Скандинавия в раннее средневековье. Походы викингов.
«Эпоха викингов» в Северной Европе. IX – сер. XI в. – «эпоха викингов» – период их широкой экспансии. В самой СКандинавии период ознаменовался усилением распада родоплеменных отношений и зарождением предпосылок для возникновения первых гос. образований. Характерны сдвиги в материальной и духовной культуре скандинавских народов. Внутренняя колонизация – частичное освоение и заселение лесных зон Скандинавского п-ова. Новые типы быстроходных и маневренных кораблей. Суда викингов бороздили Средиземное море и Атлантику вплоть до Исландии и о-вов у побережья Северной Америки. Появляются важные центры международной торговли в Сев. Европе – Хайтабю в Даннии (Шлезвиг), Бирка на озере Меларен (Южн. Швеция), Скирингсаль (Южная Норвегия). Сооружение уникальных по конструкции военных вольцевых укреплений в Ютландии и на примыкающих к ней о-вах.
Экспансия викингов в IX – перв. пол. X в. Первые упоминания о нападении викингов – 787 г. 793 г. – нападение на монастырь на сев.–восточном побережье Англии. Вскоре нападения становятся бедствиями для Англии, Ирландии, Франкского королевства, Германии, южн. побережья Балтики.
Со временем правители стран смогли организовать защиту, начинаются регулярные военные действия. Отпор, который был встречен со стороны франков, побудил дат. конунга Годфреда приступить к постройке оборонительного вала, защищавшего Ютландию с юга (Даневирке).
Датские завоеватели переселялись на о-ва Сев. Атлантики – Фарерские, Шетландские, Оркнейские и Габридские. После 870 г. – заселение выходцами из Норвегии Исландии. IX – нач. X в. норвежцы и датчане завоевали знач. часть Ирландии. IX в. шведы проложили путь « из варяг в греки». Экспансия на территории Руси – военный и торговый х-тер.
IX в. датские викинги грабят Сев. Германию, Францию, Англию. К концу в. знач. часть Северной и Восточной Англии ими завоевана, здесь селятся скандинавские воины. Королю Уюссекса Альфреду (871–899) удалось лишь остановить эти нашествия (более подробно см. билет 13). Восточная часть о-ва – Дэнло.
Викинги появл. в запад. части Средиземноморья, разграбили города Испании, Южной Франции и Италии.
Рубеж IX – X вв. часть датского войска обосновалось в низовьях Сены. Появляется новое герцегство Нормандия. Но постепенно ассимилировались, там сложилось образцовое французское феодальное герцогство с сильной центральной властью. В нач. XII в. основали Сицилийского королевство в Южн. Италии и на Сицилии.
Заселение Исландии. Открытие Америки. К 930 г. норвежцами заселена береговая кромка Исландии. Занимались скотоводством и морским промыслом. 930 г. – учреждено вече (альтинг), приняты первые законы по норвежскому образцу. Единственная введенная должность – законоговоритель. Альтинг – судебное и законодательное собрание + центр культурной жизни, место регулярного общения. Признаки гос-ва в Исландии еще отсутствовали.
80-е гг. X в. исландцами и норвежцами открыта Гренландия, а вскоре – о-ва у побережья Сев. Америки (Хеллюланд, Маркланд, Виланд). Во главе экспедиций – Лейв Счастливый, сын Эйрика Рыжего.
Походы викингов первой половины XI в. Крупнейшее достижение в конце X – нач. XI в. – подчинение Англии. См. билет 13.
Последним викингом на престоле считают норвежского конунга Харальда Хардрада. Его женой была дочь Ярослава Мудрого. В 1066 г. Харальд снарядил большой флот и отплыл к берегам Восточной Англии с намерением завоевать английский престол. Скандинавское население о-ва перешло на его сторону, но только что провозглашенный знатью английский король Гарольд победил норвежского конунга в битве при Стэмфордбридже, недалеко от Йорка. Харальд Хардрад погиб. Англия избавилась от угрозы со стороны викингов, но в результате битвы при Гастингсе через 3 недели стала добычей Вильгельма Завоевателя. Экспансия викингов завершилась. К концу XI в. под властью скандинавов – Сев. Шотландия, Гебридские и Оркнейские о-ва, о-в Мэн, Дублин и Лейнстер в Ирландии.
Общий характер походов викингов. Походы викингов – последняя волна ВПН. В результате нее скандинавы сами включились в процесс феодализации. В Англии скандинавы замедлили эти процессы, создав новые слои свободного населения. В Сев. Франции и Южной Италии скандинавы процессам феодализации законченность. Викинги и их потомки восприняли социальную структуру, видоизменяя ее.
Своеобразие генезиса феодализма в Скандинавских странах. В Дании, Швеции и Норвегии долго сохранялись пережитки родовых отношений и патриархального рабства. Раннефеодальный период длился в Скандинавии до XII–XIII вв. Здесь не получили большого распространения личная зависимость крестьян и барщина, а Норвегия их вообще не знала; права феодалов на лены были более ограничены, а вассальные отношения менее развиты. В Исландии феодолизм вообще не развивался и она оставалась страной свободных самоуправляющихся хуторян до 60-х гг. XIII в., когда попала под власть норвежского короля.
Общественно-политический строй скандинавов в раннее Средневековье. Основная масса – свободные (банды). Жили в хуторах или небольшими деревушками. В датских общинах – переделы земли. Большая семья – собственница пахотной земли, которую нельзя было отчуждать (одаль). Даже после того как начались разделы больших семей, индвидуальные семьи не получали права свободного распоряжения участками: сородичи сохраняли в течение длительного времени право преимущественного приобретения и вкупа одаля. Леса, луга и прочие угодья оставались в общей собственности жителей всего округа и считались «общими владениями» (альменнингами).
Складывание классового общ-ва – медленно. Органы местного самоуправления (тинги) вершили суд, решали споры, заключали сделки. Право функционировало первоначально как областное, у каждой области – собственные обычаи.
Постепенно усиливалось общественное влияние знати. Там, где родовая знать имела земельные владения, она эксплуатировала рабов из пленных, отчасти из числа обедневших свободных, которых наделяли земельными участками. На Ютландском п-ове, в Сконе и на равнинных пространствах Швеции, где земледелие играло важную роль, возникали поместья с барской запашкой.
Первые короли долго оставались предводителями племен и племенных союзов. Но постепенно закладывался процесс политического объединения. В Дании этот процесс начался в VIII в., а Харальд Синезубый (950 – ок. 986) значительно упрочил королевскую власть. Конунгу Харальду Прекрасноволосому в конце IX в. удалось подчинить себе многие племенные округа Норвегии, и внач. XI в. объединение Норвегии было в основном завершено. Но королевская власть не была там достаточно прочной. Король Олав Харальдссон (1016–1028) был изгнан из страны и погиб в 1030 г. Затем Новергия была временно включена в состав датского короля Кнута. В Швеции долгое время было 2 королевства: к северу область свеев с центром в Упсале и южнее расположенная область племен ётов. Объединение их под властью королей Упсалы произошло к нач. XI в. при короле Олафе Скётконунге (ок. 995–1020). Но еще в XII в. власть шведского короля ограничена.
Королевская власть стремилась опереться на христианскую церковь. Но христианизация наталкивалась на упорное противодействия крестьян и родовой знати. Борьба против усиления королевской власти принимала иногда форму борьбы за сохранение язычества. Христианская церковь укрепилась в Скандинавии в конце X – нач. XI в. С успехами феодализации влияние церкви росло. Ок. 1103 г. – общескандинавское архиепископство в Лунде. Щедрые пожалования от королей, особая юрисдикция, проводник церковного права в Скандинавии. Духовенство же добилось отмены некоторых ограничений в распоряжении землей.
Билет 16. Кризис сер. XIV в
Это вопрос историографический. Здесь нужно, волей-неволей, знать мнения, которые были высказаны в специальной литературе. Эта проблема серьёзно и интенсивно начала обсуждаться лишь начиная с 40-50-х гг. прошлого века. Впервые о нём заговорили М. Блок и Э. Перруа, а также В. Абель (Германия, 1935 г.). Побудительным мотивом для его изучения стал кризис капиталистической экономики в 1929-33 гг. (Великая депрессия), заставивший западных учёных искать сходные явления в далёком прошлом. Разумеется, мнения высказывались разные, но точки зрения можно развести на две группы:
1) Сторонники демографического детерминизма (неомальтузианство) (Майкл Постан, Великобритания; Вильгельм Абель, нацистская Германия; Ле Руа Ладюри, Франция (кстати, один из ведущих представителей "Школы Анналов"). Подход на долгое время стал "ортодоксией" и завоевал популярность в западной историографии. Суть. Рост численности населения в XI - нач. XIV вв. привёл к исчерпанию ресурсов (измельчению крестьянских наделов, сокращению потребления, истощению почв), вследствие чего началась нехватка продовольствия, рост цен на зерно и голод. Ослабленное голодом население было основательно выкошено эпидемией чумы (Черной смертью) в 1346-53 гг. и Столетней войной 1337-1453 [но ни войну, ни Чумунельзяназывать причиной кризиса - кризисные явления наблюдались в экономике ещё в 1-ю половину XIV в. и даже в конце XIII в.; население перестало расти в начале XIV в., в 1315-17 Францию поразил голод; Черная смерть лишь в раз усугубила уже наметившиеся тенденции, а война была, скорее, порождением этого кризиса]. Как следствие, в поредевшей Европе резко упали цены на хлеб (ведь есть его было почти некому!), были заброшены малопригодные и неплодородные земли. Этот кризис остро затронул сельское хозяйство. Сокращалось производство, забрасывались пахотные земли и пастбища, исчезали целые деревни (знаменитые Wüstungen в Германии)... Кризис, по их мнению, был цикличным и обозначал вхождение экономики в цикл спада, или "сжатия". Аналогичные кризисы ("вековые циклы конъюнктуры") обнаруживали и в Азии (в частности, в Китае). Почему это не работает? Давно установлено, что демографическое поведение, помимо естественных условий и чрезвычайных обстоятельств(недороды, эпидемии. войны и т.д.), ограниченосоциальными условиями(отношения собственности, условия труда и эксплуатации рабочей силы). Воспроизводство крестьянского населения (и планирование семьи) напрямую зависит от отношений собственности (куда входят, скажем, возможности передачи надела наследникам или его раздела между наследниками, которые регулируются феодальным правом). Демографию нельзя рассматривать в отрыве от социальной, классовой структуры общества.
2.1) Экономический марксизм (важнейшие представители направления - Ги Буа, Франция; Косминский, СССР; Р. Хилтон, Великобритания; почему "экономический"? потому что они подчеркивали роль денежной экономики, торговли, производства, а не классовой борьбы). Кризис виделся шире - как кризисвсей социально-экономической системы, но мнения разных исследователей расходятся, хотя сходятся в одном - кризис спровоцирован усилением эксплуатации начиная с XI в. Согласно Р. Хилтону, причины кризиса следует искать в фундаментальных противоречиях феодальной экономики. Экономические марксисты возводили истоки кризиса к XIII в. и видели его в институциональных ограничениях. Корни лежали в крестьянском производстве, вернее, в перепроизводстве по отношению к доступным ресурсам. У феодалов, чье существование полностью зависело от крестьян, не было, тем не менее, никаких механизмов вмешательства в производство, его контроля (даже барщина была привязана к традиционным сельскохозяйственным циклам), кроме того, сфера их действий ограничивалась сопротивлением сельских общин. Продуктивность труда постоянно стагнировала и падала из-за постоянного давления на него феодалов, выкачивающих ренту (что делало непривлекательным инвестиции в производство), а запросы знати, потреблявшей производимую крестьянами продукцию, которую они изымали в виде феодальной ренты, неуклонно росли (вместе с количественным ростом знатных родов, гос. и церковного аппарата, городского населения, чье ремесло и торговля обслуживали запросы знати, и т.д.). Итак,крестьянское производство падало, феодальное потребление, напротив, росло.Это привело к резкому сокращению доходов дворянства, которое, столкнувшись со смертельной угрозой (невозможность сохранять свой статусс падением доходов от земельной собственности) бросилось истреблять друг друга в феодальных войнах (Столетняя война, Войны Роз и т.д.). Почему? Потому что после чумы и голода ренты падали, население бежало, и освобождалось от личной зависимости, вырос спрос на рабочие руки и, как следствие, росла оплата труда(отсюда рабочее законодательство в Англии). Выход из положения был первоначально найден в феодальной реакции(попыткой возрождения личной зависимости и барщины, которая обернулась крестьянскими восстаниями). Из этой борьбы крестьянство в Англии вышло победителем: ренты упали, крестьяне освободились от зависимости и смогли удерживать больше продукта в своем хозяйстве. Затем, после неудачи феодальной реакции, был найден в капиталистическом способе хозяйствования. Таким образом, система пережила кризис, не распавшись, а перейдя в новое состояние.
Ги Буа, которого можно отнести к структуралистскому марксизму, понимал эти процессы несколько по-другому. Он видел кризис в фундаментальном противоречии экономических и демографических циклов развития. Смена демографических циклов заключалась в подъёмах и падениях производительности труда. Она увеличивается в периоды сокращения населения, когда производство сосредотачивается на лучших землях, и падает, когда возрастающее население вводит в оборот неплодородные участки и сокращает пастбища для скота. Каждый новый такой спад углублял кризис феодализма. Он по-другому критиковал детерминизм Абеля и Постана. Суть: «относительная автономность демографического режима по отн. к экономической системе» периодически порождала «избыточное население», не имевшее возможности при данном уровне естественного плодородия почвы и данной соц.-эконом. системы обеспечить себя необходимыми средствами существования. Выражается оно в усилении феодального гнёта, истощавшего население, вследствие чего оно становилось лёгкой добычей эпидемий. В этих условиях численность населения зависела от 1) уровня смертности 2) повышения (понижения) брачности (за счёт понижения возраста брака). Рост общей смертности (в XIV в.) привёл к тому, что выжившие дети могли раньше унаследовать хоз-во, и, как следствие, вступать в более ранние браки; в благоприятные периоды (кон. XV в.) возраст брака повышался, состав семьи расширялся (за счёт сохранения в ней неженатых старших детей), росло число незаконнорождённых (рост внебрачных связей). В итоге численность крестьянства и его демографическое поведение определялась колебаниями в производительности труда и изменениями в интенсивности феодального гнёта. Наконец, другой британский марксист Морис Добб считал, что кризис был выражением неэффективности феодального способа производства, сочетавшейся с увеличением потребности господствующего класса в доходах. Согласитесь, все эти точки зрения довольно близки. Наконец, Косминский. Косминский отрицает кризис всей общественной системы. Признавая наличие неблагоприятных тенденций, он, тем не менее, считает, что кризис переживалатолько вотчинная система,и, во-вторых, параллельно находит немало сведений о росте экономики в XIV-XV вв., в частности, в крестьянском производстве. Недаром же XV в. кем-то из западных ученых был назван "серебряным веком" крестьянства. В самом деле, в соответствии с тенденцией нормы прибыли к понижению поземельные доходы феодалов падали вместе с ценами на зерно, феодалы теряли контроль над крестьянами, которые массово переселялись в благоприятные для земледелия области (так он объяснял многочисленные факты "запустения земель" - крестьяне не вымирали, а просто переселялись, сбегая от феодалов), росла хозяйственная самостоятельность крестьян, укреплялся обычноправовой статус крестьянского держания.
2.2) Политический марксизм (Р. Бреннер, Великобритания, кон. 70-х нач. 80-х гг.). Он тоже критиковал демографический детерминизм, хотя не отрицал ни демографических кризисов, ни падения нормы ренты и кризиса доходов господствующего класса. Впрочем, Бреннер сосредоточился, скорее, на последствиях кризиса. Он утверждает, что разное соотношение классовых сил(сильное крестьянство и слабое и разобщенное дворянство во Франции; сплоченное крестьянство и сильное дворянство в Англии; наконец, слабое и разобщенное крестьянство и консолидированный господ. класс в Вост. Европе) в условиях общеевропейского кризиса привели кразным социальным последствиям (где Англия нашла выход из него в капиталистической системе, восточная Европа - в консервации феодализма и крепостничестве, а Франция до XIX в. так и не стала сильной капиталистической страной). Демографические изменения и экономические флюктуации опосредовались, по его мнению, внеэкономическим господством феодалов и классовыми отношениями (или, вернее, балансом классовых сил). Относительное облегчение феод. гнёта во Франции XII-XIII вв. способствовало умножению числа крестьянских семей, увеличению рождаемости и росту населения, что вело к дроблению наделов и малоземелью, открывавших феодалам возможности для более широкого использования методов экономического, а не внеэкономического принуждения (что привело к сокращению интенсивности феод. эксплуатации). Там, где крестьянская зависимость оставалась суровой (Англия XIII в.), феодал мог сдерживать дробление крестьянских наделов, сдерживая появление новых крестьянских семей, и, таким образом, сдерживая рост населения. Здесь консервировались крайние формы феод. эксплуатации.
Алексей Борисович Целунов