Часть v. основы специальных теорий перевода
ОСНОВЫ ТЕОРИИ УСТНОГО ПЕРЕВОДА Особенности устного перевода
Задачи устного перевода во многом схожи с задачами прочих видов переводческой деятельности. Однако с точки зрения основных механизмов осуществления устного перевода и условий его осуществления устный перевод имеет определенные отличия от письменного перевода. Осознание этого факта, связанное с тем, что во второй половине XX века сфера использования устного перевода значительно расширилась, привело к систематическому исследованию закономерностей и особенностей устного перевода и появлению специальной теории устного перевода. Более того, в рамках теории устного перевода стали различать теорию последовательного перевода и теорию синхронного перевода.
В рамках проводимых исследований устного перевода можно выделить три направления:
1. Изучение факторов, влияющих на извлечение
переводчиком информации, солержашейся в ориги
нале. Восприятие устной речи отличается кратков
ременностью одноразовостью и дискретностью.
Полнота понимания зависит от ритма, паузации и тем
па речи; извлечение информации происходит в виде
отдельных порций по мере развертывания цепочки
языковых единиц в речи оратора, восприятие осуще
ствляется на основе «смысловых опорных пунктов».
Переводчик прогнозирует последующее содержа
ние текста на основе уже воспринятых «квантов»
информации.
2. Рассмотрение устного перевода как особого
вида речи на ПЯ. Описание специфики устной речи
переводчика, отличающейся от обычной «непере-
ЧАСТЬ V. Основы специальных теорий перевода 289
водной» речи. Отличия определяются тем, что речь переводчика ориентирована на оригинал и формируется в процессе перевода. В рамках этого направления изучаются также особенности синхронного перевода.
3. Изучение устного перевода как особого вида перевода. т.е. в противопоставлении письменному переводу. Основное внимание при этом уделяется выявлению количественных и качественных особенностей устного перевода, отличающих его от перевода письменного и составляющих его специфику.
Устный перевод как вид переводческой деятельности можно определить следующим образом:
Устный перевод — это вид перевода, при котором оригинал и его перевод выступают в процессе перевода в нефиксированной форме, что предопределяет однократность восприятия переводчиком отрезков оригинала и невозможность последующего сопоставления или исправления перевода после его выполнения. При устном переводе создание текста перевода может происходить либо параллельно восприятию оригинала, либо после того, как завершится восприятие оригинала407.
Последовательный перевод — это способ устного перевода, при котором переводчик начинает переводить после того, как оратор перестал говорить, закончив свою речь или часть ее. Последовательный перевод следует за текстом подлинника, либо уже отзвучавшим, то есть полностью произнесенным, либо произносимым с перерывами звучания — обычно «поабзацно», то есть по группам Из нескольких предложений, реже «пофразно» — отдельными предложениями с паузой после каждого предложения408. Следовательно, последовательный перевод включает две разновидности: аб-
' Комиссаров В. Н. Теория перевода (Лингвистические аспекты). .: Высш. шк., 1990. С. 98. 'Там же. С. 99.
290 В.В.Сдобников, О.В.Петрова ♦ ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА
зацно-фразовый перевод и собственно последовательный перевод.
В зависимости от направления перевода и возможности смены направлений различают односторонний перевод и двусторонний перевод.
Синхронный перевод — это способ устного перевода, при котором переводчик, слушая речь оратора, практически одновременно (с небольшим отставанием — 2-3 сек.) проговаривает перевод. Как правило, синхронный перевод осуществляется с применением технических средств, в специальной кабине, где речь оратора подается переводчику через наушники, а сам переводчик говорит в микрофон, откуда перевод транслируется для рецепторов409. Синхронный перевод требует от переводчика умения одновременно выполнять разнородные речевые действия: слушать на одном языке, переводить на другой язык и говорить на этом языке. Если последовательный перевод требует от переводчика хорошо натренированной быстродействующей памяти, то при синхронном переводе на первый план выступает умение одновременного слушания и говорения.
Более дробная классификация видов (подвидов) устного перевода может включать следующие:
• Устный последовательный .односторонний пе
ревод (перевод выступлений);
• Устный последовательный абзацно-фразовый
односторонний перевод (перевод выступлений, лек
ций и т.п.);
• Устный последовательный абзацно-фразовый
двусторонний перевод (перевод переговоров, ин
тервью, бесед и т.п.);
• Синхронный перевод.
Р.К.Миньяр-Белоручев выделяет следующие разновидности устного перевода: синхронный пере-
"Комиссаров В. Н. Теория перевода (Лингвистические аспекты). М: Высш. шк„ 1990. С. 98.
ЧАСТЬ V. Основы специальных теорий перевода 291
вод, перевод с листа, последовательный перевод, абзацно-фразовый перевод, двусторонний перевод. Некоторое недоумение вызывает включение в дан-ную классификацию двустороннего перевода, который, как правило, выполняется по-абзацно или по-фразово, то есть фактически совпадает с абзацно-фразовым переводом.
Несмотря на определенные различия между разными подвидами устного перевода, все они имеют нечто общее, определяемое при сопоставлении устного перевода с письменным. Можно отметить следующие отличия устного перевода от письменного:
• Форма восприятия текста оригинала и созда
ния текста перевода: устная и письменная соответ
ственно. При этом в каждом из видов перевода могут
использоваться элементы другого вида перевода.
Письменный переводчик может получать оригинал,
записанный на магнитофонную ленту, или дикто
вать свой перевод в диктофон. Все равно перевод
остается письменным, так как тексты оригинала и
перевода сохраняются в фиксированной форме, их
можно просматривать, сравнивать, а текст перево
да можно менять. Устный переводчик может полу
чать текст устного выступления в письменной фор
ме перед началом работы. Но и здесь сохраняется
основной признак устного перевода: невозмож
ность сопоставления и исправления текста перево
да до предъявления его рецепторам.
• Фактор времени: при письменном переводе
процесс перевода не ограничен жесткими темпо
ральными рамками. При устном переводе действия
переводчика строго ограничены во времени темпом
речи оратора и необходимостью выдавать перевод
одновременно с оратором или же сразу после того,
как он остановился. В результате устный перевод
чик: не имеет времени на размышление и перебор
вариантов, возрастает роль полуавтоматических
Навыков, знания устойчивых соответствий и штам
пов, умения быстро и четко артикулировать выска-
10*
292 В.В.Сдобников, О.В.Петрова ♦ ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА
зывания на ПЯ. Приходится вводить элементы адаптивного транскодирования, опускать некоторые детали, компрессировать текст перевода, устанавливать отношения эквивалентности на более низком уровне.
• Оперирование неодинаковыми отрезками ори
гинала. В письменном переводе переводчик пере
вод одно высказывание за другим, но в его распоря
жении — весь текст, с которым он и соотносит каж
дое высказывание. В устном переводе — восприятие
и перевод текста по сегментам без возможности об
ращения ко всему тексту оригинала.
• Характер связи с участниками межъязыкового
общения. При письменном переводе у переводчика
нет прямой или обратной связи с коммуникантами.
При устном переводе у переводчика имеется непос
редственный речевой контакт (а иногда и личност
ный) с коммуникантами. Это дает больше условий
для решения прагматических задач перевода.
Целесообразно сопоставить разные виды устного перевода друг с другом. Р.К.Миньяр-Белоручев410 в качестве основы сопоставления принимает условия деятельности переводчика при разных видах перевода:
1) восприятие сообщения: слуховое, зрительное,
однократное, многократное;
2) особенности запоминания: сложное, простое;
3) переключение с одного языка на другой: огра
ниченное по времени, неограниченное по времени;
4) оформление перевода: устное, письменное,
однократное, многократное;
5) порядок операций: синхронный последователь
ный.
Анализ сравнительных характеристик видов перевода показывает, что последовательный перевод, абзацно-фразовый перевод и двусторонний перевод требуют аналогичного функционирования умствен-
4|0Миньяр — Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. М: Воениздат, 1980. С. 147.
ЧАСТЬ V. Основы специальных теорий перевода 293
ных механизмов переводчика. Все они характеризуются: слуховым однократным восприятием сообщения, сложным запоминанием, ограниченным по времени переключением с одного языка на другой, устным однократным оформлением перевода, последовательным порядком операций. Следовательно, эти виды перевода не являются самостоятельными и, по мнению Р.К.Миньяра-Белоручева, представляют собой разновидности последовательного перевода. Абзацно-фразовый перевод отличается от последовательного только величиной отрезков предъявляемого для перевода текста. А двусторонний перевод еще и повторяющимся изменением направления перевода411.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД
Задача устного последовательного перевода, как и всякого другого вида переводческой деятельности, — передача сообщения, содержащегося в оригинале. (Напомним, что сообщение — это информация, предназначенная автором речевого произведения к передаче адресату). В отличие от письменного перевода в последовательном переводе сообщение можно выделить лишь из содержания речевого произведения; сама форма текста не несет коммуникативно релевантную информацию, в то время как форма художественного текста может нести часть сообщения. Это обстоятельство является весьма значимым: поскольку форма исходного сообщения В устном переводе играет меньшую роль, чем в письменном, сообщение может быть передано в иной форме, то есть форма перевода может в значительной степени отличатся от формы оригинала. В структуре устной межъязыковой коммуникации Можно выделить следующие этапы (фазы, звенья) : 1. Порождение источником текста сообщения;
Й1 Там же. С. 148.
294 В.В.Сдобников, О.В.Петрова ♦ ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА
2. Восприятие и понимание переводчиком исход
ного сообщения (декодирование);
3. Кодирование принятого сообщения по систе
ме записей — запоминающее устройство;
4. Оформление (кодирование) выходного сооб
щения.
5. Восприятие перевода реципиентом.
По мнению многих исследователей, наиболее важными здесь являются этап восприятия переводчиком исходного сообщения и этап продуцирования переводчиком текста перевода. Следует отметить, что успех деятельности переводчика на этапе восприятия исходного сообщения во многом определяется особенностями самого исходного сообщения. Поэтому остановимся более подробно на рассмотрении общих характеристик исходного сообщения.