Основные этапы работы над грамматическим материалом

Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся в общих чертах к следующему:

1) материал для обучения грамматике должен отражать есте­ственное использование языка в общении без искусственных при­меров и надуманных ситуаций;

2) в учебном материале следует четко выделять формальные се­мантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащи­еся могли установить связь между ними в определенных контек­стах;

3) грамматический материал целесообразно предъявлять в до­ступном объеме с целью возможности его закрепления в новых кон­текстах;

4) введению нового материала необходимо предпосылать повто­рение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;

5) пояснения и правила должны быть краткими, точными и про­стыми, адекватно отражающими специфику грамматического ма­териала;

6) для закрепления грамматических явлений следует использо­вать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.

К основным этапам работы над новым грамматическим явлени­ем относятся: ознакомление, первичное закрепление, развитие на­выков и умений использования грамматики в устном и письмен­ном общении.

Ознакомление включает в себя введение грамматического мате­риала и его объяснение.

При введении используется либо доска с записью несложного контекста, либо демонстрация грамматического явления в тексте, а также таблицы, схемы, рисунки. Чаще всего эти средства приме­няются не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом.

Объяснить грамматическое явление значит:

· раскрыть его формальные признаки;

· объяснить его значение, т.е. семантические особенности;

· пояснить функцию в речевом контексте;

· провести первичное закрепление.

Объяснение начинается с подготовки учащихся к восприятию нового грамматического явления, в процессе которого учитель напоминает учащимся уже знакомые им грамматические средства иностранного языка, которые он намерен использовать в качестве опоры при объяснении. Например, введению некоторых форм прошедших времен предпосылается повторение спряжения вспо­могательных глаголов, перед введением страдательного залога по­вторяется действительный и др. Затем следует выделение нового грамматического явления из контекста, раскрытие его формы и значения, а также особенностей его употребления. Объяснение за­вершается формулировкой обобщающего правила, содержащего определенный перечень дифференциальных признаков грамма­тического явления, характеризующих его особенности и последо­вательность реализации данных признаков в устном и письмен­ном общении. Старшеклассники могут вывести правило самостоя­тельно, если оно не содержит исключения.

Объяснение заканчивается, как уже упоминалось, проверкой по­нимания и первичным закреплением.

В качестве основных способов объяснения грамматики в школе используются индукция и дедукция.

Под индукцией в логике понимается форма умозаключения, обобщающая отдельные факты и характеризующая движение по­знания от частного к общему. В методике обучения иностранным языкам сущность индукции заключается в том, что грамматиче­ские явления наблюдаются в графическом тексте/звучащей речи, изучаются в специально подобранных примерах и обобщаются в правилах.

Под дедукцией понимается движение познания от общего к ча­стному, т. е. от обобщающего правила или правила-инструкции, ка­сающегося формы, значения и функции соответствующего явле­ния, к наблюдению за контекстом и закреплению в упражнениях.

Индукция и дедукция могут дополнять друг друга, обладая оп­ределенными достоинствами и недостатками.

Индуктивный путь имеет следующие преимущества:

· он является более наглядным, так как изучение грамматичес­кого материала проводится в языковом контексте;

· индукция способствует развитию мыслительной деятельности, так как она предполагает наличие у учащихся внимания, наблю­дательности и большой активности;

· обеспечивает быстрое запоминание, так как в результате на­блюдения за контекстом и самостоятельного вывода правила пер­вичное закрепление осуществляется уже на этапе ознакомления.

Преимущества дедуктивного пути заключаются в следующем:

· требует значительно меньше времени на объяснение, увели­чивая тем самым удельный вес упражнений;

· позволяет учителю прогнозировать трудности и предусматри­вать основные ошибки;

· способствует точности планирования урока;

· учит работать по справочному материалу (см.: Фоломкина С.К., Лившиц О.Я., 1975).

Выбор того или иного способа объяснения зависит от ряда фак­торов.

1. Характер самого грамматического явления.Некоторые из грамматических конструкций сложны для обоб­щения и объясняются как лексические единицы. Такое изучение грамматики обозначается термином «лексический подход» и сво­дится к тому, что грамматическое средство вводится вне системы, как отдельное слово или оборот. Лексическое объяснение грамма­тики применяется на начальном этапе (II—III классы) и в тех слу­чаях, когда речь идет о грамматических исключениях, так как изве­стно, что «...сущность грамматики состоит только в общих прави­лах, все же исключения относятся к лексике» (Л.В. Щерба). При лексическом подходе используется индукция. Индукция уместна также в тех случаях, когда форма граммати­ческого явления проста и достаточно прозрачна для наблюдения в контексте (например, степени сравнения прилагательных; значе­ние союзов и предлогов; прилагательные во французском языке, имеющие родовое отличие; некоторые формы конъюнктива; мо­дальные глаголы, отрицания и др.).

2. Наличие или отсутствие аналогичного грамматического явле­ния в родном языке.Индукция предпочтительна там, где имеется сходство, дедук­ция — в тех случаях, когда аналогия отсутствует (например, кате­гория предшествования в глаголе, система времен, функции ар­тикля и др.).

3. Языковая подготовка учащихся и их речевой опыт. Опираясь на ранее усвоенное, учащиеся легко ориентируются в контексте, сами находят опознавательные признаки нового грамматического явления, определяют его функциональные особенности. Индукция и дедукция могут в данном случае взаимодействовать (например, формальные и семантические аспекты объясняются индуктивно, а функциональные, требующие большого количества наблюдений, — дедуктивно).

4. Назначение грамматического материала. Продуктивная грам­матика изучается преимущественно индуктивно, в устном ситуа­тивно обусловленном общении.

Обучение грамматике учащихся младшего школьного возраста строится, как уже упоминалось, преимущественно на индуктивной основе с опорой на имитацию. Целенаправленная работа над грам­матическим аспектом речи во II классе не проводится. Ребенок ус­ваивает то или иное грамматическое явление в речевом образце (фразе, контексте), который ему предъявляет учитель или который он находит в учебнике. Из учебного процесса не исключается при этом осознание учащимися смысла и значения всего, что им приходится воспроизводить. В III—IV классах, учитывая опыт исполь­зования одного и того же явления в устной и письменной речи, учи­тель может обобщить и систематизировать эти факты (например, спряжение вспомогательных и модальных глаголов, склонение су­ществительных в немецком языке и др.) в виде парадигмы. На на­чальном этапе не рекомендуется использовать грамматическую тер­минологию, а при обобщении и закреплении материала желатель­но включать в упражнения грамматические игры.

На продвинутых этапах учащиеся должны проявлять максимум самостоятельности в работе над грамматикой: опираясь на экспли­цитные правила, самостоятельно знакомиться с формой и значе­нием, вести разного рода записи и заметки, правильно пользовать­ся понятийным аппаратом грамматики, составлять грамматические схемы и таблицы.

Таблицы и схемы обладают адекватной внутренней нагляднос­тью, которая обеспечивает учащимся лучшее понимание и более прочное закрепление (например, образование числительных, по­яснения значения многих предлогов, степеней сравнения прилага­тельных, порядок слов в простом и сложном предложениях (немец­кий язык) и др.).

Однако схемы и таблицы являются вспомогательными средства­ми, так как не все грамматические явления могут быть представле­ны схематично. Кроме того, они не дают полного представления о закрепляемом материале, поскольку схемы и таблицы чаще всего поясняют формальные признаки грамматической конструкции, а не ее функциональные особенности.

§

Наши рекомендации