Глава первая. Практика в школе.
Глава первая. Практика в школе.
История моя берёт своё начало в том далёком времени, когда я во время учёбы на факультете романо-германской филологии университета проходила педагогическую практику в одной из школ города Тюмени.
Никогда в жизни я не хотела работать школьным учителем. Почти все девочки нашего факультета мечтали стать переводчиками. И я в том числе!
Но практика - есть практика. Надо отрабатывать! И я начала добросовестно трудиться. Помню, как дрожали колени перед входом в класс в первый раз! Я не понимала, что я буду делать, если что-то пойдёт не так... Стояла и трусила.
И я зашла в класс. Несколько десятков пар детских глаз испытующе смотрели на меня. И в них читалось:"А ну-ка покажи нам, на что ты способна! А мы уже решим, как с тобой поступить!"
Как-то всё понеслось само собой. Я и не заметила, как стала "своей" среди них. Класс считался трудным, но я этого не видела. Мне было неожиданно: почему мне с ними так легко? И очень даже здорово и по-настоящему как-то!"
Два месяца практики пролетели на одном дыхании. Я довольная и с пятёркой снова вернулась на свою родную кафедру.
Помню, как радостно делились с заведующей кафедрой Натальей Сергеевной Петруничевой своими впечатлениями от практики. А ещё полным разочарованием от школьных учебников. Наталья Сергеевна обронила тогда такую фразу;"Девочки, пишите! Кто ж вам не даёт?" Я не знаю, был ли в её словах сарказм или это было серьёзно. Уже потом я узнала, что у неё в гостях была автор того самого учебника...Тогда я не придала значения её словам. Я ведь не собиралась преподавать!
Глава восьмая. Святая святых: механизм работы школы.
Через пять лет Николай Иванович ушёл работать в ГорОНО. На смену ему пришла женщина. И началось! Женский коллектив педагогов - это что-то из разряда "не для слабонервных".
Школа оказалась для меня школой во всех смыслах. Работая учителем и руководителем методического объединения, я всё время писала какие-то бумаги, отчёты, сдавала замеры техники чтения (зачем они нужны в иностранном языке, не понимаю до сих пор!), чертила графики и диаграммы. И всё вручную, не было тогда ещё никаких компьютеров! Потом меня назначили на какую-то должность, где я занималась анализом работы школы и проводила разные мониторинги. Я научилась делать это хорошо.
Однажды к нам нагрянула фронтальная проверка. Как раз была пасха. А мы, учителя, сидели и переписывали все школьные журналы заново (что-то там было для проверки неправильно). Вдали звенели колокола в церкви в ту пасхальную ночь, на столе в кабинете завуча стояли куличи, а мы сидели, переписывали журналы и разные бумажки к утру. Глаза слипались от усталости и сна, но надо было успеть к утру. А утром на уроки!
Открытые уроки - это было вообще что-то! Формы, методы, структура, итог, анализ урока...Как учитель повернулся, как сказал, на уроке иностранного языка присутствующие завучи и директора никогда не понимают, что вообще происходит, всё время спрашивают:"А что она сказала?"
А после уроков идёт анализ урока. Если учитель не в опале, то урок у него будет хороший. А если в опале, урок будет плохим. Всё зависит от личных отношений и симпатий. После открытого урока учителя хвалят друг друга: "Дети весь урок говорили на английском!"Но ведь мы все знаем, что дети наши не говорят на английском! В рамках школьных уроков это невозможно! Зачем друг другу врать? Этого всего я тоже не понимала. Но работала по инерции, как-то уже по накатанной.
Помню, помню тот самый момент, когда меня "брякнуло"! Осенило!
Сижу я в актовом зале на итоговом педсовете в конце учебного года, вывожу решение педсовета из выступлений завучей, психологов, медика. На экран выводятся графики и диаграммы красивыми разноцветными прямоугольниками и кругами. И в каждом графике (обязательно!) рост показателей успеваемости к концу учебного года относительно начала года. Из решений педсовета выводятся задачи на следующий учебный год. С улицы просачивается свет и в дорожках света крутится в воздухе пыль. Спит Серёга-трудовик, все делают серьёзные умные лица. Уже пять часов идёт педсовет.
Глава девятая. Маски шоу.
И я вижу театр вместо педсовета. Театр со сценой, трибуной с выступающей за ней куклой и зрительным залом. Театр, где кукол дёргает за нитки неведомая сила, которая называется Системой Образования. Где учебники составляют такие же куклы-марионетки, не имеющие представления о том, кто такие дети и как с ними работать.
Вот нас поделили на группы и раздали задания на следующий год. Меня назначили руководить группой учителей (да что же меня не оставят в покое-то?). Направление работы группы "Дифференцированное обучение".
Наступили летние каникулы. Я, как всегда, в июне ещё не могу очухаться от учебного года и пишу планы на следующий год. Написала заодно и по дифференцированному обучению, собрала материал, продумала работу группы, так сказать, добросовестно подготовилась к следующему году! Выполнила задание администрации школы!
И вот окончательное осознание того, что здесь что-то "не так" пришло ко мне в начале следующего года, когда на первом педсовете даже не упомянули про те самые группы, а цели и задачи были совершенно другие, не те, которые логически выходили из решений и замечаний итогового прошлогоднего педсовета! И никаких директорских приказов о назначении ответственных за выполнение этих самых решений педсовета!
И тут во мне возник вопрос: "А что я тут делаю? Как меня сюда занесло?" Все жизненные перипетии пронеслись в моём сознании. Чувство нереальности происходящего оглушило меня. Ни звука, всё как-то замедлилось...
Это была не моя жизнь! Я жила чужой жизнью! Делала не то, что я хотела! Общалась не с теми, с кем хотела! Жила не с тем, с кем мне было бы комфортно и хорошо! Всё не то было! Как в песне Владимира Высоцкого:"Всё не так, ребята!"
Всё было не так. Не моя картина мира. А чья тогда? И как со мной это произошло? Как меня сюда затянуло? Много лет я жила во сне, в каком-то чужом сне...Мне стало страшно от всего этого.
Глава десятая. Уход.
В этом же году я ушла. Ушла ото всюду и от всех. Ушла от мужа, ушла из школы. Ушла в никуда. Просто так. Всё то же чувство нереальности происходящего сопровождало меня. Было страшно. Страшно, но приятно. Я понимала, что преподавать я больше не буду никогда и ни за что...По крайней мере, так, как это делается в системе нашего образования - ни за что! С меня хватит!
Раза два меня позвали работать в другие школы, но я подумала:"Всё! Умерла, как говорится, так умерла!" Уходя, оставила в школе всё, что наработала, а наработала я там очень много. С мыслью, никогда больше туда не возвращаться.
Кто-то из знакомых попросил помочь по английскому. Я поотнекивалась и помогла, потом ещё кто-то...Знакомые знакомых, друзья друзей. Так снова началась моя деятельность. Ну почему жизнь с завидным и постоянным упорством толкает меня именно заниматься этим?
И тут я вспомнила, как мы жаловались на школьные учебники, как Наталья Сергеевна сказала:"Пишите, девочки, кто вам мешает?" Вспомнила, как учителя тихо роптали в школьных коридорах между собой о том, как было бы хорошо, если бы были учебники, по которым всё понятно учителю и ученику: открыл, прочитал и понял. На то он и учебник! Вспомнила весь этот беспредел и бардак школьной кухни, в центре которой я ненароком оказалась и всё там поняла. Всю эту показуху и ложь.
Глава первая. Практика в школе.
История моя берёт своё начало в том далёком времени, когда я во время учёбы на факультете романо-германской филологии университета проходила педагогическую практику в одной из школ города Тюмени.
Никогда в жизни я не хотела работать школьным учителем. Почти все девочки нашего факультета мечтали стать переводчиками. И я в том числе!
Но практика - есть практика. Надо отрабатывать! И я начала добросовестно трудиться. Помню, как дрожали колени перед входом в класс в первый раз! Я не понимала, что я буду делать, если что-то пойдёт не так... Стояла и трусила.
И я зашла в класс. Несколько десятков пар детских глаз испытующе смотрели на меня. И в них читалось:"А ну-ка покажи нам, на что ты способна! А мы уже решим, как с тобой поступить!"
Как-то всё понеслось само собой. Я и не заметила, как стала "своей" среди них. Класс считался трудным, но я этого не видела. Мне было неожиданно: почему мне с ними так легко? И очень даже здорово и по-настоящему как-то!"
Два месяца практики пролетели на одном дыхании. Я довольная и с пятёркой снова вернулась на свою родную кафедру.
Помню, как радостно делились с заведующей кафедрой Натальей Сергеевной Петруничевой своими впечатлениями от практики. А ещё полным разочарованием от школьных учебников. Наталья Сергеевна обронила тогда такую фразу;"Девочки, пишите! Кто ж вам не даёт?" Я не знаю, был ли в её словах сарказм или это было серьёзно. Уже потом я узнала, что у неё в гостях была автор того самого учебника...Тогда я не придала значения её словам. Я ведь не собиралась преподавать!