Реформация и гражданские войны во Франции. Причины и основные события. Идеологическая борьба и публицистика. Нантский эдикт.
Реформационное движение во Франции имело целый ряд особенностей: оно началось здесь позднее, чем в Германии; французские короли не проводили Реформацию сверху, как английские; во Франции было немного сторонников Мартина Лютера, большинство французских протестантов были кальвинистами.Королевская власть задолго до Реформации сумела подчинить себе католическую церковь. В 1438 году была подписана «Прагматическая санкция» с папой, по которой во Франции устанавливалась национальная галликанская церковь, в ней сохранялась католическая догматика, обрядовость. Согласно «Прагматической санкции» решения национальных соборов считались выше папских. Французские священники сами выбирали епископов и аббатов. Королевская власть могла пользоваться и пользовалась доходами церкви.
Следующий шаг был сделан в 1516 году. По Болонскому конкордату (Франциск I заключил его с папой Львом X) короли получали право назначать кандидатов на все высшие церковные должности в стране. Доходы же с церковных земель идут полностью в королевскую казну. Таким образом, установился союз королевской власти и церкви.
И все же Франция познала Реформацию. Реформационное движение было представлено здесь двумя потоками: лютеранским и кальвинистским. Первым – лютеранский поток был маломощным и вскоре иссяк, второй же вверг страну в пучину длительных гражданских войн. Условно реформационное движение во Франции делят на три периода:
Первый – 20-40-е годы XVI века – распространение лютеранства;
второй – 40-60-е годы – появление кальвинистских общин;
третий – 1560—1598 – гражданские или религиозные войны.
В первый период учение Мартина Лютера получило распространение в городах, среди цеховых ремесленников. Они использовали лютеранство в борьбе за свои прежние экономические интересы. Буржуазия не примкнула к движению, оставаясь в своем большинстве католической. Это и понятно – буржуазия паразитировала на подачках государства, поэтому выступать против него она не могла, тем более что государство защищало интересы буржуазии. Равнодушие крестьянства объясняется тем, что французские крестьяне, во-первых, не сгонялись с земли, как английские, и они не знали «второго издания крепостничества», как немецкие. Конечно, узкая социальная база люте-ранства сделала невозможным популярность учения Лютера в стране. Трудолюбивые крестьяне были связаны с рынком и надеялись разбогатеть, как это смог хитрый пикардиец Планше, слуга де Артаньяна в романах Александра Дюма «Три мушкетера» и «Двадцать лет спустя».
Во втором периоде в конце 40-х годов XVI века в стране появились первые кальвинистские общины, а в 1559 году во Франции действовало уже 2000 протестантских церквей кальвинистского толка. Быстрый рост кальвинизма испугал правительство, и была создана знаменитая «Огненная палата» – орган борьбы с ересью. Многочисленные источники свидетельствуют о жесточайших репрессиях против кальвинистов: их заковывали в колодки, им выворачивали губы, вырывали язык, сжигали на кострах. Как тут не вспомнить крылатое выражение Люсьена Февра: «Крепкие нервы средневековой цивилизации».
В развитии французского кальвинизма было много особенностей.
Во-первых, среди национальной буржуазии кальвинизм получил незначительное распространение.
Во-вторых, учение Жана Кальвина использовалось феодальной знатью для осуществления реакционных сепаратистских планов. Эти планы были реализованы в ходе гражданских войн 1560—1598 гг.
Третий период французской Реформации – период феодальной реакции.
Религиозные (гугенотские) войны во Франции, войны в 1562 - 1598 гг. между католиками и протестантами (гугенотами). По своему характеру и содержанию являлись гражданскими. Преследование протестантов не было связано с борьбой против определенного социального слоя: в их рядах находились дворянская аристократия, представители крупного и среднего дворянства, широкие слои горожан, население южных и юго-западных областей Франции, где усилились сепаратистские тенденции. В ходе войн феодальная знать разделилась на две большие партии, претендовавших на власть в государстве. Католиков возглавляли крупные землевладельцы герцоги Гизы, гугенотов - принцы королевской династии Бурбонов (король Наваррский Антуан, его сын, впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде) и адмирал Г. де Колиньи. Борьба развернулась в 1559, когда во многих городах юга Франции вспыхнули восстания, возглавляемые гугенотами. В 1560 гугенотское дворянство во главе с принцем Л. Конде подняли воен. мятеж ("Амбуазский заговор") с целью захватить власть при дворе короля Франциска II Валуа. Однако он был подавлен, а мятежники казнены. 1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань) (23 чел. были убиты, более 100 ранено). "Вассинское избиение" послужило толчком к Религиозным войнам первого периода (1562 - 63; 1567 - 68; 1568 - 70), в которых шла борьба за влияние на короля Карла IX. Расправы с гугенотами произошли в Анже, Сансе, Оксерре, Туре, Труа, Кагоре и др. Гугеноты в свою очередь избили католиков, разрушили их храмы и захватили муниципалитеты в гг. Лион, Тулуза, Бурж, Орлеан. Противники, не располагая значит. силами, опирались на иностранную помощь: католики - на Испанию, гугеноты - на Англию, германских князей и Нидерланды. 8 авг. 1570 был подписан Сен-Жерменский эдикт примирения. Однако усиление влияния гугенотов при королевском дворе вызвало активное противодействие католиков, которые в ночь на 24 авг. 1572 (праздник св. Варфоломея) организовали массовую резню гугенотов. События Варфоломеевской ночи привели к огромным жертвам в Париже, Орлеане, Лионе и др. - до 30 тыс. убитых; погиб и де Колиньи. Это послужило поводом к началу второго периода войн (1572 - 75, 1575), в результате Карл IX согласился на все требования гугенотов, и внутри Франции образовалась их федеративная республика, избравшая своё правительство во главе с принцем Конде. 2.5.1576 был заключён мирный договор в Больё. Третий период войн (1577, 1585 - 98) начался в правление короля Генриха III Валуа, и характеризуется созданием коалиций государств, ведущих религиозные войны. На стороне гугенотов выступили Швеция, Дания, Англия и германские княжества, а католиков поддержал папа римский Сикст V. Войны велись с переменным успехом и повлекли за собой большие жертвы. 1 авг. 1589 г. Генрих III был убит монахом-протестантом Ж.Клеманом. На французский трон взошел вождь гугенотов Генрих IV Бурбон, принявший католичество («Париж стоит мессы»). 13 апр. 1598 г. он издал Нантский эдикт, который подвел итог Религиозным войнам. Гугеноты получили право занимать государственные должности, свободно отправлять свой культ везде, кроме Парижа, иметь своих представителей при дворе и армию в двадцать пять тысяч человек; им предоставлялось во владение двести городов; государство обязалось выделять средства на их богослужебные нужды. В результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве и установилась относительная религиозная терпимость. Однако сам Генрих IV, прекративший межконфессиональную вражду во Франции, был убит католиком-фанатиком Равальяком 14 мая 1610 г. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 Людовик XIII ликвидировал их политическую самостоятельность, а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.