Реформация в Германии. Учение М. Лютера и Т. Мюнцера. Крестьянская война. Аугсбургский религиозный мир.
Реформация - движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в. Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами» против торговли индульгенциями. Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И в 1521 г. Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. На суде император (Карл V) потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер отказался. Учение Лютера стало распространяться в Германии: Лютер осуждал продажу индульгенций; считал, что священники нужны лишь для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание, а не для того, чтобы быть посредниками между Богом и людьми; он отстаивал идею оправдания верой — человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога; считал, что церковь должна отказаться от богатств; что Священное Писание должно быть доступно каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь; из всех церковных таинств он предлагал оставить только те, которые упоминаются в Библии, — крещение и причащение. Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (проповедовал равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. Он призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка.).
В 1525 г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной (1524-1526). Причины: 1) захват крестьянских земель и сокращение их наделов, 2) увеличение натурального и денежного оброка и барщины, 3) рост цен из-за притока зерна и серебра из Нового Света. Основными районами, которые охватили крестьянские волнения, были: Швабско—Шварцвальдский, Франконский, Тюринго—Саксонский. Ненависть крестьян к князьям проявлялась в поджогах монастырей и замков феодалов. Лишь примкнувшая к восставшим часть бюргерства и рыцарства придерживалась тактики соглашения с феодалами. Самой первой и наиболее решительной программой повстанцев было «Статейное письмо», автором которого стал Мюнцер и его сподвижники. В основу этого документа легли требования полного имущественного равенства, создания свободной республики. Программа «12 статей» подразумевала: отмена личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов. Ещё одним идейным документом восставших, который стал проектом имперской реформы, стала «Гейльброннская программа», подготовленная Венделем Гиплером. Она отражала интересы прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров, была направлена на централизацию германского государства. В мае 1525 г. у города Франкенхаузена отряд Мюнцера был разбит. Вскоре крестьянское восстание было жестоко подавлено войсками Швабского союза. Дольше всего крестьяне сопротивлялись в Тироле под руководством М. Гайсмайра. Поражение крестьянской войны привело к усилению реакции, власти князей,закреплению политической раздробленности Германии.Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера заявили протест. С этого времени их стали называть протестантами.
1555 - Аугсбургский мир: католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям: «Чья страна, того и вера…». В Германии образовались две группировки княжеств: на юге и западе страны преобладали католики, на севере и востоке протестанты. В протестантских княжествах главой церкви признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.