Гуситские войны. Ян Гус. Программы восставших.
Выразителем национальных и религиозно-реформаторских настроений передовых слоев чешского общества явился Ян Гус, священник и профессор Пражского университета. Церковные и социально-политические взгляды Гуса развились в значительной мере под влиянием современного ему английского реформатора Джона Виклефа. Но в ряде вопросов Гус шел дальше и смелее Виклефа. Отношения его с папством приняли резкий и непримиримый характер. Гус резко выступал против торговли индульгенциями, против распущенности нравов высшего католического духовенства, против чрезвычайно разросшегося церковного землевладения, против растущей платы за совершение духовенством различных обрядов. Гус требовал богослужения на родном, чешском языке. В качестве ближайшей реформы Гус рекомендовал правительству произвести секуляризацию церковных земель на государственные нужды. Церковь и духовенство должны возвратиться к «евангельской бедности», учил Гус. Протестуя против превращения духовенства в особое, привилегированное сословие (по сравнению с рядовыми верующими), Гус настаивал на причащении как духовенства, так и мирян «под обоими видами» (хлебом и вином), что в дальнейшем стало одним из лозунгов его последователей. Частично Гус затрагивал и социальные вопросы. Не будучи, однако, революционером и не призывая к низвержению существовавшего феодального строя, он ограничивался главным образом призывами к смягчению наиболее тяжелых форм крепостничества. Так, Гус призывал панов не злоупотреблять своей властью, протестовал против притеснения и обид, которые приходилось терпеть беднякам в королевских судах, решительно осуждал захват панами имущества умерших крестьян (посмертный сбор). Деятельность Гуса восстановила против него пражского архиепископа, а затем и папскую курию. Гусу было запрещено совершать богослужение. Он был лишен возможности преподавать в университете и в 1412 г. должен был покинуть столицу. В 1414 г. Гуса вызвали на суд на Констанцский собор по обвинению в ереси. Император Сигизмунд дал Гусу охранную грамоту, гарантируя неприкосновенность его личности. Гус отправился в Констанц, чтобы отстоять правоту своего учения перед церковным собором, но по приезде в Констанц Гус вскоре был арестован . 6 июля 1415 г. на одной из площадей Констанца Ян Гус был сожжен на костре.
Гуситские войны. Смерть Яна Гуса вызвала глубокое негодование в Чехии. В Чехии стали наблюдаться массовые отпадения от католицизма. Создавшиеся «еретические общины» призывали к осуществлению идей Гуса о реформе церкви и общества, углубляя при этом и революционизируя его учение. 30 июля 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание горожан в связи с начавшимися правительственными репрессиями против движения гуситов. Наиболее активной силой пражского восстания 1419 г. были городские плебейские массы Праги и ее предместьев, во главе которых встал популярный среди бедняков Праги священник Ян Желивский. Результатом восстания было фактическое низложение короля Вацлава. Вацлав бежал из Праги и вскоре, в том же году, умер. Его преемником на чешском престоле должен был быть его брат, император Сигизмунд. Позорное поведение Сигизмунда в деле Гуса и его нескрываемые симпатии и связи с немецкими феодалами делали его имя ненавистным среди чехов. Ни паны, ни шляхта, ни горожане не желали подчиняться Сигизмунду. В деревне начались выступления против церковных и светских (немецких) землевладельцев. С августа 1419 г. Чехия фактически порвала с Германией и стала независимым государством. Движущие силы Великой чешской крестьянской войны, известной обычно под именем гуситских войн, были весьма широкими и разнообразными. С самого начала в гуситском движении определились отчетливо два противоположных крыла: 1) умеренная партия чашников, в которую входили представители панства, наиболее крупного рыцарства и горожан, главным образом Праги, и 2) радикально-демократическая партия таборитов, которую составляли разорившееся рыцарство, беднейшие ремесленники и крестьяне. Программа чашников — так называемые «четыре статьи» — требовала установления в Чехии национальной гуситской церкви с богослужением на чешском языке и секуляризации церковного имущества. Никаких других социальных и политических реформ чашники не выдвигали. В политическом отношении чашники стояли за сохранение монархии. Другой лагерь гуситов — табориты—был более революционным, более решительным и последовательным в своей борьбе с Сигизмундом, немецкими феодалами, крупнейшим панством и католической церковью. Признавая также своей программой «четыре пражские статьи», табориты толковали их содержание гораздо шире, вкладывая в них антифеодальные требования Табориты в области религиозной высказывали требование создания свободных церковных общин без всякой высшей церковной иерархии и полной свободы проповеди. В области политической они выступали за «государство без короля», т. е. за республику. Основным социальным их требованием была отмена крепостного права и объявление земли общественной собственностью, т. е. передача ее трудовому крестьянству. Феодально- помещичий крепостной гнет табориты рассматривали как один из больших ( «смертных» ) грехов. Вождем таборитов был рыцарь Ян Ж и ж к а (1360—1424), участник битвы при Грюнвальде 1410 г., проявивший исключительные полководческие способности. Вначале чашники и табориты действовали совместно против Сигизмунда и немецких феодалов. Созданное под руководством Яна Жижки гуситское постоянное войско, состоявшее в меньшей части из рыцарей, а в большей — из крестьян (пехота), было народным войском. Жижка применял новые методы в военном деле. Он ввел легкие, передвигавшиеся на повозках пушки. Его пехота отличалась большой подвижностью. Ее обычно перевозили (во время походов) на телегах, которые использовались также в виде своеобразных укреплений. Гуситы смогли быстро нанести немецким рыцарям ряд сокрушительных ударов. Пять крестовых походов предпринимали император и папа против гуситов в период 1420—1431 гг., и все эти походы оказались неудачными. 14 июля 1420 г. Ян Жижка разгромил крестоносные войска под самой Прагой — битва у Витковой (ныне Жижковой горы). Победа Жижки под Прагой вызвала новый подъем революционного движения, охватившего всю страну. В 1421 г. чешский сейм объявил Сигизмунда лишенным чешского престола. Особенно выдающуюся победу гуситы одержали над крестоносцами в битве под Немецким бродом в начале 1422 г. (второй поход крестоносцев). Летом 1424 г. Жижка разбил крестоносцев под г. Малишовом и захватил важный пункт — г. Кутенберг (по-чешски Кутна гора), являвшийся главным центром немецкой колонизации в Чехии. В этой битве Ян Жижка командовал будучи уже слепым и тем не менее одержал блестящую победу. Вскоре после отражений третьего похода крестоносцев Жижка удалился в Моравию, где и умер от эпидемии моровой язвы. Его преемник Прокоп Великий продолжал с успехом борьбу, разбив немецкое рыцарское войско в 1426 г. у города Усть-Лабы (четвертый поход крестоносцев против гуситов), В этой битве было убито до 15 тыс. немецких рыцарей. Отразив нашествие немецких феодалов, табориты сами перешли в наступление против них. В 1428 г. они проникли в Саксонию, Бранденбург и даже Прибалтийскую Пруссию. В 1430 г. гуситы вторглись в Саксонию и Франконию. Последней победой гуситов над немецкими феодалами было отражение в 1431 г. пятого похода крестоносцев — сражение под г, Домажлице (к юго-западу от г. Пльзеня). Отказавшись от плана новой лобовой атаки против гуситов, папа Евгений IV и император Сигизмунд решили изменить тактику. Они поставили целью расколоть гуситов и привлечь на свою сторону чашников. Это им удалось. Чашники все более тяготились успехами таборитов и опасались дальнейшего углубления революции. Рост Табора, стечение туда беглых крестьян и городской бедноты, требования проведения демократических реформ пугали панов и разбогатевших пражских мещан. Когда Базельский церковный собор предложил чашникам некоторые уступки, согласившись с частичной секуляризацией церковных земель и пойдя на религиозно-обрядовые перемены, чашники ухватились за эти предложения. В 1433 г. в Праге было составлено особое компромиссное соглашение под названием Пражские компактаты. После этого чашники прекратили борьбу с немецкими феодалами и объединились с ними для борьбы против таборитов. В 1434 г. В битве под Липанами (другое название этого места — Чешский брод) они сражались уже совместно с. немцами против таборитов. Табориты потерпели поражение, нго продолжали и после этого бороться, имея ряд опорных пунктов в Южной Чехии. Город Табор держался до 1452 г., когда он был наконец взят чашниками и разрушен. Чашники согласились признать королем императора Сигизмунда. Когда Сигизмунд умер (в 1437 г.), престол перешел к сыну его дочери, вышедшей замуж за одного из Габсбургов.
Историческое значение гуситских войн. Несмотря на то что гуситы потерпели поражение, гуситские войны имели громадное значение в истории Чехии. В гуситских войнах переплетались в одно целое крупнейшее крестьянское движение конца средних веков, широкое национальное движение против иностранного немецкого господства и, наконец, ранняя церковная реформация — восстание против средневековой католической церкви. Гуситские войны дали отпор засилью немцев в Чехии и приостановили их дальнейшее проникновение в страну. Они на длительный срок (свыше 100 лет) обеспечили Чехии совершенно независимое от Германской империи политическое положение. Правда, потом Чехия снова вошла в империю, но уже на определенных договорных началах. Только Тридцатилетняя война в первой половине XVII в. надолго превратила Чехию в завоеванную провинцию. Период гуситских войн, бывших, таким образом, периодом национального освобождения Чехии, был также временем подъема чешской культуры. Чешский язык и чешская литература сделали большие успехи в XV и XVI вв. Ян Гус написал чешскую грамматику и создал орфографию чешского языка, которой и доныне пользуется чешский народ. Его чешские произведения легли в основу современного чешского литературного языка. Эпоха гуситских войн оставила много литературно-политически памятников: памфлетов, сатир, военно-революционных гимнов, песен и т. д. Большого развития в XV и XVI вв. достигла в Чехии составление исторических хроник, богатый и драматический материал для которых давали грандиозные события эпохи. Будучи в общем успешным как национальное движение, гуситское движение потерпело неудачу как крестьянское восстание. Табориты, представлявшие интересы крестьян и других демократических слоев, были разбиты. В результате этого оказался нерешенным вопрос о ликвидации в Чехии феодально-крепостнического режима.
[РМ1]