специальный режим инвестиционной деятельности— это режим, который предусматривает введение налоговых, таможенных и других льгот, предусмотренных настоящим Законом, для субъектов предпринимательской деятельности, реализующих инвестиционные проекты, одобренные Советом по вопросам свободных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области.
Территория приоритетного развития— это территория в пределах города, района, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические условия и на которой вводится специальный режим инвестиционной деятельности с целью создания новых рабочих мест.
В Законе определены особенности осуществления предпринимательской деятельности на территориях специальных экономических зон и территориях приоритетного развития.
В соответствии с Законом установлены следующие особенности налогообложения и валютного регулирования в специальных экономических зонах «Донецк» и «Азов», созданных на территории Донецкой области.
Здесь устанавливается специальный льготный режим налогообложения:
а) прибыль плательщиков налога на прибыль на территории
специальной экономической зоны облагается налогом по ставке
20 процентов к объекту налогообложения;
б) доходы, полученные нерезидентами с источником происхож
дения с территории специальной экономической зоны, от осуще
ствления хозяйственной деятельности облагаются налогом в раз
мере 2/3 ставок налогообложения, определенных ст. 13 Закона
Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Эта норма
не распространяется на доходы от осуществления инвестиций в
ценные бумаги, выпущенные по решению уполномоченного государ
ственного органа или органа местного самоуправления, и доходы,
определенные п. 13.6 Закона Украины «О налогообложении при
были предприятий»; (
в) не взимаются сборы в Государственный инновационный Фонд
и Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Черно
быльской катастрофы и социальной защите населения;
г) валютное регулирование на территориях специальных (эко
номических зон осуществляется в соответствии с законодатель
ством Украины с учетом норм, определенных Законом.
Поступления в иностранной валюте от реализации продукции, товаров (работ, услуг), произведенных или предоставленных в специальной экономической зоне, освобождаются от обязательной продажи;
д) к валовому доходу предприятия, расположенного в специ
альной экономической зоне, в целях налогообложения не вклю
чается полученная согласно инвестиционному проекту сумма
инвестиции в виде:
средств;
материальных ценностей;
нематериальных активов, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международным торговым обычаям, а также экспортной оценкой в Украине, включая легализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау и др.
Законом «О специальном режиме инвестиционной деятельности в Закарпатской области»от 24.12.98 г. такой режим вводится на срок 15 лет относительно реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.
Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает установление налоговых и таможенных льгот в соответствии с Законом для субъектов предпринимательской деятельности, которые заключили договор с местными государственными администрациями относительно реализации инвестиционного проекта. Форма типового договора утверждается Кабинетом Министров Украины.
Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает:
а) освобождение более чем на 5 лет от обложения ввозной пошлиной и налогом на добавленную стоимость во время ввоза в Украину устройств и оборудования (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционного проекта.
В случае отчуждения указанных устройств и оборудования до окончания срока реализации инвестиционного проекта ввозная пошлина и налог на добавленную стоимость взимаются как при импорте товаров;
б) освобождение на 2 года от налогообложения прибыли вновь
созданного, в том числе в процессе реструктуризации, предприятия,
инвестиция в которое является эквивалентной не менее чем 250
тысячам долларов США, а также прибыли действующего предпри
ятия, полученного от инвестирования в его реконструкцию или в
его модернизацию, если такая инвестиция равна не менее чем 250
тысячам долларов США.
С третьего по пятый год указанная прибыль предприятия облагается налогом по ставке в размере 50 процентов действующей ставки налогообложения.
Указанная льгота применяется с момента получения первой прибыли.
Порядок исчисления прибыли действующего предприятия, полученной от инвестирования в его реконструкцию или в его модернизацию, освобождаемой от налогообложения, определяется Государственной налоговой администрацией Украины;
в) освобождение на 2 года вновь созданных предприятий от
уплаты сбора в Государственный инновационный фонд;
г) невключение в валовой доход предприятия в целях налого
обложения полученной согласно инвестиционному проекту суммы
инвестиций в виде:
средств;
материальных ценностей;
нематериальных активов, стоимость которых в конвертированной валюте подтверждена согласно законам (процедурам) государства инвестора или международным торговым обычаям, а также экспертной оценке в Украине, включая легализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау.
В случае, если в течение отчетного налогового периода происходит частичное или полное отчуждение предусмотренной пунктами «б» и «г» этой статьи инвестиции, субъект предпринимательской деятельности, который получил инвестицию, обязан уплатить в полном объеме налог с прибыли, полученной в таком отчетном (налоговом) периоде.
Инвестиционные проекты, которые реализуются в приоритетных видах экономической деятельности, являются приоритетными для привлечения кредитов, предоставляемых под государственные гарантии, от иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных банков, других финансово-кредитных учреждений.
Специальная экономическая зона«Яворив» создана Законом Украины от 15.01.99 г. Порядок утверждения и регистрации инвестиционных проектов, реализуемых на территории специальной экономической зоны «Яворив», утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 07.06.99 г. № 982. (
Закон Украины «О специальной экономической зоне туристи-ческо-рекреационного типа «Курортополис Трускавец»от 18.03.99 г. определяет порядок создания, ликвидации и особенности механизма функционирования СЭЗ «Курортополис Трускавец», которая создана в административно-территориальных границах города Трускавец Львовской области.
Согласно Закону Украины «О специальной экономической зоне «Славутич»от 03.06.99 г. свободная экономическая зона «Славутич» создается и действует в административно-территориальных границах города Славутич Киевской области сроком до 1 января 2020 года. Целью создания СЭЗ «Славутич» является привлечение инвестиций для создания новых рабочих мест в городе Славутич и обеспечение трудоустройства работников Чернобыльской АЭС, которые высвобождаются в связи с досрочным выводом ее энергоблоков из эксплуатации, увеличение объемов производства товаров (работ) и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, а также внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования и развития инфраструктуры СЭЗ «Славутич», улучшение использования природных и трудовых ресурсов.
В связи с созданием СЭЗ «Славутич» в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения в связи с созданием специальной экономической зоны «Славутич» от 03.06.99 г. изменениям подверглись ряд законодательных актов: законы Украины «О Едином таможенном тарифе»; «О плате за землю»; «О налоге на добавленную стоимость», «О налогообложении прибыли предприятий», « О сборе на обязательное социальное страхование», Декрет Кабинета Министров Украины «О Едином таможенном тарифе Украины ».
Ряд нормативно-правовых актов принят относительно экспериментальной экономической зоны «Сиваш»: Указ Президента Украины «О мерах по проведению эксперимента в Северокрымской экспериментальной экономической зоне «Сиваш» от 17.11.95 г.; Закон Украины «О некоторых вопросах валютного регулирования и налогообложения субъектов экспериментальной экономической зоны «Сиваш» от 23.02.96 г.; Постановление Кабинета Министров Украины «О Северокрымской экспериментальной экономической зоне «Сиваш» от 23.04.96 г. № 455 и утвержденное этим пвстановлением Положение о Северокрымской экспериментальной экономической зоне «Сиваш»; Постановление Кабинета Министров Украины «Вопрос государственной компании «Администрация Северокрымской экспериментальной экономической зоны «Сиваш» от 12.09.96 г. № 1109; Устав государственной компании «администрация Северокрымской экспери-
ментальной экономической зоны «Сиваш», а также Положение о регистрации субъектов Северокрымской экспериментальной экономической зоны «Сиваш» и порядке подготовки инвестиционных проектов, реализуемых на территории зоны «Сиваш», утвержденные этим постановлением.
Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков«Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт электросварки имени Е.О. Патона», «Институт монокристаллов» от 16.07.99 г. определяет правовые и экономические основы введения и функционирования специального режима инвестиционной и инновационной деятельности указанных технологических парков.
Постановлением Кабинета Министров Украины «О нормативно-правовых актах об обеспечении реализации Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт электросварки имени Е.О.Патона», «Институт монокристаллов» от 17.12.99 г. № 2311 утверждены: Положение о порядке рассмотрения и утверждения приоритетных направлений деятельности технологического парка; Положение о порядке рассмотрения и регистрации инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых по приоритетным направлениям деятельности технологического парка; Положение о порядке осуществления контроля за целевым использованием сырья, материалов, устройств, оборудования, комплектующих и других товаров, ввозимых в Украину для выполнения инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным направлениям деятельности технологического парка.
Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области»от 03.12.99 г. определяет порядок введения и функционирования специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области. Этот режим вводится на территориях приоритетного развития с 1 января 2000 г. и действует в течение 30 лет при реализации в порядке, определенном этим Законом, инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины. К территориям приоритетного развития относятся в своих административно-территориальных пределах города Бердичев, Коростень, Новоград-Волынский, а также Коростенский, Новоград-Волынский, .Путинский, Народицкий, Овруцкий, Олевский, Малинский, Емиль-чинский, Володаро-Волынский районы.
Сроком на 30 лет введен специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Автономной Республики Крым, определенных в Законе Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт Крым»в Автономной Республике Крым» от 21.12.2000 г.
Согласно Закону Украины «О специальной экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского торгового порта» от 23.03.2000 г. создана сроком на 25 лет свободная экономическая зона «Порто-франко»на территории Карантинного мола Одесского морского торгового портана площади 32,5 гектара.
Законом Украины «О специальной экономической зоне «Закарпатье»от 22.03.2001 г. определен порядок создания, функционирования и ликвидации специальной экономической зоны «Закарпатье». Специальная экономическая зона «Закарпатье» создается на территории Закарпатской области сроком на 30 лет площадью 737,9 гектара. В этой зоне устанавливается режим специальной таможенной зоны и специальный льготный режим налогообложения.
Законом Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития в Волынской области»от 05.04.2001 г. введен сроком на 30 лет на территории приоритетного развития в Волынской области специальный режим инвестиционной деятельности относительно реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины. К территории приоритетного развития в Волынской области относятся город Нововолынск и поселок Жовтневе города Нововолынска.
Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает установление налоговых и таможенных льгот для субъектов предпринимательской деятельности, которые реализуют на территории приоритетного развития в Волынской области инвестиционный проект на основании договора, заключенного с Нововолынским городским советом. Порядок рассмотрения инвестиционных проектов и форма типового договора утверждаются Кабинетом Министров Украины.
В соответствии с Указом Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области»от 18.12.98 г. № 1359/98 введен на срок 30 лет специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития относительно реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях (подотраслях), на производствах, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины. Он пре-
дусматривает ряд льгот по ввозной пошлине, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, отчислениям в Государственный инновационный Фонд, плате за землю.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 31.05.99 г. № 930 утверждены:
Перечень отраслей (подотраслей), производств, являющихся приоритетными для реализации инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития в Луганской области;
Порядок рассмотрения и одобрения инвестиционных проектов, реализуемых в приоритетных отраслях (подотраслях), производствах на территориях приоритетного развития в Луганской области.
В целях оснащения международного транспортного коридора Гданьск — Одесса, привлечения инвестиций, развития внешнеэкономических связей, транспортно-производственной инфраструктуры Указом Президента Украины «О специальной экономической зоне «Интерпорт Ковель»от 22.06.99 г. № 702/99 создана с 1 января 2000 года на срок 20 лет на территории Волынской области специальная экономическая зона «Интерпорт Ковель» площадью 56,77 гектара. На территории этой специальной экономической зоны на указанный выше срок устанавливается специальный таможенный, налоговый и прочие режимы экономической деятельности.
С 1 января 2000 года сроком на 30 лет специальный режим инвестиционной деятельности на территории города Харькова по реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, введен Указом Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития г. Харькова».
Такой же режим инвестиционной деятельности на тот же срок на территориях приоритетного развития в Черниговской областиустановлен Указом Президента Украины от 27.06.99 г. № 729/99.
С 1 января 2000 года создана специальная экономическая зона «Николаев» в городе Николаеве на 30 лет на территории судостроительных предприятий и прилегающей к ней территории согласно Указу Президента Украины «О специальной экономической зоне «Николаев»от 28.06.99 г. № 758/99.
В целях обеспечения функционирования специальной экономической зоны «Рени»Кабинет Министров Украины Постановлением от 27.08.2000 г. № 1344 утвердил Положение о специальной экономической зоне «Рени». Положение определяет систему управления и организационные основы функционирования специальной экономической зоны «Рени», а также порядок рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов, реализуемых на ее территории.