Глава шестая. Теория абсолютизма?
Главный вопрос – существовала ли эта теория.
Проблемы источников.Форма правления определялась конституцией, конституция строилась на обычае. До 1770-х нет письменных конституций – нет четкого определения и понимания источника и границ власти. Конституция Бурбонов как таковая не существовала она состояла из того, что люди говорили и думали в этот период. Фраза «Государство – это я» - легенда и даже «Мемуары» Людовика 14 – не политическая систематизированная теория. Три уровня функционирования различных систем. Архетипы – «свободный англичанин» - «раб-француз». Мнения французов и англичан по основным вопросам совпадали. Остальное – пропаганда, причем английская.
Концепция государства.Государство – уникальная общность, которая обладает суверенитетом (то есть высшей законодательной властью).Центральная власть управляет деятельностью коллектива. Современная концепция государства сформировалась к 16 веку.
Теории королевского суверенитета.Монархия была абсолютной по определению. Монархия формируется с 14 века – в абсолютном варианте. Абсолютная власть короны в 16 века – освободительная сила, а не подавляющая. 16 век – власть короны абсолютна, но есть законы, которым король подчиняется. Абсолютная власть во Франции 16-17 вв. – защитный механизм, который делал власть короля независимой от церкви и знати. Нет подавления прав подданных и представительных органов. Постепенно, по мере укрепления монархии, права подданных можно было отменять или модернизировать с их согласия. Представительные органы в данном контексте очень важны. Власть абсолютная – но не деспотическая, слово «деспот» имело отрицательную коннотацию.
Боден и теория абсолютизма?Боден начал использовать слово «суверенитет», «Шесть книг о республике». Переломный момент – именно он считается основателем теории «абсолютной» монархии. Государь у него – не деспот, он соблюдает законы Бога и природы, а также основные законы (например, закон о престолонаследии), уважает имущественные права подданных и не налагает на них налогов без их согласия. Боден защищает королевские прерогативы. Боденовское понимание законотворчества – предоставление королю прерогатив, которые тот передавал штатам – чеканка монеты, назначать советников, объявлять войну и т.д. Но разделения властей у него нет. Наиболее популярной была концепция сбалансированной конституции, устанавливавшая систему отношений между монархом и поданными. Абсолютная и ограниченная власть – не две разные системы, а грани одной. Идеи Бодена напрямую к абсолютизму не вели.
Две сферы королевской власти.Теоретики подчеркивали совмещение и во Франции, и в Англии власти абсолютной и власти смешанной (разделенной). Парламент принимал налоги и законы, король осуществлял свои прерогативы. Вместе – одна власть. Абсолютная власть и свобода подданных не являлись взаимоисключающими явлениями. Для королей было невыгодно ущемлять права подданных на совесть. По мнению теоретика Луазо, три типа законов, которых слушался король – законы Бога, законы природы и основные законы государства. Боден не давал королю права собирать невотированные налоги. Индивидуальные и корпоративные права подданных признавались французской «абсолютной» монархией. Концепция монархии – абсолютной в ограниченных рамках – существовала и в 18 веке. Французская и английская монархия в этой сфере = сходны.
Абсолютистское законодательство и чрезвычайные полномочия?Закон – воплощение воли монарха (по «абсолютистским» теориям). Но все не совсем так. Теоретически, власть монарха давала законам силу. Возможно, законодательному суверенитету короля придается слишком большое значение (пример Людовика 14 – за судебные должности шли очень большие споры). Аналогично – с римским правом. Проблема проведения границ прерогатив короля в этой сфере. Укрепляя свою власть, монархи нуждались в одобрении парламентом своих законов. Во Франции право частное находилось вне сферы законного влияния короля. В сфере законотворчества во Франции парламент обладал большими правами (например, во внешних отношениях с другими государствами, декларации об объявлении войны, пожалование привилегий и т.д.), чего в Англии не было. В Англии – смешение концепций абсолютной власти короля и «смешанной монархии». 1688 год не принес особых перемен. В Англии была более явственна монополия короля на суверенитет политический и была больше выражена смешанная форма законодательного суверенитета. В Англии монарх пользовался гораздо большими полномочиями.
Абсолютизм против конституционных теорий?Две идеологии – власть короля от Бога, особого совета с поданными нет и конституционализм (политические обязательства короля). В каждой стране конкурировали две данные идеологии. Во Франции – король не мог издавать законы без регистрации в парламенте. Король пытался отстаивать свою монополию на власть, парламент боролся за право вето. Ограничения, которые создавал королевской власти парламент, были сильно преувеличены. Ценности республиканские сочетались с ценностями монархическими – благодаря деятельности репрезентативных органов. Борьбы двух систем ценностей не было – были только определенные трения в рамках вышеупомянутой системы. В английской конституционной теории – подобное смешение элементов абсолютной и смешанной власти. Абсолютная власть была вполне совместимой с сильным сословным представительством (с целью уважать права подданных).
Абсолютизм Божией милостью?Это представление появилось с 8 века. Новшество – передача этого права по наследству. Данная теория приходит в упадок во Франции к 1760-м годам. Министры отвечали перед парламентом только как перед судом (они считали себя королевскими слугами).
Выводы.В Европе до 1789 года господствовала «неабсолютистская» идеология, которая изменениям не подвергалась. Никто в Европе не мыслил о подобных изменениях. Главная функция государства – сохранение status quo. Нововведений не было. Термины «абсолютный» и «конституционный» - 19 век, и они вносят неопределенность. Абсолютизм и ограниченная власть мирно сосуществовали в рамках одной системы. Абсолютная власть и права подданных (они выражались через представительства) находились в гармонии. У монархии два антипода – деспотия и республика. Теории «абсолютизма» во Франции не было: 1) существовавшие во Франции представления о монархии не имеют с ней ничего общего, нет особого акцента на государственной власти и пренебрежения к правам подданных; 2) концепция французской монархии практически ничем не отличалась от английской, которая «абсолютной» не была. Идеология «абсолютизма» = идеологии монархии.