Глава четвёртая. Жизнь в Украине и детский сад.
Вывод войск. И вот мы в России. Ранним летним солнечным утром едем на такси с аэропорта, по радио играет музыка и вот объявляют, что в России свершился военный переворот. Было чувство, что мы просто упали с Луны. А в России началась новая эпоха, называемая перестройкой. Но были рады, что попали домой!
Думалось: неужели закончились наши лишения? Но всё самое главное только начиналось!
Война в Приднестровье. Муж, по военной профессии сапёр, был направлен туда. А я с двумя маленькими детьми оказалась в западной Украине, "москалька", так называли меня местные жители. Но знание языков было очень востребовано. И я была рада этому. Наконец-то могу применить их и работать хотелось до ужаса! Устроилась на телевидение переводчиком фильмов. Детей взяли в детский сад, одного в одном конце города, другого - в другом.
Пометавшись между тремя огнями и намучившись между работой и детьми, я решила согласиться на предложение работать воспитателем в детском саду рядом с домом. Мне пообещали взять детей в этот же сад. Сейчас знаю, что это было правильное решение.
Днём работа, после работы дача (будь она неладна! В Украине тоже шла вовсю перестройка со всеми вытекающими отсюда последствиями, с длинными змеями очередей за хлебом и тотальным голодом!) Вечером закрутка овощей и фруктов в банки. Ночью написание планов (я ведь в методике дошкольного воспитания ничего не соображала!)
Нас русских в детском саду было двое: Галина Витальевна и я. Муж Галины Витальевны был офицером, потом окончил военную академию и стал служить в генштабе в Киеве. Нас в детском саду не любили все сотрудники, начиная с заведующей.
Но мы творили. Солдатики привезли нам на заказ красивые огромные камни и мы сделали живой уголок с растениями, рыбками в аквариуме среди камней. Из шинельной ткани сшили большого ежа под детские расчёски: было как будто ёжик с иголками. По моему, классно. Но все просто шипели на нас: что мы себе придумываем.
Заведующая, симпатичная грубая молдаванка, с огромной родинкой на щеке, глушила водку гранёнными стаканами (до сих пор не понимаю: как ей удавалось совмещать работу с детьми и водку на веранде прямо на территории сада!), всем приказывала собираться на веранде и выпивать по праздникам. Мы не пили. За это нас тоже не любили. В общем, мы выделялись как-то из всех не в лучшую сторону.
По ночам мы рисовали зайчиков и мастерили детали от космических кораблей, чтобы завтра полететь в космос на занятиях с детьми. Мы разделились: Галина Витальевна отвечала за математику и окружающий мир (она была биолог по образованию. Само собой разумеется, за то, что у нас было высшее образование, нас тоже не любили). А я отвечала за грамоту и развитие речи. Ну и тихонечко проводила занятия по английскому языку в игре. Работа была налажена, дети и родители довольны. А мы получали кайф.
И вот нагрянула на детский сад фронтальная проверка. Ах, да, забыла ещё сказать: занятия надо было вести на украинском языке. Я половину говорила на русском, половину на украинском, у Галины Витальевны получалось хуже...За что нас там тоже не любили. Ну вот, значит, пришла проверка и сразу в нашу группу на занятия. Как я ни объясняла проверяющей, что это было комплексное занятие (три в одном сюжете), так она и не поняла ничего. Так и сказала:"Я ничего не понимаю!"
До сих пор вижу разгневанное лицо заведующей, её чёрные горящие глаза и крик, который раздавался эхом в ушах:"Дома со своими детьми этим занимайтесь! А здесь садите детей за столы! И проводите занятие!" Помню, как Галина Витальевна, вся красная, пролепетала:"Я считаю, что Наталья Анатольевна очень талантливый педагог" А я сказала:"Я считаю, что Галина Витальевна талантливый педагог". На что заведующая прокричала нам:"Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!"
И с этим я вылетела с треском из детского сада. То есть, меня уволили. Но я была рада. Дети остались там. Через две недели ушла и Галина Витальевна. Сказала, что после меня она ни с кем больше работать не может. Вот так, думала я, и закончилась эпопея с детским садом. Но она не закончилась. По ночам я просыпалась от идей, которые приходили ко мне одна за другой, я вскакивала и записывала, записывала...Так было положено начало огромному количеству обучающих игр, которым я нашла применение много лет спустя...
Меня мучил вопрос: неужели всё, чем мы горели, никому было не надо? Ведь мы видели светящиеся лица детей и благодарность родителей! Год спустя меня вызвала к себе заведующая и попросила снова работать, взять младшую группу и полностью там руководить, давать занятия с элементами иностранного языка. Сказала, что, оказывается, с Запада идёт такая "струя". Но поезд ушёл. У меня всегда немой вопрос: за что так бьют педагогов, которые не хотят работать по штампу?