Терминологический словарь. Тема 1.2. Элементы музыкальной грамоты
Тема 1.2. Элементы музыкальной грамоты
Звуковысотность. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы. Регистры. Диапазон. Нотное письмо
Цель: выявление основных дидактических единиц музыкальной системы, приобретение практических умений в использовании их в нотном письме.
План-задание:
Теоретический блок
1.1. Внимательно прочтите предложенные материалы учебно-методической литературы, материалы кабинета музыки по теме «Музыкальная система»
1.2. Разберитесь в терминологии, выпишите основные термины в рабочую тетрадь.
1.3. Ответьте на вопросы теоретического блока:
1) Что называется: а) музыкальной системой? б) звукорядом? в) нотным письмом? г) октавой? д) диапазоном?
2) Сколько звуков в октаве? На сколько октав распределены употребляемые в музыке звуки?
3) Как определяется диапазон?
4) Что такое регистр? Перечислить регистры и входящие в них октавы.
5) Как обозначается принадлежность звука к той или иной октаве?
6) Что такое нота? Что представляет собой нотный знак?
7) Что такое нотный стан? В каком порядке ведется счёт линий нотного стана?
8) Что такое начальная черта, акколада?
9) Как размещаются ноты на нотном стане?
10) Что такое добавочные линии, и как ведётся их счёт?
11) Что означает слово ключ в нотном письме?
12) Какие употребляются ключи? Объяснить значение каждого ключа, их положение на нотном стане.
13) В каких ключах пишутся ноты для фортепиано, скрипки и виолончели?
14) Для каких инструментов пишутся ноты в альтовом ключе? В теноровом ключе?
Практикоориентированный блок
2.1. Покажите на фортепианной клавиатуре, давая правильные названия, все октавы снизу вверх и сверху вниз.
2.2. В нотной тетради на верхней нотной строке напишите ноты в соответствии с правилами их написания, следующим образом: а) на каждой линейке; б) между линейками в каждом промежутке; в) под нотным станом: на 1-й добавочной линии, на 2-й, 3-й; под 1-й, 2-й, и 3-й добавочной линией; г) над нотным станом: на 1-й добавочной линии, 2-й, 3-й; над 1-й добавочной линией, 2-й и 3-й.
2.3. Выполните следующие действия:
- напишите скрипичный ключ;
- ноты: до1, соль1, до2, ми1, ля1, си, СИ, фа1, ре1, си1, ре2, ля, фа2, ля2, ми2, соль2, си2.
2.4. Определите по нотному тексту для какого диапазона предназначено вокальное произведение.
Литература:
1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.14-20
2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
3. Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
4. Хрестоматии, 1 кл.
Д/З:
1. Знать теорию
2. Анализ нотного текста вокального репертуара – диапазон (Хрестоматия, 1 класс)
Тема 1.2. Элементы музыкальной грамоты
Звуковысотность
Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия.
Октавы. Регистры. Диапазон. Нотное письмо
Цель: ознакомление с основными дидактическими единицами музыкальной системы
Теоретический блок
Музыкальная система представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях.
Музыкальный звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте. А каждый звук звукоряда называется ступенью. Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 20 до 20000 колебаний в секунду. Это те звуки, высота которых сильно зависит от индивидуальных свойств слушающего и от тембра.
Звукоряд имеет две группы ступеней: основные, произвольные.
Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах.
Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук "до".
Звукоряд имеет 9 октав – 7 полных и 2 неполные. Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие:
1. Субконтроктава 2. Контроктава 3. Большая октава | 1. Малая октава 2. Первая октава 3. Вторая октава | 1. Третья октава 2. Четвертая октава 3. Пятая октава. |
Субконтроктава и пятая октава – неполные, то есть, в них отсутствуют некоторые звуки.
Звуки первой октавы наиболее близки к высоте спокойно говорящего женского голоса – средний регистр.
Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья, четвертая и пятая октавы.
Звуковой объем человеческого голоса, музыкального инструмента, звукоряда и т. д. носит название диапазона.
Диапазон определяется расстоянием (интервалом) между самым низким и самым высоким звуком голоса, инструмента и т. п. Диапазон данной клавиатуры: ляСКО– до5 (СКО – субконтроктава, 5 – пятая октава).
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами.
Но́та(лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане.
Нотный стан (нотоносец) – пять параллельных линий, на которых записываются ноты, указывающие высоту и относительную длительность музыкальных звуков.
Счёт линеек ведётся снизу вверх:
Ноты пишутся на линейках так, чтобы линейка делила ноту пополам и между линейками, где нотный знак касается двух соседних противоположных линий:
а также на верхних добавочных и на нижних:
Счет добавочных линеек ведется: верхних – вверх от первой добавочной линии, а нижних – в низ.
В начале нотного стана (слева) большей частью ставится вертикальная черта, называющаяся начальной.
Если произведение излагается одновременно на нескольких нотных станах, то начальная черта у них общая. Кроме неё, еще старится объединяющая нотные станы скобка, называемая акколадой. Акколада бывает фигурная (для фортепьяно, арфы и органа) и прямая (для всех ансамблей, хора и оркестра).
Акколада – знак в виде прямой или фигурной скобки, объединяющей два и более нотных стана в записях фортепианных, органных произведений, оркестровых и хоровых партитур.
В музыке употребляются несколько различных "точек отсчёта" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведётся отсчёт высоты остальных звуков.
Альтовый и теноровый ключи (ключи до). Это как бы один и тот же знак, но в двух вариантах. Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение «до» первой октавы.
Альтовый ключ устанавливает ноту до первой октавы на третьей линии, а теноровый – на четвёртой линейке.
В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.
Теноровый ключиспользуется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве).
Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.
Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.
Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.
В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. В скрипичном ключе записывают женские вокальные партии и партии тенора (высокий мужской голос).
Так располагаются ноты в звукоряде в скрипичном ключе:
Звуки первой – пятой октав обозначаются цифрами (до1, ре2, ми3, фа4, соль5 и т.д.), звуки большой октавы пишутся с большой буквы (ДО, РЕ МИ и т.д.), звуки малой октавы – малыми буквами (до, ре, ми и т.д.).
Кроме изложенного, следует рассмотреть систему музыкального строя, производные ступени, их название и значение.
Литература:
1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.14-20
2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
3. Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
4. Интернет-ресурсы
- http://www.music-teoria.ru/fizicheskaya-osnova-zvuka/muzykalnaya-sistema
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Современная_музыкальная_нотация
- http://notepage.ru/elementarnaya-teoriya-muzyki-v.-a.-vahromeev/4.-muzykalnaya-sistema.-zvukoryad.-osnovnye-stupeni-i-ih-nazvaniya.-oktavy.html
Д/З:
1. Знать теорию
2. Анализ нотного текста вокального репертуара – диапазон (Хрестоматия, 1 класс)
Терминологический словарь
к теме ЗВУКОВЫСОТНОСТЬ
Акколада – знак в виде прямой или фигурной скобки, объединяющей два и более нотных стана в записях фортепианных, органных произведений, оркестровых и хоровых партитур.
Диапазон – звуковой объем человеческого голоса, музыкального инструмента, звукоряда между самым низким и самым высоким звуком.
Звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте.
Музыкальная система – ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях.
Музыкальный строй –это соотношение высоты звуков музыкальной системы.
Начальная черта –вертикальная черта, которая ставится в начале нотного стана.
Но́та(лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане.
Нотное письмо – исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами.
Нотный стан (нотоносец) – пять параллельных линий, на которых записываются ноты, указывающие высоту и относительную длительность музыкальных звуков.
Октава – расстояние между одноименными ступенями (от «до» до «до», «ре» до «ре» и т.д.)
Основные ступени звукоряда – это ступени, имеющие собственные названия, названия же производных получают, изменяя названия основных.
Ступень – так называется каждый звук звукоряда.
Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания.
Энгармони́зм(от греч. en – в и harmonia – созвучие) – высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению.
Практическая работа № 2