Секреты успешного развития в раннем возрасте
Секреты успешного развития в раннем возрасте
книга для педагогов, которые хотят
и умеют учиться
Красноярск, 2005
Книга издана Центром молодой семьи г. Красноярска
Федеральная экспериментальная площадка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 50 г. Красноярска
Вы работаете с маленькими детьми и отдаете им всю свою душу? Тогда эта книга для Вас.
Есть немало литературы, посвященной развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Мы хотим поговорить о малышах, которым еще не исполнилось трех лет.
Почему так важен ранний возраст для дальнейшего развития ребенка? Как сделать так, чтобы малышу было комфортно и интересно? Какие важные изменения в маленьком непоседе должен заметить внимательный педагог?
Об этом вы прочтете в книге «Секреты развития в раннем возрасте, книге для педагогов, которые хотят и умеют учиться».
Наша книга состоит из шести глав, каждая из которых раскрывает свои педагогические секреты.
Глава 1 «Секреты развития речи». В ней Вы узнаете, какие действия взрослого могут помочь ребенку заговорить, а что может помешать развитию речевой активности.
Глава 2 «Пять секретов мистера Кваки» расскажет, как и зачем обучать детей раннего возраста английскому языку.
Глава 3 «Мы идем на праздник» о том, каким мы видим праздник для малышей от года до двух лет.
Глава 4 «Родители в образовательной практике» отвечает на вопрос, что мы понимаем под ранним образованием и объяснит, зачем необходимо присутствие родителей на занятиях с малышами.
Глава 5 «Игрушка в жизни ребенка». В ней поговорим о том, какие игрушки помогут развитию малыша и как самим можно изготовить «умные» игрушки.
Глава 6 «Педагогические пьесы» представляет своеобразные конспекты занятий с детьми раннего возраста с подробными комментариями и анализом действий детей и педагогов.
Надеемся, что наша книга поможет Вам ответить на некоторые вопросы или послужит поводом возникновения новых «Зачем?» и «Почему?».
Авторы:
Баженова Е.А.
Бодренко О.Л.
Крашенинникова С.Е.
Орлова О.Н.
Северина Н.А.
Фиксель О.В.
Хохлова М.Ю.
Под редакцией Реморенко Е.В.
Секреты успешного развития в раннем возрасте (книга для педагогов, которые хотят и умеют учиться) Красноярск: Центр молодой семьи, 2005г. – 64 с.
Предисловие
Существует немало книг, посвященных развитию и воспитанию маленьких детей. Но присмотритесь повнимательней. Как правило, это книги для родителей, чьи дети еще младенцы или методическая литература для педагогов, которые работают с дошкольниками… А дети раннего возраста? Разве это не отдельная тема?
Ведь именно эти дети сейчас начинают приходить в детские сады, именно с детьми от года до трех лет начинают работать, так называемые, «Школы раннего развития». На что можно опереться педагогам при работе с детьми раннего возраста?
Старые и очень старые книги советских времен, существовавшие в тот период, когда в ясельных группах было более тридцати детей? Сегодня эти методы и приемы не всегда приемлемы. Статьи в современных семейных и педагогических журналах? Но это всего лишь разрозненные отрывки отдельного опыта.
Налицо проблема для всех, кто имеет необходимость и желание заниматься развитием детей раннего возраста.
С этой проблемой столкнулись и мы, педагоги коллектива детского сада № 50 г. Красноярска, когда к нам четыре года назад начали приходить мамы с малышами. За время работы у нас накопился немалый опыт, который мы смогли особым образом систематизировать. В результате чего выделились целые педагогические направления, которые касаются не только процесса развития детей раннего возраста, но и необходимости специальной работы с родителями, изготовления и использования игрушек-тренажеров.
Весь свой опыт мы изложили в книге для педагогов, которые хотят и умеют учиться «Секреты успешного развития в раннем возрасте». Судя по названию, эта книга предназначена для педагогов, которые связывают свою деятельность с детьми раннего возраста, педагогов творческих и ищущих, не зацикленных на стереотипах. Книга также будет интересна родителям маленьких детей. Им она поможет оценить каждый шаг развития своего малыша, не сравнивая его с другими детьми, предлагая руку помощи и поддержки.
Книга состоит из шести глав, каждая из которых раскроет определенные «секреты» развития маленьких детей, поможет узнать об эффектах этого развития, а так же о рисках, которые могут возникать при работе малышами.
Глава 1 «Секреты развития речи» рассказывает о том, каким образом можно вызывать активную речь у ребенка, чтобы ему это было и интересно, и необходимо.
Во 2 главе «Секреты мистера Кваки» речь пойдет о том, как и зачем обучать детей раннего возраста английскому языку. Две первые главы тесно связаны между собой, поскольку и в той и в другой рассматриваются вопросы развития речи, предлагаются эффективные приемы и формы организации педагогической деятельности именно в направлении речевого развития.
Глава 3 «Мы идем на праздник» предлагает читателям разобраться в вопросах необходимости и образовательной пользы праздничных мероприятий для малышей. Чем деятельность детей раннего возраста на праздниках отличается от деятельности старших детей, и в чем тогда должно проявляется мастерство педагога.
«Родители в образовательной практике». Какие позиции могут занимать родители на занятиях педагога с ребенком? В чем проявляются положительные и отрицательные эффекты позиций родителей и как педагогу корректировать в связи с этим роли родителей на занятиях. Ответы на эти вопросы можно найти в 4 главе книги.
Прочитав главу 5, вы сможете не только самостоятельно изготавливать нужные для ребенка игрушки – тренажеры, но и грамотно, с пользой для развития ребенка применять их на практике. Кроме этого, изложенная в главе «Игрушка в жизни ребенка» информация научит тому, на что необходимо ориентироваться родителю при выборе игрушек для своего малыша.
Наибольший интерес у педагогов должна вызвать 6 глава «Наши педагогические пьесы». Здесь представлены своеобразные конспекты отдельных занятий с детьми раннего возраста. Необычность их заключается в том, что это не просто сценарии, а уже «проигранные» занятия с конкретными детьми, где отмечаются все их действия и проявления. К каждой «пьесе» даны комментарии специалиста, опираясь на которые можно проследить обучающие эффекты занятия и уровни освоения детьми материала.
Мы надеемся, что наша книга не только понравится Вам, уважаемые читатели, но и сможет сделать Вашу педагогическую деятельность более интересной и эффективной как для Вас, так и для ваших малышей.
Поиск спрятанной игрушки.
На втором году жизни малышам очень нравится отыскивать спрятанные вами игрушки. Малыш назовет найденную игрушку словом, если у него уже есть эмоциональный опыт общения с ней.
Не навреди.
(о некоторых ошибках взрослых)
Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависти от многих факторов. В период появления первых слов у ребенка задача взрослого состоит в том, чтобы выбрать правильную тактику дальнейшего развития речи, чтобы не повредить и не стать причиной речевых трудностей.
Итак, о некоторых ошибках взрослых, затрудняющих дальнейшее развитие речи ребенка:
Ошибка предвосхищения.
Часто близкие взрослые, стремясь показать свою любовь к ребёнку, угадывают каждое желание малыша по первому взгляду и звуку и тут же стараются удовлетворить все его потребности. Возникнет ли у такого малыша необходимость заговорить? Ответ один - нет. В таком случае у ребенка исчезает стимул, потребность заговорить первым и сформулировать свои желания словом: зачем говорить, если тебя и так понимают. В этом случае приходиться немного хитрить: делать вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет малыш до тех пор, пока он не попытается сказать об этом.
Усвоил сколько или усвоил как…
(об оценке детских достижений)
Родители зачастую оценивают достижения своих детей в сравнении с соседскими мальчиками и девочками, либо с нормативными данными, о которых прочитали в журнале или учебнике. Хочу вас, уважаемый педагог, предостеречь от подобной ошибки и не измерять результаты своей работы, сравнивая детей. Оценивая темпы развития речи ребенка, не следует опираться на чужие достижения. Да, к году малышу хорошо бы произносить 10 слов. Так написано в учебнике. Но у Пети - 15, Насти - 7, а Марина – до сих пор молчит. Все мы разные, как ни банально это звучит. И дети тоже! Я предлагаю не подсчитывать количество слов, сказанных малышом – ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной и живой ситуации воздействия с окружающим миром. А оценивать нужно насколько прочно вошло это слово в активный словарь малыша, как и в каких ситуациях, он употребляет его (только отвечая на просьбу «Скажи…», по побуждению взрослых или по собственной инициативе, в общении с близкими людьми, знакомыми взрослыми или своими сверстниками).
Поэтому, уровень речевого развития малыша я предлагаю оценивать по следующим показателям:
По стадии активной речи.
1) Появление облегченных слов (например, звукоподражания, отдельные аморфные слова).
2) Отдельные аморфные слова в роли предложения. Начинают использовать в лексике общеупотребительные слова.
3) Объединение в одном предложении два аморфных слова.
4) Рост предложения до 3 – 4 слов.
Заниматься с ребенком – дело серьезное. Малыш приходит к вам играть, а не «заниматься». Мы, педагоги, должны организовать эту игру так, чтобы обеспечить ему активное познание. Но а как это сделать, чтобы было и полезно, и интересно, мы попытались вам подсказать. Желаем вам успехов и творчества!
М.Ю. Хохлова
Интересно и полезно.
Малыши увидели Кваки и очень обрадовались.
Они смеются, треплют его, потом, наконец, здороваются с ним. Яркие, положительные эмоции. К чему они приведут в последующем? Повеселились и забыли или появится образовательный интерес, стремление узнавать? У детей 2 – 3 лет положительные эмоции очень тесно связаны с процессами познания окружающего мира. Эмоциональность – очень важная составляющая занятия. Особенно это касается группового занятия, где все дети (их эмоциональные проявления и действия) являются друг для друга стимулом к проявлению образовательного интереса.
Педагог обязательно должен владеть приемами, которые, с одной стороны, вызывают яркие эмоции (как правило, радость) и с другой стороны, должны быть направлены на развитие интереса детей к образовательной деятельности.
Можно отметить некоторые из этих приемов:
О.В. Фиксель
Музыкальные игры
Наверное, невозможно найти ребенка, который не любил бы играть. Для маленьких детей игра – очень важный процесс, во время которого он изучает огромный мир. Поэтому педагоги очень хорошо понимают, что нельзя пускать этот процесс на самотек, и ребенка нужно учить играть. При правильном подборе игр и умелом их проведении дети постепенно будут проявлять все больше заинтересованности, постепенно переходя от позиции наблюдателя к позиции участника игр. Со временем дети будут осваивать новые, более сложные игровые действия с предметами, находить свои способы действия - это для нас особенно важно. Постепенно появится и связь игры с музыки.
Приведем примеры игр для самых маленьких.
Игра «Птички»
Для каждого ребенка изготавливается птичка из цветного картона, к ней приклеивается атласная ленточка, чтобы птичку было удобно держать. При опускании и поднимании птичка «машет» крылышками. Каждый ребенок получает красивую яркую птичку. Под спокойную музыку птички «летают», садятся на землю, кружатся. Дети и взрослые могут «покормить» птичку из своей ладошки, слушая песенку:
Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет,
Маленькая птичка песенку поет.
Игра «Покорми птичку»
Из поролона толщиной 1 см. вырезаются зернышки, раскрашиваются в желтый цвет. Зернышки высыпают на пол. Дети «кормят» своих птичек, собирают зернышки в корзинки, в ладошки, приносят их родителям.
Игра с воздушными шарами
Воздушные шары наполнены гелием, к каждому привязана ленточка такой длины, чтобы можно было достать улетевший шарик. Игру можно организовать так, чтобы ребенок дотягивался до ленточки с помощью родителей, поднимающих их к шарику или так, когда взрослые достают шары, а дети их снова и снова отпускают. Проделывать это они могут бесконечное количество раз.
Игра с колокольчиками
Дети достают колокольчики из большого бутафорского колокольчика, с удовольствием звенят ими под мелодичную музыку.
Движение под музыку
Вы замечали, как дети реагируют на веселую ритмичную музыку? Они начинают прыгать, выполнять какие-то непонятные «па», визжать и радоваться. То же проделывают и годовалые малыши. Это еще трудно назвать танцем, но сколько радости проявляется в этой свободе движений, сколько положительных эмоций испытывают дети! А теперь представьте, во что это превратится, если к вам на праздник придут десять – пятнадцать малышей и еще больше их родителей. У вас просто не будет другого выхода, кроме того, чтобы взять руководство процессом в свои руки. Если этого не сделать, то получится беспорядочная беготня, и кто-нибудь разобьет себе нос. К тому же мы не должны забывать о нашей образовательной задаче. Поэтому взрослые своим личным примером могут помочь малышам почувствовать взаимосвязь музыки и движения, выполняя простые хлопки, притопы и кружения. Не надо принуждать детей делать то же самое, если они пока не проявляют достаточной активности. Со временем они всему научатся.
«Праздник-безобразник», или «Как отвлечь детишек от баловства?».
Наверное, каждый педагог сталкивался с тем, что дети почему-то не слушаются, балуются и не проявляют интереса к тому, что им предлагают. Конечно, трудно признать тот факт, что дети в этом совсем не виноваты, а причина кроется в том, что вы не смогли или не захотели стать для них интересной.
Самое важное – это ваши эмоции. Неэмоциональному человеку просто нечего делать рядом с ребенком, особенно если ему и двух лет еще нет. Имеет значение все: ваша мимика, интонации, а главное – ваша искренность. Малыша не обманешь, он сразу почувствует притворное сюсюканье. Что же делать? Превратитесь на минутку в такого же малыша и поиграйте вместе с ним. Насколько увлеченно и эмоционально у вас это получится, настолько вы приблизитесь к успеху. Только, пожалуйста, не перебарщивайте и не увлекайтесь собой.
Безусловно, если речь идет о детях раннего возраста, то их внимание, скорее всего, может привлечь яркая игрушка, интересный атрибут. Бывают такие случаи, когда малыш ни в какую не идет на контакт со взрослым, но с удовольствием общается с игрушкой. А как быть, если игрушка одна, а малышей много? Мы провели в связи с этим некоторый эксперимент. Сначала группе детей полутора лет дали красивую куклу. Естественно, самые активные из них тут же устроили дележку. Всем было просто жизненно необходимо завладеть этой игрушкой. Когда же каждому малышу вручили по точно такой же кукле, их интерес куда-то испарился. Вот такие они непростые – эти малявки. Мы пришли к выводу, что самый устойчивый интерес дети проявляют к одной игрушке. Но для того, чтобы не было скандалов и криков, эта игрушка должна быть недоступна для всех. Лучше всего, если она появляется из-за ширмы для кукольного театра. Безусловно, для каких-то целей необходимо каждому ребеночку выделить по персональной игрушке, например для праздничного танца или игры. В таком случае эти атрибуты должны быть настолько интересными, чтобы маленький жадина не зарился на соседскую игрушку, а спокойно занимался своей.
Для того, чтобы поддерживать внимание малышей, не зацикливайтесь на понравившемся вам моменте. Смена деятельности должна происходить достаточно быстро, поскольку маленький ребенок не может долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. С другой стороны, необходимо дать возможность малышу действовать столько, сколько он хочет. Проявляя терпение, вы поддержите интерес ребенка. Так что же мы можем предложить нашему малышу?
«Чем занять малыша?» или «Виды детской деятельности на празднике».
Это могут быть вышеназванные музыкальные игры и различные движения под музыку с атрибутами или без них.
Показы и представлениятакже являются неотъемлемой частью любого праздника для малышей. Маленькие дети очень любяткукольный театр.
Такие представления вызывают у них сильную эмоциональную реакцию и занимают их больше, чем выступления взрослых или других детей. На музыкальных праздниках дети приобретают «зрительский» опыт. Однако это происходит не сразу. Не так-то просто привлечь и удержать внимание малышей, а тем более заставить их принять участие в действии. Для этого при показах кукольных сценок нужно соблюдать некоторые правила.
1. показ должен быть коротким, в течение 3-5 минут.
2. сюжет показа должен быть доступным детям данного возраста. Текст должен произноситься короткими фразами, с использованием понятной детям лексики, четко, ясно и эмоционально.
3. действие показа должно быть динамичным.
4. эффективно использование приема диалога кукол с детьми (позвать или прогнать героя), звукоподражания (помяукать, как кошечка или помычать).
5. необходимо предоставить малышам возможность для двигательных проявлений (похлопать, потопать, помахать руками, постучать и т.д.)
Конечно, не обойтись на празднике без выступлений взрослых. На Новый год к детям обязательно придет Снегурочка, а на праздник игрушек – Мальвина или красивая кукла. Эту роль, как и роль ведущего, должен играть педагог с особенными артистическими данными. Хорошо знать весь сценарий и эмоционально сыграть свою роль - это мало, нужно уметь импровизировать, т.к. реакция малышей бывает порой непредсказуемой.
Украсят любой праздник выступления старших детей. Мы посоветовали бы использовать танцевальные номера с их участием. Это яркое и праздничное зрелище. А вот увлекаться сценками и стихами не стоит, поскольку молодые артисты еще не смогут передать такие эмоции, которые смогли бы привлечь и удержать внимание малышей. Если ваши маленькие зрители захотят принять участие в каком-нибудь выступлении, не надо им мешать. Мы с вами должны этому только радоваться.
Слушание музыки. В раннем возрасте формируется восприятие музыки, что занимает ведущее место в музыкальном воспитании. Восприятие музыки выражается эмоциональной отзывчивостью на нее. У маленьких детей эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания, сколько внешние проявления ребенка, связанные с музыкой. Ему нравится благозвучие, и он заметно оживляется, радуется. Музыкальное оформление праздника помогает создать нужный эмоциональный фон. Музыка оказывает сильнейшее воздействие на настроение ребенка. Она может успокоить или возбудить, заставить грустить или радоваться. Поэтому очень важно внимательно подойти к подбору музыкального сопровождения для игр, представлений и других моментов на празднике. Используемые музыкальные произведения должны быть небольшими и очень выразительными, разнообразными по своему характеру. Хотелось бы отметить особое отношение детей к пению взрослого, особенно акапельному. Красивый, нежный голос приковывает внимание, заставляет притихнуть даже плачущего малыша. Если у вас есть возможность, чаще пойте своим детям.
Никто не станет спорить с тем, что праздник – это хорошо. На то он и праздник. Надеемся, что наши «большие секреты для маленькой компании» помогут вам провести не только веселый, интересный, но и «полезный» праздник для своих малышей.
Родитель - помощник.
Родитель - помощник помогает педагогу проводить занятия, т.е. педагог организует деятельность таким образом, что родители выполняют все задания, действуя вместе с детьми, их руками, или дают для детей образец выполнения действия. При этом родитель выполняет все задания педагога теми же способами и приемами, что и педагог.
Родитель - наблюдатель.
Эта позиция характеризуется тем, что родитель не вмешивается в ход занятия, наблюдая за происходящим.
Родитель - инициатор.
Родитель включается в занятие, проводимое педагогом, с собственными предложениями. Это связано с тем, что сконцентрировать внимание ребенка в раннем возрасте на каком либо образовательном материале достаточно трудно, педагогу приходится прилагать огромные усилия. Родителям, которые, конечно же, лучше знают своего малыша, это по силам, поэтому предложения родителя по оптимизации занятия необходимы.
Родитель - помощник.
На занятия Полиночка (2 года) всегда ходит с мамой. Полина очень хорошая, спокойная, но неэмоциональная, неуверенная в себе девочка. Очень мало и тихо говорит. Тяжело идет на контакт с малознакомым человеком.
Комментарии:
Педагог предлагает родителю занять позицию помощника, т.к. ребенок выполняет задание только после действий мамы. Мы считаем, что в данном занятии позиция помощника выбрана педагогом верно.
Используемые материалы на занятии: тазик с водой, 3 «ежика» (массажер в форме шарика, диаметр 3 см).
Ход занятия:
Педагог подходит вместе с ребенком и мамой к тазику с водой, который накрыт салфеткой.
Педагог: Полина, посмотри, что это?
Ребенок молчит, но внимательно смотрит туда, куда показывает педагог.
Педагог: Давай вместе посмотрим, что там спрятано?
Ребенок прячется за маму.
Педагог: Подойди с мамой, посмотри?
Ребенок вместе с мамой подходит поближе, но инициативы посмотреть, что спрятано под салфеткой, не проявляет. Мама поднимает салфетку.
Педагог (эмоционально): Ой, ежики! Как они там оказались?
Мама также эмоционально повторяет за педагогом. У ребенка появляется интерес к тому, что увидела мама. Неуверенно заглядывает в тазик, но эмоционально не реагирует.
Педагог достает «ежика» из воды, катает по ладошке, приговаривая:
«Катился ежик по огороду
И упал он прямо в воду!
Бульк! (бросает в воду)»
Мама повторяет тоже самое. Педагог играет с мамой, Полина только наблюдает. После повторения игры ребенок тоже берет «ежика» в руки, но не катает его в ладошке, а просто держит.
Педагог вместе с мамой, повторяя считалочку, продолжают поочередно бросать «ежиков» в воду, эмоционально выделяя слово «бульк». Поля, видя, что мама с интересом играет, тоже бросает своего «ежика» в воду и произносит «бульк».
В результате девочка через действия мамы включилась в игру и проявила активную речь.
А знаете ли Вы, что · Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей, дети ощущают себя в безопасности и в них начинают возникать доверие и привязанность к окружающим. · Дети и их родители биологически «запрограммированы» на укрепление эмоциональных уз, которые медленно развиваются на протяжении первых лет жизни ребенка посредством непрекращающегося диалога в форме взглядов, улыбок и речи. · Тембр голоса и выражение лица ребенок понимает прежде слов. Эмоциональная составляющая неотделима от любой учебы. · Переживания эмоций и общение с любящими взрослыми способствуют развитию умственных способностей ребенка. |
Родитель - наблюдатель.
Егору 1год 10 мес. Егор подвижный, эмоциональный ребенок. Легко идет на контакт, но боится сюрпризных моментов. Ребенок использует в речи общеупотребительные слова. Начинает формироваться двухсоставное предложение. Словарный запас ребенка соответствует возрастной норме.
Комментарии:
Егор любознательный, инициативный мальчик. С небольшой помощью педагога может развернуть собственный сюжет игры. Поэтому педагог предложил родителю занять позицию наблюдателя для того, чтобы мама смогла увидеть, что Егор уже без ее помощи может действовать с предметами.
Используемые материалы на занятии: лошадка, кошка, посуда, бусинки.
Ход занятия:
Педагог: Егор, к нам в гости пришла лошадка!
Ребенок: Конь!
Педагог: Конь? Хорошо. Поздоровайся с ним.
Ребенок: Здравствуй!
Педагог: Здравствуй, Егор!
Педагог дает возможность рассмотреть лошадку и читает стихотворение «Лошадка» А. Барто. Ребенок гладит лошадку, произносит «цок-цок», показывает, как скачет лошадка. Тут Егор увидел на стульчике кошку, взял ее в руки.
Педагог: Егор, кто это к лошадке в гости пришел?
Ребенок разыгрывает встречу животных, здоровается за них.
Педагог: Егор, а давай их покормим?
Рядом с ребенком педагог поставила посуду с бусинками. Ребенок стал кормить бусинками и лошадку, и кошку.
Ребенок: Мама, посмотри!
Ребенок идет к маме, показывает игрушки, а затем продолжает свою игру.
В результате мама увидела, что Егор уже может сам развить интересную игру!
А знаете ли Вы, что · Новые слова ребенок должен слышать не по телевидению или радио, а от родителей, которые вкладывают в них вместе со смыслом и свою любовь. · В первые годы жизни опыт ребенка существенно отражается на его лексиконе. Словарный запас тесно связан с тем, как много родители общаются с ним. · Читая или рассказывая сказки, или играя вместе с ребенком, родители помогают развитию его мышления и способствуют тому, что книги и игры он начинает ассоциировать с тем, что больше всего любит, - с голосом мамы и ее близостью. · Дети, которые растут в атмосфере, богатой общением, как правило, к трем годам разговаривают уже совершенно свободно. Люди, которые были ограничены в языковом общении в детстве, остаются косноязычными и в зрелом возрасте, какими бы умными они ни были или как бы ни тренировались. |
Родитель - инициатор.
Таня (1 год 11 мес.) очень спокойная, эмоциональная, добрая, отзывчивая девочка, но нерешительная в новой обстановке.
Комментарии:
Девочка не всегда отзывается на предложения педагога. Мама, проявляя свою инициативу, предлагает дочери выполнить то, что девочке знакомо и что она уже умеет. В результате, Танечка становится более раскрепощенной в незнакомой обстановке, что позволяет педагогу включить ребенка в новую деятельность.
Ход занятия:
Педагог просит девочку вместе с коровкой спеть песенку: «ля-ля-ля». Но девочка не отзывается на предложения педагога. Педагог и мама вместе поют песенку.
Педагог: Таня споет коровке?
Ребенок отрицательно качает головой.
Педагог: А может Таня потанцует с коровкой?
Таня заинтересованно смотрит на коровку, но не решается потанцевать с ней.
Мама: А давай тогда покажем коровке, как мы дома делаем зарядку?
Ребенок с удовольствием показывает коровке, как она делает зарядку с бабушкой, потом как с папой, мамой.
В результате мама инициировала действия ребенка, использовав прошлый опыт.
А знаете ли Вы, что · Все дети учатся. Чему они учатся, зависит от окружающей обстановки. Поскольку развитие мозга происходит преимущественно после рождения ребенка, у родителей имеется масса возможностей внести свой вклад в умственное развитие малыша. · Исследователи доказывают, что родители и воспитатели имеют очень много возможностей повлиять на интеллектуальное развитие ребенка. Для этого не нужна скучная, гнетущая учеба, нужно лишь создать атмосферу, наполненную полезными переживаниями. · Несложные физические упражнения, укрепляющие мышцы, одновременно стимулируют и мозг. Ученые твердо зафиксировали позитивное воздействие упражнений для пальцев и рук на мозг. · Чтобы способствовать умственному развитию ребенка, необходимо создать благоприятную, эмоциональную атмосферу. |
Малыши - наши крохи, сорванцы, мамины дочки и настоящие сыновья своих отцов. Они играючи перенимают у взрослых их разнообразный опыт, придумывают, фантазируют, перемешивают, лепят, творят, малюют – созидают!.. Участвуйте в этом процессе вместе с ними. Дайте ребёнку возможность понять, ощутить, почувствовать этот мир через маму, папу, няню, бабушку - родного и близкого, дорогого ему человека.
Именно в раннем детстве закладывается фундамент для доверительных отношений с родителями, другими людьми, обществом в целом. Именно годовалый карапуз, с распахнутыми глазами глядящий на мир, учится у родителей любить своих будущих детей.
О.Н. Орлова
Игра 1. «Традиционная»
Ребенок с помощью взрослого извлекает и последовательно рассказывает кубы в порядке уменьшения большой, поменьше, маленький. Затем покажите, что меньший куб можно накрыть большим. Подобная игра способствует развитию координации движений, мелкой моторики и познавательных способностей.
Если не просто показывать кубы, но и называть при этом их цвета, то это внесет в игру дополнительный развивающий эффект.
Игра 2. «Строим ступеньки!»
Из Веселых кубов можно построить ступеньки, а заодно и познакомить с понятиями «низкий», «высокий», «выше». Когда ступеньки будут выложены, по ним может пройти маленькая куколка со словами:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Топ, топ, топ.
Игра 3. «Найди шарик!»
Переверните куб вверх дном, спрячьте под ним яркий шарик, а потом попросите малыша отгадать, под каким кубом он находится. Эта игра способствует развитию координации движений, учит ориентироваться в пространстве.
Игра 4. «Что за чудо-башня!»
Эта игра способствует развитию зрительно-моторной координации и познавательных способностей.
Научите ребенка ставить кубик на кубик. Постройте на его глазах высокую башню, а затем разрушьте ее, воскликнув: «Бах!». Такая игра доставит малышу большое удовольствие. Учите ребенка строить и разрушать.
Игра 5. «Волшебный кубик!»
На стороны самого маленького кубика наклеить картинки с изображением животных. Кидать с ребенком кубик со словами: «Кружись, вертись, на бочок ложись!». Рассматривая картинку с ребенком, озвучивайте ее: «Кто это? Коровка! Как она мычит? Му-у!».
Действие первое
Действие происходит в игровой комнате, на ковре-поляне возле игрушечного домика.
С.Е. - Ой, ребята, посмотрите, что это?
Катя и Полина отвечают словом: домик, а Никита использует указательный жест, при этом дети пытаются заглянуть внутрь домика.
С.Е. - Молодцы, правильно, это наш волшебный домик. Кто же в нем сегодня спрятался?
Домик уже использовался на предыдущих занятиях и ассоциируется у детей с появлением, какого - либо персонажа. Активные речевые высказывания и действия детей говорят об их заинтересованности и готовности включиться в игровую ситуацию. Указательный жест мальчика можно рассматривать как невербальный ответ на вопрос педагога.
С.Е. - Вы хотите посмотреть, кто там спрятался?
Полина восторженно восклицает: «Да», а Катя и Никита утвердительно кивают.
С.Е. - Помогите мне позвать гостя:
- Туки – туки - туки, там,
Кто пришел сегодня к нам?
Девочки во время чтения рифмовки подходят к домику, стучат по нему и произносят: «тук-тук». Никита увлеченно наблюдает за действиями девочек.
Рифмовка уже знакома детям, и девочки без дополнительного к ним прямого обращения самостоятельно включились в игру. Причинами того, что мальчик не откликнулся на просьбу, может быть следующее: не было предъявлено четкого образца действия, Никита не знал, как выполнить просьбу взрослого; увлекся игровыми действиями других детей; не воспринял просьбу взрослого. Поэтому необходимо обратиться к Никите с более точной инструкцией: «Никита, постучи в домик тук-тук».
Из домика появляется Ёжик.
С.Е. -Это Ёжик. Здравствуй Ёжик!
Ходит Ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках Ёжик.
Полина вскакивает, подбегает к игрушке со словами: «Ой, Ёжка!». Никита удивленно разводит руками, а Катя улыбается.
Педагог использовал прием неожиданного появления, (сюрпризный момент), что обеспечило устойчивый интерес детей к появившейся игрушке и вызвало у детей различные положительные эмоциональные реакции, сопровождающиеся речевой активностью.
С.Е.: Ребята, поздоровайтесь с Ёжиком!
Ёжик подходит к детям. Полина и Никита здороваются с игрушкой с помощью жестов, причем Поля сначала обнимает, а потом здоровается за ручку, а Катя говорит «Здравствуй, Ёжик».
На предыдущих занятиях дети практически усвоили ритуал приветствия: обнять, поздороваться за ручку, сказать «здравствуй». Педагог, давая задание, хочет посмотреть, как дети будут использовать знакомые способы в созданной ситуации приветствия.
С.Е.: Ребята, ежик такой грустный, кто хочет погладить ежика?
Полина: Я!
Катя: Я хочу погладить…
С.Е. - Полина, позови ежика, и он подойдет к тебе!
Полина: «Иди, Ёжка!».
Ёжик приближается к девочке, она вскакивает и забегает за стульчик со словами: «Ой, колючий!».
Ёжик: Нет, я не колючий, я спрятал свои иголочки!
Девочка с удовольствием гладит игрушку.
Катя зовет игрушку только после личного обращения к ней педагога: «Катя, а ты позови ежика».
Катя: Иди, иди, Ёжик. Я тебя поглажу.
У Никиты есть интерес к этой игрушке, но мальчик молчит. Он сначала увлеченно наблюдает за действиями девочек, затем зовет игрушку жестом.
Здесь педагог создает ситуацию, когда дальнейшее развитее событий будет зависеть от речевой активности ребенка. Этот прием был эффективен для обеих девочек, мальчик же по-прежнему не проявляет речевую активность, а пользуется жестом. Задача педагога, поддерживая и увеличивая интерес Никиты к этой игрушке, продолжать побуждать его к речевым высказываниям.
С.Е.: Катя, скажи Никите: «Позови ежика»!
Катя, повернувшись к Никите, произносит: «Никита, позови ежика». Никита тянет руку и снова использует жест. Взрослый опять предлагает девочкам позвать ежика и погладить его.
Мотивация и интерес к игрушке у Никиты поддерживается тем, что другие дети уже вступили в общение с взрослым, получили удовольствие и желаемый результат от игры. Педагог, видя нарастающий интерес у мальчика к действиям детей и к игрушке, снова обращается к Никите.
С.Е.: Ты хочешь погладить ежика?
Никита утвердительно кивает головой.
С.Е.: Тогда позови его: «Иди, Ёжик»!
Никита зовет ежика жестом и, наконец, громко произносит: «