Ереси раннего и развитого средневековья.
- Арианство - основатель - пресвитер Арий из Александрии. Учение - Христос не равен Богу Отцу, но является сотворенным богом с маленькой буквы (самым совершенным творением). Начало IV века. Осуждено на Никейском, затем на Константинопольском соборе. Одно время являлось доминирующим христианским учением, его придерживались сыновья Константина (Константин, Констанций и Констант), а также император Валент. Кроме того, епископ Ульфила обратил в арианство готов, оно распространилось у многих других германских племен.
- Несторианство – V век, основатель – Несторий, архиепископ Константинополя. Учение провозглашает, что Иисус изначально не является Богочеловеком, но в определенный момент произошло слияние человека Иисуса и божественного Логоса. Было осуждено как ересь на Эфесском соборе, несториане были изгнаны из пределов империи, но нашли пристанище на востоке, в т.ч. в Персии и Китае
- Монофизитство – основатель – Евтихий. Своеобразный ответ на арианство, монофизиство напротив отрицали всякую человеческую, тварную природу Христа, считая его только Богом. Человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие. Осуждено как ересь на Халкидонском соборе. Распространилось на христианском востоке, Армении, Сирии, Египте, Эфиопии.
- Монофелитство –основатель – патриарх Сергий. Монофелитство – попытка примирить враждующих монофизитов и халкидонитов (православных). Учение утверждало, что у Христа две природы, но одна божественная воля. Учение не устроило ни тех, ни других.
- Иконоборчество – основатель – император Лев III Исавр. Запрещало почитание икон, считая это идолопоклонством. Вероятно, иконоборчество является попыткой теологического осмысления поражений и неудач империи в VII-VIII веке. Бог наказывает Византию за идолопоклонство. Долгое время являлось господствующей идеологией, окончательно преодолено в 843 году.
- Павликианство– происходит от древнего манихейства. Идеологические наследники павликианства – ересь богомилов и катаров. Весь комплекс манихейских представлений сводится к тому, что мир дуалистичен – в нем есть два начала, Свет и Тьма. Свет представлен духовным миром, Тьма же – материальным. Материальный мир – творение дьявола. Павликианство получило распространение в Малой Азии в VIII-IX веках. Уничтожено империей силовыми методами. Богомильство – часть павликиан переселили во Фракию, где они распространили свое учение среди боглар и появилось собственно богомильство.
- Ересь катаров– осмысление идей манихейства на европейской почве. Особенное распространение получило в южной Франции в на рубеже XII-XIII веков. Катары провозглашали апостольский идеал жизни, нестяжание и нравственную чистоту (сам термин означает «чистые»), что не мешало им порой учинять жестокие расправы над католическим духовенством. Отрицали церковь как организацию, осуждали церковные богатства. Для подавления ереси папству пришлось организовать крестовый поход.
- Вальденсы –основатель – Пьер Вальдо. Сосуществовали с катарами на юге Франции в XII-XIII веках. Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии. Вместе с тем не хотели порывать с католической церковью и были идейно близки францисканцам, однако не нашли поддержки у папы.
- Бегарды и бегинки – христианские общества высокого и позднего средневековья, распространенные на севере Франции и Германии. Провозглашали идеалы отказа от собственности и общежития, подобного общежительному монастырю.
- Лолларды –организация уравнительного характера, провозглашающая идею равенства и отказа от собственности. Распространилось в XIV веке в Северной Германии, Нидерландах и Англии. Лолларды участвовали в восстании Уота Тайлера. Их лидером был Джон Болл.
- Гуситы – движение последователей ректора Пражского университета Яна Гуса. Распространилось в начале XV века. Гус провозглашал необходимость причащать мирян из чаши, хлебом и вином, а не только хлебом, как было принято в католической церкви тех времен. Учение Гуса было признано еретическим, а сам он сожжен вместе со своими трудами. Это вызвало значительное восстание в королевсвте Богемия. Впоследствии гуситы разделились на умеренных (чашников), и радикальное (таборитов). Последние призывали к уравниловке, отрицали церковную организацию, убивали монахов и грабили монастыри. Гуситами себя до сих пор считают все прихожане Чехословацкой церкви.
Помимо этого, в средние века существовали различные индивидуальные ереси интеллектуалов вроде учения мейстера Экхарта (единое начало, из которого происходят и вселенная, и собственно сам Бог) или Абеляра (примат разума, необходимость приходить к вере посредством интеллектуальных доводов).
Н.В. Белов