Лексико-грамматический справочник
Лексико-грамматический справочник
По английскому языку
Содержание Фонетика……………………………………………………… Интонация, мелодика и ритм английского предложения …………. Интонационное оформление предложения: словесное, фразовое и лексическое ударения, мелодия, пауза……. ……………………….. Английское предложение……………………...…………………….. Союзы и относительные местоимения…………………………….... Употребление личных форм глагола в действительном залоге…… Пассивный залог……………………………………………………… Модальные глаголы……………………………………...…………… Сослагательное наклонение………………………………………… Условные предложения……….……………………………………... Неличные формы глагола (инфинитив, причастие, герундий) и функции в предложении…………………………………………….. Приемы перевода эллиптических конструкций……………………. Эмфатические конструкции………………………………………… Коммуникативное (актуальное) членение предложения и средства его выражения………………..……………………………………….. Теоретические аспекты аффиксации в английском языке………… Деловое письмо………………...……………………………………... Электронное письмо………………………………………………….. Смысловая компрессия первичных документов и этапы работы при составлении реферата………………………………………….... Аннотация…………………………………………………………….. Алгоритмы в обучении аннотированию и реферированию………. |
ФОНЕТИКА
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4a
Таблица 4b
Таблица 4с
Таблица 4d
Таблица 5a
Таблица 5b
Таблица 5c
ИНТОНАЦИЯ, МЕЛОДИКА И РИТМ АНГЛИЙСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Интонация предложения.
Интонация представляет собой сложное единство высоты голосового тона (мелодики), силы произнесения слов (ударения), скорости произнесения и тембра, служащее средством выражения мысли и отношения говорящего к содержанию высказывания.
Каждому языку свойственна присущая только ему интонация, овладение которой является необходимым условием обучения навыкам общения.
Наиболее важными компонентами интонации являются: мелодика, ударение и ритм.
Мелодика.
Мелодика представляет собой последовательное изменение в высоте тона различных слогов предложения. Наиболее важным является изменение высоты тона последних слогов в предложении, выражающееся в падении или повышении тона. Именно это указывает на цель или назначение фразы: сообщение, вопрос, приказание, просьба, восклицание.
Нисходящий и восходящий тоны английского и русского языков в основном совпадают по своему значению: нисходящий тон выражает относительную законченность высказывания, категоричность, а восходящий тон - указывает на незаконченность высказывания, отсутствие категоричности.
Понижение и повышение тона характерно только для наиболее значимых ударных слов.
1. Нисходящий тон. Первый ударный слог смысловой группы произносится ровным и самым высоким тоном, образуя начало мелодической шкалы с постепенным падением голосового тона вплоть до последнего ударного слога. В обычной, эмоционально неокрашенной английской речи, употребляется постепенно нисходящая шкала.
Все начальные безударные слоги произносятся с постепенным повышением тона до высоты тона первого ударного слога, который произносится обычно ровным и максимально высоким тоном.
В дальнейшем каждый слог нисходящей шкалы произносится либо на том же уровне, что и предыдущий, либо немного ниже. Последний ударный слог в предложении произносится самым низким тоном. Если за ним следуют безударные слоги, то они произносятся на максимально низком уровне голоса, который почти не используется в русской речи.
Простые, категорические утверждения, приказания, вопросы, на которые нельзя ответить да или нет, восклицания произносятся с нисходящим тоном.
2. Восходящий тон. Повышающийся или восходящий тон - тоже нисходящий ряд, но заканчивающийся повышением голоса на последнем ударном слоге.
Восходящий тон употребляется в высказываниях, требующих продолжения и завершения мысли, в просьбах, в конце общих вопросов, на которые может быть дан утвердительный или отрицательный ответ (можно ответить да или нет).
Для примера возьмем два предложения: I 'like the 'new ¯film [aI'laIk ðə'nj ə'fIlm] Мне нравится этот новый фильм. - предложение выражает определенность и категоричность (нисходящий тон). И второе: 'Do you 'like the 'new film? ['du ju'laIk ðq'njə'fIlm] Вам нравится этот новый фильм? - предложение выражает вопрос, неопределенность (восходящий тон).
Альтернативные вопросы (вопросы выбора) произносятся с повышением тона в первой части (до союза or или) и падением во второй.
Раздел II
Intonation I
Stress, rhythm and intonation are, if anything, more important for communication than the correct pronunciation of individual sounds. The Tonicis the syllable of greatest stress within an utterance. It is also the syllable where most "movement" occurs. A sentence with the Tonic at the end will look like this, the voice rising on each stressed syllable and the falling slightly below the pitch it was at before:
The whole sentence seems to be dropping like a series of small waterfalls towards the Tonic. This is called the "rise-fall" intonation pattern.If the Tonic is the last syllable in the sentence, the voice will slide from high to low within that syllable.
If there are one or more unstressed syllables after the Tonic, the voice drops on the following syllable and there is no further movement until the end of the phrase or sentence.
This pattern is used for statements and for "wh-"-questions(what, when, where, which, who, whom, whose, why, and - a bit of a cheat -how). There is also a plain "falling" pattern,in which does not rise on the Tonic but remains flat and then falls either within the final syllable or on the following one:
The difference between this and the first pattern is that if you use the second you will sound distinctly bored or, at the very least, lacking in enthusiasm.
Intonation II
Intonation III
(pausing in the middle, lists, doubt, apology, etc.)
Intonation is one of the means a speaker uses to send signals to the listener, such as "Don't interrupt me; I haven't finished yet", or "That's all for the moment. Over to you." If the speaker pauses in the middle of a sentence, he will stop on a rising tone to show you that he intends to continue.
In the first part of the sentence, up to the pause, the pattern is the ordinary rise-fall one of statements, until you come to the Tonic, which has the fall-rise tune. This fall-rise only on the Tonic is frequently used to express doubt, hesitation or apology. It can also imply, ,,Can I help you?"
You use the fall-rise tune, too, when enumerating lists. Every items on your list will have its own pattern, each one on the same level as the last:
If your list is complete, the final item will have the rise-fall pattern, indicating to your listener that that's the lot. This is called a "closed" list:
If you want to show that you could go on but leave the rest to your listener's imagination, you use the fall-rise pattern on the last item as well. This is called "open" list:
This implies questions, too: Are you free on Monday or Tuesday or Wednesday..? If you go to India / you must see the Taj Mahal.
We went to Rome and Athens and Beirut and Cairo.
I can offer you tea or coffee or hot chocolate.
Ритм предложения.
Группа слогов, состоящая из одного ударного слога и окружающих его неударных слогов, называется ритмической или акцентной группой. Эта группа должна произносится максимально слитно, как одно многосложное слово.
В английской речи неударные слоги, стоящие между ударными, в общем имеют тенденцию примыкать к предшествующему ударному слогу. Однако они примыкают к последующему ударному, когда стоят в начале смысловой группы или в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть смысловую связь неударного слова с последующим ударным.
Ритм английской речи характеризуется тенденцией чередовать ударные слоги смысловой группы с неударными и произносить эти ударные слоги через более или менее равные промежутки времени.
Скорость произнесения безударных слогов зависит от того, сколько безударных слогов находится между двумя ударными: чем их больше, тем выше скорость их произнесения. Поэтому безударные слова в английской речи едва воспринимаются на слух иностранцем.
Каждая смысловая группа имеет свой собственный ритм зависящий от степени смысловой нагрузки, по сравнению с другими смысловыми группами высказывания.
Соблюдение подобного, чисто английского ритма речи, достигается слитным, без паузы, произнесением безударных слогов с последующим ударным слогом в пределах одной ритмической группы. Вдох в разговорной речи делается только между ритмическими группами, а внутри все слоги произносятся "на одном дыхании".
Слитно читаются следующие сочетания слов:
1. артикль, местоимение, предлог + существительное (возможно с определением к нему):
aÈbook, theÈdesk, thisÈbook, myÈoldÈbag, byÈtheÈcar, nearÈtheÈtown, onÈtheÈlargeÈtable
Частица to с инфинитивом
toÈbe, toÈmake, toÈtake
Сложные наречия
atÈlast, soÈmuch, bestÈofÈall
9. конечная "немая" r (re) + слово, начинающееся с гласной
farÈaway, moreÈimportant
Выполнение этого правила не должно приводить к переходу согласных звуков из одного слога в другой, искажая весь смысл фразы.
Раздел IV
Sentence rhythm
Stressed syllables are louder and higher and longer than the unstressed ones. e.g. Chinese, competition, politics, etc.
ИНТОНАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: СЛОВЕСНОЕ, ФРАЗОВОЕ И ЛЕКСИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЯ, МЕЛОДИЯ, ПАУЗА
Фразовое ударение.
Фразовое ударение - это артикуляционное выделение одних слов в смысловой группе (синтагме) среди других.
Смысловой группой называется слово или группа слов в предложении, которая далее уже неделима без потери смысловой связи между словами. Одна смысловая группа отделяется от другой изменением мелодии и, обычно, паузой различной длительности. Предложение может состоять из одной или нескольких смысловых групп (синтагм).
Фразовое ударение обычно получают наиболее важные по содержанию, так называемые знаменательные слова - существительные, прилагательные, числительные, смысловые глаголы, наречия, вопросительные и указательные местоимения.
Ударение обычно не падает на служебные слова - вспомогательные глаголы, глаголы -связки, предлоги, союзы, частицы, местоимения (кроме указательных и вопросительных), артикли. Все безударные слова произносятся вместе с тем ударным словом, с которым они связаны по смыслу. Гласные или слоги, попавшие в предложении в неударное положение, произносятся как нейтральные гласные или совсем выпадают.
Фразовое ударение каждого языка имеет свои специфические особенности, так личные и притяжательные местоимения в русском языке обычно получают фразовое ударение, а в английском произносятся, как правило, без ударения.
Наряду с фразеологическим ударением в английской речи существует и логическое ударение, которое представляет собой интонационное выделение обычно одного слова, выражающего самое основное, главное в сообщении. Для слушателей это обычно бывает какая-либо новая информация, ранее им не известная. Под логическим ударением могут стоять любые слова, как знаменательные, так и служебные.
Ударение в словах
Stress pattern in a word
The strong or primary stress on one syllable has the effect of weakening the pronunciation of the secondary syllables. It is therefore important to be able to determine the stress pattern of words.
Symbols used to indicate stress:
ˈ the following syllable has primary stress
ˌ the following syllable has secondary stress
Suffixes
Suffixes do not generally have primary stress.
Compare:
ˈage /eɪdʒ/ | ˈcourage /kʌrɪdʒ / |
to be ˈable /eɪbl/ | ˈcapable /keɪpəbl/ |
ˈate /eɪt/ | ˈgraduate (n)/gr.dʒʊət / |
ˈfull /fʊl/ | ˈbeautiful /bjuːtɪfl/ |
ˈless /les/ | ˈhopeless /həʊpləs/ |
In only a few cases the main stress falls on the suffix, generally with suffixes of foreign, especially French, origin.
Some examples are:
-oo kangarˈoo | -elle gazˈelle |
-ee employˈee | -ette cigarˈette |
-eer engineˈeer | -ese Chinˈese |
Some suffixes determine the position of the primary stress.
The following suffixes determine the primary stress on the syllable preceding the suffix:
Nouns
-ity, -ety | capˈacity | opporˈtunity |
Note the shift in stress: | ˈpublic | pubˈlicity |
ˈsocial | socˈiety | |
to ˈvary | varˈiety | |
-ion | disˈcussion | atˈtention |
Note the shift in stress: | to preˈpare | preparˈation |
to proˈnounce | pronunciˈation | |
to ˈrealise | realisˈation | |
-ian | amˈphibian | phyˈsician |
Note the shift in stress: | huˈmanity | humaniˈtarian |
ˈlibrary | libˈrarian | |
ˈhistory | hisˈtorian | |
-ics | ˈphysics | matheˈmatics |
Verbs
-ify, -ish | to ˈmagnify | to aˈbolish |
Note the shift in stress: | ˈperson | to persˈonify |
Adjectives
-ic, -ible, -igible | hisˈtoric | ˈeligible |
Note the shift in stress: | eˈconomy | ecoˈnomic |
to neˈglect | ˈnegligible | |
-ious, -eous, -uous | ˈglorious | conˈtinuous |
-ial, -ual | ˈsocial | ˈusual |
Other suffixes do not alter the stress pattern of the word | ||
-able | ˈcomfort | ˈcomfortable |
-cy | ˈvacant | ˈvacancy |
-dom | ˈking | ˈkingdom |
-er/-or | ˈvisit | ˈvisitor |
-ful | ˈwonder | ˈwonderful |
-ish (adj.) | ˈbaby | ˈbabyish |
-ism | to ˈcriticise | ˈcriticism |
-ize/-ise (v.) | eˈconomy | to eˈconomize |
-less | ˈcare | ˈcareless |
-ly (adv.) | ˈrapid | ˈrapidly |
-man (n.) | poˈlice | poˈliceman |
-ment | to ˈgovern | ˈgovernment |
-ship | ˈowner | ˈownership |
-ty | ˈunit | ˈunity |
-y | to inˈquire | inˈquiry |
Prefixes
Two-syllable words with no prefix usually have the primary stress on the first syllable: ˈfollow ˈcarry ˈgovern ˈcancel.
Two-syllable words with a separable prefix (often written with a hyphen) have equal stress on the prefix and the main word: ˈex-ˈwife ˈpre-ˈbook ˈre-ˈwrite ˈself-ˈhelp.
Two-syllable VERBS with an inseparable prefix generally have the primary stress on the second syllable: to exˈplain to preˈsent to deˈny to proˈduce.
Two-syllable NOUNS with an inseparable prefix generally have the primary stress on the first syllable: ˈexpert ˈpresent ˈdeluge ˈproverb.
Some exceptions to this are: adˈvice deˈfence exˈcuse reˈlief. The stress in three-syllable words can vary from word to word.
Compare: ˈtelegraph reˈmoval ˈvegetable deˈcision
If the prefix - separable or inseparable - is bisyllabic, there is secondary stress on the first syllable of the prefix and primary stress on the third syllable:
ˌunderˈstand ˌinterˈvene ˌsuperˈsede ˌoverˈride
Compound nouns
Most compound nouns have the primary stress on the first element. Compare this to the equal stress of adjective and noun:
ˈdining-room ˈtextbook ˈblackbird
ˈdark ˈroom ˈlibrary ˈbook ˈblack ˈbird
Compound adjectives
The stress generally falls on the second element with the -ed participle and -ing participle: bad-ˈtempered old-ˈfashioned good-ˈlooking
However, if one of the elements of the compound adjective is a noun, stress will fall on the noun, even if it is the first element: ˈlaw-abiding ˈrecord-breaking.
Compound verbs
The stress generally falls on the second element: out’run, over’rate, under’line.
Ударение во фразе
Stress patterns in phrases
Function words such as prepositions, conjunctions, pronouns, determiners, and auxiliary verbs are generally weaker in stress within a sentence.
Prepositions & Conjunctions
at | /ət/ | that | /ðət/ |
for | /fə/ | as | /əz/ |
from | /frəm/ | than | /ðən/ |
of | /əv/ | and | /ən, n/ |
to | /tə/ | but | /bət/ |
per | /pə/ | or | /ə, ər/ |
Pronouns & Determiners
he | /hɪ/ | his | /ɪz/ |
him | /hm/ | her | /hə/ |
us | /əs/ | your | /jə/ |
them | /ðəm/ | a | /ə/ |
an | /ən/ | some | /səm/ |
the | /ðə, ðɪ/ | our | /αuə/ |
Articles
a, an - The indefinite article a is reduced to /ə/ before consonants (or consonant sounds): a book, a table, a university, a one-year plan
It becomes an /ən/ before vowels (or vowel sounds): an apple, an event, an hour, an heir
the - The definite article the is reduced to /ðə/ before consonants (or consonant sounds): the mother, the table, the university, the one-year plan. It is pronounced /ðɪ/ before vowels (or vowel sounds): the apple, the event, the hour, the heir.
Auxiliary verbs
be and have are generally pronounced as a single syllable:
I’m | /ɑɪm/ | I’ve | /ɑɪv/ |
he’s | /(h)ɪːz/ | he’s | /(h)ɪːz/ |
she’s | /ʃɪːz/ | she’s | /ʃɪːz/ |
it’s | /ɪts/ | It’s | /ɪts/ |
we’re | /wɪə/ | we’ve | /wɪːv/ |
you’re | /ðeə/ | you've | /juːv/ |
they’re | / ðeyə/ | they’ve | /ðeɪv/ |
there's | /ðeəz/ | - | - |
there are | /ðeərə/ | - | - |
Be and have have a weak pronunciation in Wh- questions:
Where has /həz/ he gone? What’s s his name?
They have strong (or semi-weakened) forms:
(a) in yes/no questions:
'Have /hæv / you got a car? 'Is /ɪz/ he on time?
(b) in the negative form with the contracted not:
I 'haven’t /hævnt/ been there yet.
(c) in tag questions and short answers:
She hasn’t arrived, 'has /hæz/she? Yes, she has /hæz/.
The auxiliary do (does) has a weak pronunciation in Wh- questions:
Where does /dəz/ he 'live? What do /də/ you do?
It has a strong (or semi-weakened) form:
(a) in other questions:
'Do /du:/ you like cheese? 'Does /dʌz/ he live here?
(b) in the negative form with the contracted not:
I 'don’t /dəʊnt/ want to come.
(c) in tag questions and short answers:
He doesn’t /dʌznt/ live here, 'does /dʌz/ he? Yes, he 'does /dʌz/.
Modal auxiliary verbs
Modal auxiliary verbs have weak pronunciation in the affirmative and interrogative:
I can /kn/ 'go. They could /kəd/ 'come. Should /ʃəd/ he 'leave?
They have a strong form:
(a) in the negative with the contracted not:
I 'can’t /kɑːnt/ go. They 'won’t / wəʊnt / come.
(b) in tag questions and short answers:
He can't swim, 'can /kæn/ he? Yes he 'can /kæn/.
АНГЛИЙСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Простое предложение
- Простые предложения бывают нераспространенные и распространенные.
- Нераспространенные простые предложения состоят только из главных членов предложения – подлежащего (1) и сказуемого (2):
The car (1) stopped (2). | Автомобиль остановился. |
The sun (1) is shining (2). | Солнце светит. |
- В состав распространенного простого предложения входят, кроме главных членов, второстепенные члены (хотя бы один из них) - дополнение, обстоятельство и определение. Они поясняют главные члены предложения:
The blue (a) car (1) stopped (2) at the gate (4). | Синий автомобиль остановился у ворот. |
определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство |
- Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами предложения (правым и левым определением к подлежащему) составляет группу подлежащего (распространенное подлежащее).
- Сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами предложения (дополнение, обстоятельство, определение к дополнению или обстоятельству) составляет группу сказуемого (распространенное сказуемое).
Группа подлежащего | Группа сказуемого |
The blue car Синий автомобиль | stopped at the gate. остановился у ворот. |
A pretty young woman Хорошенькая молодая женщина | came up to me. подошла ко мне. |
Неполные предложения
Иногда отдельные главные члены простого предложения опускаются, и предложение приобретает характер законченного высказывания только путем особой интонации, а смысл его ясен из контекста. Такие предложения называются неполными (Incomplete).
Например, повелительные предложения, не содержащие подлежащего:
Open the window. | Откройте окно. |
Go on reading. | Продолжайте читать. |
No smoking! | Не курить! |
Предложения-восклицания, содержащие либо существительное (с относящимися к нему словами), либо прилагательное:
What fine weather! | Какая прекрасная погода! |
How wonderful! | Как великолепно! |
Различные односоставные предложения, где главный член может быть выражен: существительным, инфинитивом, герундием:
Midnight. | Полночь. |
To see her again! | Увидеть ее снова! |
Swimming in that icy water! | Плавать в этой ледяной воде! |
Неполные предложения - характерная особенность разговорной речи, например:
Полные предложения: | Неполные предложения: |
It seems difficult. - Это, кажется, трудно. | Seems difficult. (нет подлежащего) |
Are you going home? - Ты идешь домой? | Going home? (нет подлежащего и части сказуемого) |
It is nice to see you. - Приятно тебя видеть. | Nice to see you. (нет подлежащего и части сказуемого) |
Сложное предложение
Сложные предложения бывают сложносочинёнными и сложноподчинёнными. В сложносочинённом предложении составляющие его простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами: and - и; but - но; while, whereas - а, в то время как; or - или; otherwise - иначе;either … or - или … или.
- The weather was fine and there were lots of people on the beach. Погода была прекрасной, и на пляже было много народу.
- John is a pupil, while his brother is a student. Джон - ученик, а его брат-студент.
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений, поясняющих главное предложение. Придаточные предложения выполняют роль различных членов предложения: подлежащего, именной части сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.
1. Придаточные предложения подлежащие.
That he is a good friend is well known. То, что он хороший друг, хорошо известно.
2. Придаточные предложения предикативные, выполняющие функцию именной части сказуемого.
The weather is not what it was yesterday. Погода не такая, как была вчера.
3. Придаточные предложения дополнительные.
I don't know where you live. Я не знаю, где вы живёте.
4. Придаточные предложения определительные.
- Here is the book (that / which) we have spoken about. Вот книга, о которой мы говорили.
Эти предложения могут соединяться с главным предложением безсоюзно.
- English is the subject I like best. Английский язык - это предмет, который я люблю больше всего.
5. Придаточные предложения обстоятельственные (времени, места, причины, образа действия, следствия, уступительные, цели, условия).
Уступительное придаточное предложение.
- Although the weather was bad, we went for a walk. Хотя погода была плохая, мы пошли на прогулку.
Придаточное предложение образа действия.
- She spoke as though nothing had happened. Она говорила так, как будто ничего не произошло.
Придаточное предложение времени.
- When the cat is away, the mice will play. Когда кот из дома, мыши - в пляс.
Условное придаточное предложение.
- If he has time, he will go there. Если у него будет время, он поедет туда.
Таблица времён. Действительный залог
Время | Формы | Обстоятельство времени | ||
Indefinite | Present | I, we you, they he, she, it | ask asks | usually, sometimes, every day, often, seldom |
Past | +ed или II ф. неправ.глаг. | asked wrote | yesterday last year 3 years ago | |
Future | I, we все остальные | will ask ask | tomorrow next year in 3 years | |
Continuous | Present | am is are | asking | now, at present |
Past | was were | asking | yesterday from 5 till 6 | |
Future | will be | asking | tomorrow from 5 till 6 | |
Perfect | Present | have has | asked | just, ever, never, yet, already, today, this year for, since |
Past | had | asked | by 3 o'clock yesterday | |
Future | will have | asked | by 3 o'clock tomorrow | |
Perfect Continuous | Present | have been has | asking | for, since |
Past | had been | asking | for, since | |
Future | shall have been will | asking | for |
СОГЛАСОВАНИЕ ВРЕМЕН
Характерная особенность английского языка заключается в так называемом согласовании времён: время глагола придаточного предложения зависит от времени главного предложения.
Правило согласования времён представляет особую трудность, когда сказуемое главного предложения выражено глаголом в одной из форм прошедшего времени.
В этом случае в придаточных предложениях не могут употребляться формы настоящего и будущего времени глаголов, хотя речь идёт о действиях, которые совершаются в настоящем или будут совершаться в будущем.
Если глагол в главном предложении стоит в одном из прошедших времен, то и глагол придаточного предложения должен стоять в одном из прошедших времен.
В таких случаях правило согласования времен допускает три основных варианта:
· Если действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении, то нужно использовать Past Simple или Past Continuous:
- They told us, “We are going to the library.” Они сказали нам : «Мы идем в библиотеку».
- They told us they were going to the library. Они сказали нам, что идут в библиотеку.
· Если действие в придаточном предложении предшествует действию в главном предложении, то глагол в придаточном используется в Past Perfect или Past Perfect Continuous:
- We were told, “It was raining a lot.” Нам сказали: «Было много дождей».
- We were told that it had been raining a lot. Нам сказали, что было много дождей.
· Если действие в придаточном предложении следует после действия в главном, то нужно использовать одно из времен Future-in the-Past:
- She said: “I will try to get the highest mark on the exam.” Она сказала: «Я постараюсь заработать на экзамене лучшую оценку».
- She said she would try to get the highest mark on the exam.
Она сказала, что постарается заработать на экзамене лучшую оценку.
Таблица согласования времен в английском языке
Время в прямой речи | Present Indefinite | Present Continuous | Рresent Perfect | Раst Indefinite | Раst Perfect | Future Indefinite |
Времяв косвенной речи | Past Indefinite | Past Соntinuous | Раst Pеrfect | Рast Perfect | Past Perfect | Future Indefinite in the Раst |
Исключения:
Время в придаточном предложении может остаться без изменения, если в нем указано точное время:
- He told us, “I took part in the Moscow Olympic games in 1980.” Он сказал нам: «Я принимал участие в Московских Олимпийских играх 1980 года».
- He told us he took part in the Moscow Olympic games in 1980. Он рассказал нам, что в 1980 году принимал участие в Московских Олимпийских играх.
Или если идет речь об общеизвестном факте:
- Newton proved that bodies attract each other. Ньютон доказал, что тела притягивают друг друга.
Образование пассивного залога
Для того, чтобы получить форму глагола в пассивном залоге, необходим вспомогательный глагол to be в соответствующем времени, лице и числе и причастие прошедшего времени (Participle II) значимого глагола:
- This building will be demolished next month. Это здание будет снесено в следующем месяце.
- My dog has been stolen. Мою собаку украли.
В отрицательных предложениях частица notставится после вспомогательного глагола, а если их несколько, то после первого из них:
- He has not been seen anywhere. Его нигде не видели.
В вопросительных предложениях вспомогательный глагол (или первый из них) выносится на место перед подлежащим:
- Wasyour wallet stolen? Ваш бумажник был украден?
Таблица времен пассивного залога
Simple | Continuous | Perfect | |
Present | space is explored | space is being explored | space has been explored |
Past | space was explored | space was being explored | space had been explored |
Future | space will be explored | --- | space will have been explored |
Пассивный залог не может быть использован во временах группы Perfect Continuous и времени Future Continuous.
Модальные глаголы
Модальными называются глаголы, выражающие не действие, а отношение к нему: возможность, необходимость, способность, вероятность и т. д. совершения действия, выраженного инфинитивом смыслового глагола, следующего за модальным.
Модальные глаголы всегда употребляются с инфинитивом смыслового глагола, образуя составное глагольное (модальное) сказуемое.
Эти глаголы называют еще недостаточными, так как у них отсутствует ряд грамматических форм, присущих другим глаголам:
1. Они не изменяются по лицам и не имеют окончания –s в 3-м лице ед. числа (кроме эквивалентов модальных глаголов).
2. У них нет неличных форм инфинитива, причастия и герундия, а потому не имеют сложных видовременных форм (будущего времени, длительных и перфектных форм).
3. За исключением глаголов can (could) и may (might) модальные глаголы имеют только одну форму настоящего времени.
Они имеют следующие особенности:
1. Инфинитив смыслового глагола, следующий за модальным глаголом употребляется без частицы to. Но модальный глагол ought, глаголы to have и to be в роли модальных, а также эквиваленты to be able и to be allowed требуют после себя инфинитива с частицей to. Эти глаголы далее сопровождаются круглыми скобками с частицей to внутри (to).
2. В вопросительном и отрицательном предложениях они употребляются без вспомогательного глагола (кроме глагола to have). В вопросительном предложении модальный глагол (точно также, как и первый вспомогательный) ставится перед подлежащим.
3. Отрицательная форма образуется при помощи частицы not, которая ставится после модального глагола.
В группу модальных глаголов входят:
Модальный глагол и его эквивалент | Выражает | Present | Past | Future |
Чисто модальные глаголы (4) и их эквиваленты (2) | ||||
can [kxn] | мочь, уметь, быть в состоянии | can | could | --- |
to be able (to) | am/is/are able (to) | was/were able (to) | shall/will be able (to) | |
may [meI] | мочь, иметь разрешение | may | might | --- |
to be allowed (to) | am/is/are allowed (to) | was/were allowed (to) | shall/will be allowed (to) | |
must [mast] | быть должным | must | --- | --- |
ought (to) [Lt] | следует, следовало бы | ought (to) | --- | --- |
Эквиваленты глаголов долженствования(must, ought, shall, should)- 2 | ||||
to have (to) [hxv] | вынужден, приходится | have/has (to) | had (to) | shall/will have (to) |
to be (to) [bJ] | должен (по плану) | am/is/are (to) | was/were (to) | --- |
Многофункциональные глаголы в роли модальных (6) | ||||
shall [Sxl] | обязан, должен | --- | --- | shall |
should[Sud] | следует, следовало бы | should | --- | --- |
will[wIl] | желать, намереваться | --- | --- | will |
would[wud] | желать; вероятно; бывало | --- | would | --- |
need[nJd] | нуждаться | need | --- | --- |
dare[dFq] | сметь | dare | dared | --- |
Модальные глаголы могут употребляться со всеми формами инфинитива, при этом:
1) Если действие относится к настоящему или будущему времени, то употребляется простой инфинитив (Indefinite) или длительный (Continuous):
He canplay tennis. | Он умеет играть в теннис. |
He maybe sleeping now. | Он, возможно, спит сейчас. |
2) Если действие относится к прошлому, то употребляется перфектный инфинитив:
Where could he have been? | Где это он мог быть/(был)? |
You couldhave taken care of her. | Вы могли бы позаботиться о ней. |
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
1. Сослагательное наклонение указывает на то, что действие или состояние рассматривается не как реальное, а как предполагаемое, желательное, возможное и т.д.
В русском языке сослагательное наклонение чаще всего выражается сочетанием глагола в прошедшем времени с частицей бы и эта форма может выражать нереальное действие, относящееся к настоящему, прошедшему и будущему времени:
УСЛОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА
(ИНФИНИТИВ, ПРИЧАСТИЕ, ГЕРУНДИЙ)
И ИХ ФУНКЦИИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Неличные формы глагола, к которым относятся причастие, инфинитив и герундий отличаются от личных тем, что не имеют категории лица, числа, времени и наклонения и не употребляются в предложении в функции сказуемого, хотя могут быть его частью.
- To translate (инфинитив) the text I used a dictionary. Чтобы перевести текст, я воспользовался словарём.
- Smoking (герундий) is not allowed here. Курить (курение) здесь не разрешается.
- The stars shining (причастие I) in the dark sky seem blue. Звёзды, сияющие в тёмном небе, кажутся голубыми.
Инфинитив
Инфинитив (the Infinitive) - это неличная форма глагола, которая называет действие. Инфинитив является основной (или I) формой глагола и представляет глагол в словаре. Признаком инфинитива является частица to: to help - помогать, to read - читать. Инфинитив употребляется без частицы to в следующих случаях:
1. После глаголов shall, will.
He will write to his parents tomorrow. Завтра он напишет своим родителям.
2. После модальных глаголов (кроме глагола ought).
She can ski and skate. Она умеет кататься на коньках и на лыжах.
3. После глаголов чувственного восприятия feel, see, hear, watch и др.
We saw him enter. Мы видели, как он вышел.
4. После глаголов let (разрешать), have, make (заставлять).
What makes you think so? Что заставляет тебя так думать?
Let me take this book, please. Пожалуйста, разрешите мне взять эту книгу.
5. После выражений had better (лучше), would rather (лучше бы).
You had better go now. Лучше уйди / иди сейчас. I must see you at once. Мне надо сейчас же встретиться с тобой.
В современном английском языке инфинитив имеет следующие формы.
Active | Passive | |
Indefinite | to write | to be written |
Continuous | to be writing | Наши рекомендации
|