Социально-политическое развитие Англии в XII – нач. XIII вв. «Великая хартия вольностей».
Преемники Вильгельма продолжали укреплять центральный государственный аппарат. Важнейшие решения король принимал с согласия Великого Совета, в который входили крупнейшие светские и духовные феодалы. Великий Совет выполнял чисто репрезентативные функции, в то время как реальным рабочим органом стал королевский совет.
При младшем сыне Вильгельма Генрихе I (1100–1135) было создано два важнейших органа центрального управления – королевская курия и Палата шахматной доски, ставшая главным финансовым органом королевства: в нее поступал доход с графств, а шерифы представляли отчет о своих расходах. Высшей судебной инстанцией была королевская курия. В состав курии входили также разъездные судьи, которые контролировали работу шерифов. Помимо судопроизводства курия также выполняла определенные административные и финансовые функции.
Смутное время. После смерти Генриха I (1135) претензии на английскую корону высказали два претендента: его дочь Матильда, жена графа Анжу Жоффруа Плантагенета, и племянник покойного короля Стефан граф Блуа. Избрание короля зависело от решения прелатов и баронов королевства, большинство из которых были близкими родственниками обоих претендентов. В то время как Матильда и ее муж попытались захватить власть в Нормандии, Стефан искал союзников в Англии. Его младший брат епископ Винчестерский не только передал ему королевскую казну, но и обещал поддержку большинства прелатов. Сам Стефан не скупился на обещания и посулы своим сторонникам. Активную поддержку ему оказали горожане Лондона. 1135 г. – коронация Стефана.
Стефан вынужден был выполнять свои обещания. Он подтвердил все «древние права» своих подданных, обещал искоренить злоупотребления шерифов и других должностных лиц, закрепил подсудность клириков исключительно церковному суду, отказался оспаривать завещания клириков, позволил баронам и рыцарям укреплять свои дома и строить замки. Охотно раздавал титулы, земли, привилегии и пенсии. Но опора короля на наемников-феодалов настроила баронов против него, арест по подозрению в измене могущественного юстициария Англии епископа Солсберийского и его близких, также бывших высшими иерархами церкви, отвратил от Стефана все духовенство, включая собственного брата.
Матильда переправилась из Нормандии в Англию и выдвинула свои притязания на корону. В 1141 г. она была провозглашена прелатами и баронами госпожой Англии и Нормандии. На долгие годы Англия погрузилась в анархию междоусобной борьбы, в ходе кторой духовные и светские феодалы превращали свои жилища в укрепленные замки, окружали себя отрядами вооруженных людей, грабивших окрестности. В 1153 г. достигли соглашения: королем оставался Стефан, наследовать которому должен был сын Матильды Генрих Плантагенет.
Реформы Генриха II. Начал правление с ликвидации последствий смуты. По приказу короля было снесено более тысячи замков. Попавшие за этот период в частные руки земли короны были возвращены в королевский домен, вооруженные отряды знати были распущены, была восстановлена юрисдикция шерифов. Феодалы неохотно расставались с вольностями, но Генрих силой смог подчинить непокорных вассалов.
Генрих проводит важнейшую судебную реформу. Генрих разрешил всем свободным людям обращаться за определенную плату по гражданским и уголовным делам в королевскую курию. Король расширял пределы юрисдикции своей курии главным образом за счет юрисдикции шерифов и частных лиц. Этому способствовало изъятие некоторых дел из сферы местных судов и передача их королевскому суду. К сфере королевского права были отнесены все дела, связанные со свободными держаниями, а также все тяжкие преступления. Утверждалась практика разъездных судов. Все дела лично зависимых категорий населения разбирались также в сеньориальных куриях. Централизация судопроизводства способствовала проявлению общего для всей Англии права, вытесняющего местное обычное право. Английское общее право было единым для всех свободных подданных английской короны на всей территории королевства. Располагавшие судебным иммунитетом феодалы были вынуждены соблюдать нормы, принятые в королевских судах.
В 1164 г. в Кларендоне король приказал записать все обычаи королевства, регулирующие отношения короны и церкви. Согласно эти постановлениям, уголовные и гражданские дела клириков подлежали юрисдикции королевского суда, король утверждался в кач-ве последней апелляционной инстанции, архиепископам, епископам и держащим бенефиции клирикам запрещалось покидать королевство без разрешения короля, за свои держания клирики должны были нести повинности, как и светские держатели, доходы от вакантных кафедр шли в королевскую казну, избрание и утверждение высших иерархов церкви в Англии также зависели от короля.
Это вызвало жестокое сопротивление архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета. В 1170 г. Бекет был убит по тайному приказу короля. В 1173 г. он был причислен папой Александром III к лику святых мучеников. Король принес публичное покаяние. Также Генрих обещал подчиняться власти папы и отказаться от дальнейшей реформы церкви.
Ведя постоянные войны во Франции, Шотландии, Ирландии и Уэльсе, Генрих нуждался в большой армии. Традиционно феодалы были обязаны своему сеньору военной службой в течение 40 дней в году. Король заменил эту повинность денежным эквивалентом – «щитовыми деньгами». На них король нанимал на необходимый срок рыцарей и других воинов. Он также объвил о реформе народного ополчения. По его приказу каждый свободный человек должен был для защиты королевства обладать вооружением, достойным его соц. статуса. Это вооружение передавалось по наследству и его нельзя было отчуждать.
Политическое развитие Англии в конце XII–XIII вв. Предпринимая различные меры по укреплению центральной власти, английские короли, как и континентальные монархи в аналогичных ситуациях, сталкивались с сопротивлением магнатов. Этого не смог избежать и Генрих II. 1173 г. – против короля восстали трое старших сыновей – Генрих, Ричард и Жоффруа. Поскольку Анжу, Мен, Турень, Пуату, Нормандия и Аквитания находились в вассальной зависимости от короля Франции, Людовик VII поддержал присягнувших ему на вернсоть принцев. Лишь через 2 года Генрих подчинил мятежных сыновей своей воле. 1188 г. Ричард, старший из оставшихся в живых, восстал снова в союзе с новым королем Франции Филиппом II Августом. Генрих умер, последовала коронация Ричарда I Львиное Сердце (1189–1199).
Воспитанный в Аквитании и одержимый идеей организации Крестового похода, Ричард воспринимал Англию как источник средств. Он объявил о сборе «саладиновой десятины» со всех своих подданных. Развернул широкую торговлю должностями, хартиями, титулами, землями, феодальными привилегиями, даже продал английский суверенитет над Шотландией ее королю Вильгельму Льву. Подготовка к походу против врагов христианства вылилась в массовые еврейские погромы в Англии. В 1193 г. – новые поборы, так как Ричард попал в плен и его надо выкупить. За вес время своего правления Ричард не провел в Англии и года, что способствовало идеализации его образа в народе, приписывавшем бесконечные поборы и притеснения произволу наместников и должностных лиц.
После смерти Ричарда на престоле его брат Иоанн Безземельный (1199–1216). В его правление сопротивление подданных королевской тирании достигло апогея. Против Иоанна сплотились не только бароны, но фактически и все слои свободного населения. Катализатором раздражения стала неудачная война с королем Франции Филиппом II Августом. Протесты подданных против королевского произвола приводили к изгнаниям, арестам, казням и конфискациям. Больше всех пострадали феодалы, имевшие держания и в Англии, и на континенте. В войне 1202–1204 гг. английская корона утратила Нормандию, Анжу, Мэн, Турень, Пуату. Поражение Иоанна в битвах при Ларош-о-Муане и Бувине (1214) положило конец его попыткам отвоевать эти земли. Во избежание двойного подданства Иоанн приказал своим вассалам отказаться от владений на континенте.
Недовольство подданных усугублялось конфликтом короля с папой Иннокентием III. В 1207 г. Иоанн отказался признать назначенного папой архиепископа Кентерберийского. На Англию был наложен интердикт, а Иоанн был отлучен от церкви. Тогда король объявил о конфискации всех церковных владений в своем королевстве. И все же Иоанн вынужден был добиваться прощения папы: осознав это, король передал папскому престолу свое королевство и получил его обратно в кач-ве лена, за который он и его потомки обязались ежегодно выплачивать ренту в 1000 марок серебром. Тогда бароны воспользовались удобным моментом для восстановления своих прав и привилегий. Весной 1215 г. они вместе с рыцарями собрали свои войска и двинули их на столицу. Союзные с восставшими горожане Лондона открыли ворота. 15 июня 1215 г. король Иоанн был внужден подписать составленную баронами Великую хартию вольностей.
Великая хартия вольностей. Большинство статей отражало интересы светских и духовных феодалов. Король обещал блюсти свободу церковных выборов, не нарушать права своих держателей, не повышать установленные обычаем феодальные поборы и службы и т.д. Все вольности и права вассалы короля должны были блюсти по отношению к своим субвассалам. Государь соглашался не взимать «щитовых денег» и других экстраординарных налогов без согласия Великого Совета королевства, в который должны были входить все крупнейшие держатели короны.
Самые знаменитые статьи хартии касались осуществления правосудия. Ни один человек не мог быть отныне арестован, лишен имущества, отправлен в изгнание или объявлен вне закона иначе как по приговору пэров (равных себе по статусу) и закону королевства. Королевские судьи бдительно следили за тем, чтобы ни один подданный короны не был задержан иначе как по приговору суда. В 1679 г. эти принципы окончательно подтверждены актом Habeas Corpus.
Хартия отменяла право переносить некоторые дела, связанные с земельными исками, из сеньориальных судов в королевскую курию. Это положение свидетельствовало о стремлении баронов ограничить все расширяющуюся юрисдикцию королевского суда.
Поддержавшие восставших против Иоанна феодалов горожане получили потверждение всех своих старинных вольностей и обычаев. Хартия ограничивала полномочия королевских должностных лиц по вопросам, связанным с принудительной покупкой хлеба и других продуктов и предметов, необходимых для нужд королевского двора и администрации. Ряд мер был направлен на развитие торговли: разрешался свободный въезд в Англию иностранных купцов, устанавливалось единство мер и весов.
Все статьи Хартии касались исключительно свободных подданных короны. Для гарантии прав бароны избирали из своей среды комитет из 25 человек. В случае нарушения королем и его чиновниками Хартии бароны предоставляли королю сорокадневный срок для искоренения злоупотреблений, по истечении которого они имели право на вооруженное сопротивление королевской тирании. Формулировка данного положения была представлена как королевский приказ всем подданным присягнуть баронам-гарантам Хартии и следовать за ними против самого короля, принуждая его восстановлению порядка и справедливости. Великая хартия вольностей узаконивала восстание как средство правозащиты.
Помощь Иоанну пришла со стороны папы Иннокентия III, который признал действия баронов противоправными, отлучил их от церкви, объявил Хартию недействительной и освободил короля от принесенной им клятвы. Тогда бароны предложили английскую корону сыну Филиппа II Августа Людовику. Французский принц высадился с войском на английском побережье. Внезапная смерть Иоанна в октябре 1216 г. расставила все по своим местам: бароны присягнули на верность девятилетнему сыну Иоанна Генриху III (1216–1272), Людовик отказался от всех претензий на английскую корону в обмен на 10 тыс. марок.
39. Церковь в раннее cредневековье.(полезный билет для истории церкви)
Несмотря на гонения, возникают крупные христианские центры в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и др. Сама церковь не едина внутренне: много расхождений. Поворот к христианству происходит при Константине. В 313 г. – Миланский эдикт – христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Сам Константин принимает крещение перед смертью (337 г.). Даже при Юлиане Отступнике церковь не подвергается гонениям, ограничены лишь ее права и объявлена веротерпимость к христианским неканоническим учениям (ересям) и язычеству. Христианство становится официальной государственной религией при императоре Феодосии I (379–395 гг.).
Оформление христианской догматики. Вселенские соборы. 323 г. – Константин стал инициатором созыва церковного собора, который должен был заложить основы кафолической, вселенско-единой христианской церкви. Отличие Вселенских соборов – призваны дать точное общецерковное определение по основным вопросам христианского вероучения, истинам веры (догматике) и правилам церковной организации и дисциплины (канонам). Эти постановления считались важнейшими и обязательными для всего христианского мира.
Оформление основных догматов проходило благодаря активной деятельности отцов церкви. Изучением их наследия занимается патристика. Среди них: Афанасий Александрийский, «великие каппадокийцы» (Василий Великий, Григорий Богослов, Горигорий Нисский), Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный и др. Творения отцов церкви являются составной частью Священного Предания, которое вместе со Священным Писанием (38 книгами Ветхого и 27 книгами Нового Завета) и составило христианское вероучение.
· I Вселенский собор в Никее (325 г.). Выработка единого взгляда на догмат о Св. Троице. Обсуждение учения александрийского священника Ария, который считал Бога-Отца совершенно замкнутым единством, что исключало возможность передачи этой сущности кому-либо другому. Бог-Сын, по его мнению, высшее творение Бога и неподобен Богу-Отцу. Учение Ария вызвало резкую критику. Было провозглашено вероопределение (орос), в которое вносилось уточнение в крещальный символ веры о единосущности Бога-Сына Богу-Отцу. Догматическое постановление было объявлено от имени св. отцов и Константина. На соборе также принято 20 постановлений канонического х-тера (о порядке выбора и утверждения епископов провинций; о предоставлении высшей власти над западными епископами римскому, над восточными – антиохийскому, над Египтом, Ливией – александрийскому; и др). Сумев привлечь на свою сторону гос. власть уже последние годы правления Констанитина, ариане одержали победу над сторонниками ороса, которые в течение нескольких десятилетий подвергались гонениям. Именно поэтому христианизация германских анродов проходила в форме принятия ими арианства (плюс см. билет 8). А еще в соборе по легенде участвовал Николай Мирликийский (если что, как яростный противник арианства) :)
· II Вселенский собор в Константинополе (381 г.). Торжество никейского символа над ересью Ария и над учением епископа Македония, выступавшего против божественной природы Святого Духа, принимая его за сотворенную Богом силу. Никейский орос расширен, получает в историографии название Никейско-Царьградского. Дана краткая формулировка основных положений тринитарного учения. Лица Св. Троицы равны между собой, единосущны. Именно это учение отличает христианство от античного, иудейского и мусульманского монотеизма. Приняты важные канонические решения: установлены правила принятия в лоно православной церкви кающихся еретиков; выделялись 5 восточных округов с особыми церковными судебными инстанциями. Константинопольская кафедра становится второй после римской.
· III Вселенский собор в Эфесе (431 г.). Осуждение учения константинопольского патриарха Нестория, отвергавшего божественную и празнававшего за Христом только человеческую природу. Он полагал, что Иисус стал некоей обителью Бога, действуя как орудие человеческого спасения. Выдвинут орос, постулирующий идеальное равновесие природ в Богочеловеке. Но: несториане основали свою церковь и развили миссионерскую дея-ть в Персии, а затем в Китае, Монголии, Индии. В историю Эфесский собор вошел как собор, провозгласивший догмат о Пресвятой Богородице.
· IV Вселенский собор в Халкидоне (451). Осуждение учения архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия. В отличие от Нестория он впал в другую крайность и отвергал человеческую природу во Христе, полагая, что в нем было поглащено божественной ипостасью, и Иисус Христос имел лишь кажущуюся человеческую плоть. Последователи учения Евтихия получили название монофизитов, которые и после осуждения распространяли свои идеи в Сирии, Египте, Армении. Ввиду упорства несториан и монофизитов был принят особый догмат «О двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа», в котором изложены основы христологического учения отцов церкви. Принято, что Бог-Сын соединяет две природы – божественную и человеческую. Также принято 30 канонов, среди которых решения о границах Антиохийского и Иерусалимского патриархатов, о подчинении монахов местному епископу, определение круга судебной и административной деятельности константинопольского патриарха, уравнение его прав для восточных диоцезов с правами римского престола для западных.
· Vи VI Вселенские соборы в Константинополе (553 г., 680 г.). Полемика с монофелитами, которые хотя и признавали во Христе две сущности, но лишь одну действующую в нем божественную волю. На Соборах большое внимание уделялось канонической дея-ти. Решения принимались по вопросам внутрицерковной жизни, а также касались мирян (отлучение от церкви не посещавших богослужение три праздничных дня, определение правил вступления в брак, наложение епитимии кающимся и др.).
· VII Вселенский собор в Никее (787 г.). Осуждение ереси иконоборцев. Провозглашение догмата иконопочитания, согласно которому честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Среди 22 канонических решений собора наиболее известными являются правила, запрещающие симонию (предоставление и получение церковных должностей за деньги), отчуждение церковного имущества монастырей, назначение на церковные должности мирян.
Учение о спасении. Отцы церкви уделяли большое внимание взаимоотношениям человека с Богом, в основе которого лежит учение о спасении человека (сотериологии).
В христианстве зло рассматривается не как абсолютно отрицательное для человека явление, а как божественное попущение, так как именно через физические страдания часто проходит пусть к нравственному очищению и спасению. В этом христианство отличается от дуалистических учений, сторонники которых резко противопоставляли добро и зло и признавали существование двух высших начал.
Грехопадение, согласно христианскому учению, не является полным разрывом человека с Богом, а лишь началом пути к новому кдинению с Создателем, любящим свое творение и заботящимся о нем. Этот путь получил название «Домостроительство спасения человека» (есть 2 этапа – ветхозаветный и новозаветный).
Примечательно, что уже в IV в. наблюдается развитие устойчивого развитие интереса к разработке христианского учения о спасении. Одним из авторитетов в этой области был Блаженный Августин (354–430). Он вступил в полемику с монахом Пелагием, который отрицал учение о первородном грехе человечества и полное упование христиан в деле их спасения на волю Бога. Пелагий полагал, что человек может достигнуть самостоятельного спасения. Августин утверждал, что нельзя достигнуть спасения без божественной благодати. Пелагианство было объявлено ересью, но теория Августина о предопределении (что Бог сразу определил, кто из людей спасется, а кто погибнет) также не была принята церковью и возродилась лишь намного позднее, в эпоху Реформации.
Провозглашается новая заповедь – христианская любовь, в ней состоит залог спасения.
Церковь и таинства. Таинства – определенные церковью видимые священные действия. Древнейшие – крешениеи причащение (евхаристия). Евхаристия – приобщение верующих к Иисусу Христу и друг другу через вкушение искупительной жертвы – «Тела и Крови Христовой». Первая евхаристия была совершена была совершена самим Иисусом в четверг вечером накануне его крестных страданий («Тайная вечеря»). В дальнейшем кроме крещения и евхаристии к таинствам христианской церкви были причислены еще пять чинопоследований: миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвящение, или соборование.
Таинство евхаристии является кульминацией литургии – главного христианского богослужения, когда церковь приносит благодарственную молитвенную жертву Богу за грехи всего человечества.
Становление доктрины папства. В случае сомнений и разногласий следует обращаться к апостольским епископским кафедрам. Главной из кафедр считалась римская, основанная апостолом Петром. Обоснование общецерковного примата кафедры апостола Петра стало основным направлением дея-ти папства в IV–V вв. Наиболее полно эту доктрину выразил папа Лев I Великий (440–461 гг.). Он рассматривал римского епископа как полноправного наследника Петра, как его викария на Земле, принявшего от Петра высшую власть над церковью всего христианского мира и ключи от царства небесного. На востоке империи первенство римского епископа признавали лишь формально. Сначала к нему были приравнены по положению епископы крупнейших богословских школ – Александрии и Антиохии, затем Константинополя. Почетное место занимала Иерусалимская церковь. На Халкидонском соборе складывается пентархия. Римскому патриарху отводилась роль главы только западной церкви. Притязания папы Льва Великого были отвергнуты.
Среди восточных патриархатов уже в V в. лидирующее положение занял Константинополь. На востоке церковь оказалась под жестким контролем императора, активно вмешивавшегося в решение догматических вопросов. На западе же папство стремилось отстоять автономию духовенства. Папа Геласий I в конце V в. сформулировал так называемую теорию двух властей: строго разграничил компетенцию светской и духовной власти, считая злом вмешательство империи в дела церкви. Полность реализовать эту теорию папство смогло лишь в XI в.
Христианизация германских и кельтских племен в IV–V вв. Еще в 40-е гг. IV в. христианство усилиями епископа Вульфилы проникает к готам. Записал литургию на готском языке и перевел на него Библию. Готы приняли христианство в форме арианства. По мере продвижения вестготов на Запад распространялось и арианство. В V в. в Испании от вестготов арианство переняли вандалы и свевы, а в Галлии – бургунды. Лангобарды, вторгшиеся в 568 г. в Италию, унаследовали арианство от остготов.
Севернее маршрута вестготов и остготов продолжало господствовать ортодоксальное христианство. В 496/97 г. его принял франкский король Хлодвиг. Впоследствие никейского вероисповедание утверждается на юго-западе Европы: у бургундов – в начале V в., у вестготов – в 589 г., у лангобардов – к концу VII в. В Ирландии христианство начинает распространяться в первой половине V в.
Нередко королей к крещению подталкивали чисто политические мотивы. Языческие представления и образы продолжали жить. Церковь же пыталась ассимилировать их, приспособить к христианству. В результате – сплав христианской доктрины и язычества.
Церковь в варварских королевствах. Во II–III вв. христианство распространялось главным образом в городах Римской империи. Диоцез (епархия) в целом соответствовал низовой административной единице Рима. Христианизация деревни растянулась в ЗЕ на долгие века. Епископ столицы римской провинции, метрополии, именовался митрополитом. Он предлагал кандидатуры на вакантные епископские кафедры своей провинции и председательствовал на провинциальных синодах (соборах) духовенства.
В течение IV в. пастырское служение епископа дополняется чисто публичными функциями, исполнение которых раннее возлагалось на те или иные органы городского и государственного управления. К таким функциям относилось и отправление самого культа, и забота о социально незащищенных слоях.Дарения императоров и частных лиц превратил епископа к V в. в одного из влиятельнейших городских посессоров, а обладание муниципальной землей в сочетании с высоким духовным авторитетом открывало ему путь к широкому участию в городской администрации.
Дальше епископ превращается фактически в правителя города. Центром города делается собор, развиваются культы местных святых. В варварских королевствах епископат стал своего рода представительством галло-римской аристократии, сосредоточенной в городах. Сотрудничество королей с епископатом являлось затем одним из факторов упрочнения германской государственности, расширения ее базы. Еще императоры предоставляли церкви налоговый иммунитет. Во франкском королевстве всем епископам жаловался также судебный иммунитет.
С образованием варварских королевств – разрыв церковных связей в рамках римских провинций, падала роль митрополитов, а также провинциальных синодов. Возникали королевские церкви, объединявшие епископат каждого королевства. За королем закреплялось право созыва церковных соборов и законодательного утверждения их решений. Важнейшей прерогативой короля явилось участие в выборах епископов. С перв. пол. VII в. Меровинги все более рассматривают епископов как своих уполномоченных на местах.
Создание королевских церквей нарушило и начавшие было складываться контакты римского папы с епископствами Запада. С конца V до нач. VIII в. власть папы ограничивалась лишь непосредственно римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Вне всякой связи с Римом фиксировались местные традиции в литургии и церковном праве. Папство с 493 г. оказалось под властью ариан-остготов, затем с сер. VI в. – Византии. Выборы папы были поставлены под жесткий контроль императора, а неугодных пап в лучшем случае ожидало лишение сана. Поддержка временами далекой от ортодоксии церковной политики василевса угубляла отчуждение папства от других церквей даже в Италии. Положение римской кафедры особенно ухудшилось с появлением на п-ове лангобардов-ариан, постоянно угрожавших самому Риму.
В 597 г. папа Григорий I Великий (590–604) направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во галве с монахом Августином. Англосаксонская церковь к концу VII в. стала первой церковью к сев. от Альп, подчиненной непосредственно Риму, усвоившей его обычаи и литургию. Символом этой зависимости являлся паллий, присылавшийся из Рима предстоятелю церкви, которого впервые стали называть архиепископом – высшим епископом. Раннее митрополит лишь был первым среди равных. Получение паллия архиепископом означало утверждение его в должности и делегирование полномочий непосредственно от викария
св. Петра.
Раннее монашество. Распространение устава св. Бенедикта. Монашество – одна из форм осуществления христианского аскетического идеала. Мотив следования Христу во спасение души, единения с ним становится ключевым в христианской аскезе. Другой ее важной особенностью был культ послушания, смирения.
В III–IV вв. аскеты порывают с общиной и удаляются от города «в пустыню». Складываются две формы монашества: наряду с кельями еремитов возникают первые монастыри – общины монахов, соблюдающих устав и подчиняющихся аббату. Устав регламентировал распорядок дня, быт и богослужение в монастыре. Монашество появилось в III в. в египте, затем в Палестине и Сирии. На западе оно известно со вт. пол. IV в. Древнейшие монастыри основаны в Аквитании
св. Мартином Турским, но представляли из себя скорее колонии отшельников-энтузиастов, жизнь которых слабо была регламентирована. Иной тип монастыря складывается в юго-восточной Галлии. около 400 г. близ Канн возник монастырь Лерин. Именно тут берет начало магистральное направление западного монашества, которое обрело завершенные формы
в уставе св. Бенедикта. В 530 г. св. Бенедикт из Нурсии основал на Монте Кассино близ Неаполя монастырь. Основой жизни монахов должно по уставу его стать безграничное послушание учителю – аббату. Вступив в общину, монах не только отрекается от мира, но и приносит обет послушания и оседлости: ворота навсегда закрываются за ним. Бенедикт последовательно проводит в уставе идею общежитийности. Он даже устранил индивидуальную молитву из общего богослужения. Важным занятием был физический труд. Праздность – вредна для души.
Распространение устава началось с исландских миссионеров. Исландское монашество возникло в V–VI вв.. Епископат, не обладавший там светской властью, оказался значительно слабее монастырей. Там, собственно, сложилась монастырская церковь. Невероятная строгость аскезы.Следующий этап распространения устава – англосаксонские миссионеры. В связи
с подчинением английской церкви Риму устав, освященный именем папы Григория Великого,
с конца VII в. преобладал в английский монастырях. Английский епископат, созданный Григорием Великим, не был поглащен монастырями.
В результате монашество становится инициатором всевозможным общецерковных реформ, интенсивно воздействует на массовое сознание.
Деятельность англосаксонских миссионеров увенчалась в сер. VIII в. законодательным утверждением устава св. Бенедикта во всех монастырях франкского королевства. В силу разности местных условий, противоречий самого устава в монастырях складывались или продолжали существовать обычаи, дополнявшие или разъяснявшие правило св. Бенедикта. Советник Людовика Благочестивого св. Бенедикт Анианский в первой четв. IX в. ввел единый и обязательный обычай (по сути расширенный устав св. Бенедикта). До XII в. именно письменные «обычаи» являлись инструментами монашеских реформ, ужесточения монашеской аскезы.
Англосаксонские миссионеры на континенте. Англосаксонские пилигримы отправились в конце VII в. на Нижний Рейн, к язычникам-фризам. В первой половине VIII в. в Германии, прежде всего в языческих Гессене и Тюрингии, разворачивается деятельность св. Бонифация из Уэссекса. Алеманны на Верхнем Рейне и бавары, поселившиеся на среднем Дунае, приняли христианство еще в VII в. от ирландцев. Св. Бонифаций не ограничился только распространением христианства. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви, осуществление которой началось в 40-е гг. VIII в. Цель – водворение во всей франкской церкви единообразия и подчинения Риму.
Англосаксы заключили союз с Каролингами, для которых христианизация превратилась в орудие внешней экспансии и укрепления франкского господства на завоеванных территориях. Появляется особый тип христианской миссии, такова была и христианизация Саксонии в последней трети VIII в. Англосаксы способствовали сближению папства с Каролингами.
Союз Каролингов с папством. Патримоний св. Петра. Союз с папством майордом Пипин Короткий в 751 г. использовал для окончательного утверждения своей власти в королевстве франков. Папство рассчитывало при поддержке франков избавиться от лангобардов, подступивших к Риму, и опеки Византии. Пипин, нанеся поражение лангобардам в 756 г., подарил папе земли в Средней Италии, основав светское гос-во пап – патримоний св. Петра. Призвано гарантировать независимость папы от светских властителей. Но во вт. пол. VIII–IX в. патримоний св. Петра входил в состав франкского гос-ва, правители которого взяли на себя обязанности защищать Апостольский Престол.
Каролинги, восприняв от св. Бонифация идею церковной реформы, добивались унификации всей церковной реформы, добивались унификации всей церковной жизни на основе римских обычаев. Была осуществлена редакция римского перевода Библии, созданного в IV в. св. Иеронимом. Именно с IX в. Библия Иеронима постепенно становится Вульгатой – общеупотребительной.
Карл Великий искоренял все локальные церковные традиции. Римские тексты рассылались во все концы франкской империи как образцовые. С этой целью в монастырях создавались скриптории, библиотеки и школы. Большое значение имели структурные реформы церкви. Именно при Карле появляется сеть приходов и углубление христианизации деревни.
Все эти реформы в целом создали римскую церковь в ЗЕ. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви. Но на деле и римская церковь Каролингской империи не была полностью под управлением пап, но контролировалась императорами.
Имперская церковь при Каролингах. В борьбе с местным сепаратизмом Каролинги утверждали на епископских кафедрах своих приближенных6 которые приносили им вассальную присягу. Важной опорой стали монастыри. Каролинги использовали и институт частной церкви, сложившийся в VI–VII вв. Крупные франкские магнаты основывали в своих владениях церкви, а позднее, под влиянием св. Колумбана, монастыри. Сохраняли власть над такими церквями и их имуществом.
Монастыри получали привилегии: короли гарантировали им безопаснотсь и покровительство, что означало правовую независимость от епископа и местных сеньоров, а также налоговый и судебный иммунитет. Именно Каролинги превратили монастыри в крупнейших землевладельцев Европы. В перв. пол. IX в. привилегии защиты и покровительства были дарованы также всем епископствам франкской империи.Духовные вассалы обязаны были нести службу сюзерену, прежде всего военную, а также молиться за благополучие империи, помогать сюзерену советом, принимать у себя двор.
Складывается система имперской церкви на принципе вассально-ленной зависимости духовных иерархов от императора. Развивается теория сакральности королевского и императорского сана, выраженная в итоге в акте помазания на царство (первый – Пипин Короткий). Клир домовой церкви КАролингов фактически выполнян функции правительства франкской империи.
Папство во второй пол. IX – сер. XI в. Еще в VIII в. в Риме возникла подложная грамота – Константинов дар, согласно которой Константин Великий передал папе, якобы законному преемнику цезарей на Западе, знаки императорской власти и право короновать светских государей. Это свидетельствовало об оформлении притязаний папства на верховную светскую власть. После Верденского раздела 843 г. гарантией статуса императора явилось владение Римом и акт коронации в соборе св. Петра.
Папство присвоило себе положение арбитра в спорах между Каролингами. А с пресечением линии Лотаря оно фактически решало, кому вручить императорскую корону.
Но в реальности во вт. пол. IX в. власть все больше сосредотачивалась в руках могущественных кланов знати. К концу IX в. папство также оказалось под контролем итальянских магнатов и римской аристократии. Период с конца IX и до сер. XI в. называют темным столетием в истории папства. Больше половины пап было изгнано, попало в тюрьму или было убито. Восстановление империи в 992 г. Оттоном I лишь в целом немного ослабило зависисмость папы от римской и итальянской аристократии. Но все равно авторитет папства находится в жутком упадке.
Церковь в конце IX – начале XI в. С распадом Каролингской империи было утрачено духовное и полит. единство церкви, достигнутое на основе универсалистской политики Каролингов. Церковь переживает упадок, чему также содействовали набеги норманнов, арабов и венгров.
Кризис особенно острый в Западно-Франкском королевстве, Лотарингии и Италии, где интенсивные процессы феодализации привели к появл. множества полит. образований. Рост влияния мирян привел к порче нравов монашества и духовенства, к обмирщению церкви.
В Восточно-Франкском королевстве, гд