Римско- католическая церковь в эпоху Средневековья (процесс христианизации, клюнийское движение, борьба за инвеституру).

По Миланскому эдикту 313 года, изданному Константином Великим (о крещении К-на – Лоренцо Вала), христиане стали под защиту государства и получили равные права с язычниками, а при Феодосии I (379-395) христианство становиться официальной государственной религией. В IV же веке формулировались основные догматы христианского вероучения: в 325 г. на Первом/ Никейском Вселенском соборе был утверждён символ веры, по которому Сын ЕДИНОСУЩЕН Отцу, главой восточного христианства объявлялась антиохийская кафедра; 381 – Второй/Константинопольский Вселенский собор – Никейский символ веры был дополнен идеей об исхождении Святого Духа от Отца. Последующие вселенские соборы связаны с полемикой о сущности И.Х.: 431 – Третий/ Эфесский Вселенский собор – осуждение несторианства (К-ий патриарх Несторий отвергал божественную сущность И.Х.); 451 – Четвёртый/ Халкидонский Вселенский собор – осуждение учения Евтихия только о божественной природе И.Х., окончательное возвышение К-ля на Востоке, так же как Рима на Западе 28 правилом; 553 – Пятый/Константинопольский и 680 – Шестой/Константинопольский Вселенские соборы – борьба с монофелитами (признание двух сущностей, но действия только божественной воли) и утв. церковно-административных и обрядовых вопросов; 787 – Седьмой/Никейский Вселенский собор – осуждение иконоборчества. В период этих соборов были установлены и основные таинства христианства: крещение, причастие/евхаристия, исповедь/покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение/соборование, священство.

С V века начинается крещение соседних с империей племён – бургундов, вандалов, франков. В IX веке христианство приняли готы, в 831 – Моравия, 863/866 крестился правитель Болгарского царства, 960 – Дании. В XII веке – англосаксы, алеманы, бавары. Изначально христианство принималось только руководящей верхушкой из политических соображений, но постепенно оно распространялось и на народные массы.

В 1054 происходит Великий раскол, после которого начинается самостоятельное развитие Римской и Константинопольской церквей. К середине XI в. в Европе заметно усилилось папство. В укреплении его власти большую роль сыграло клюнийское движение, вызванное церковной политикой Генриха III (1039-1056): он на соборе 1046 сложил 3х пап и поставил своего, далее папы избирались с его одобрения, подчинил папский престол светскому. Объединившиеся вокруг бургундского монастыря Клюни монахи Бургундии и Северной Италии стремились к превращению западно-христианской церкви из феодально раздробленной организации в централизованную во главе с папой. Клюнийцы выступали: за поднятие авторитета монастырей и ужесточения дисциплины в них; против симонии (продажа церковных должностей) => за «Церковь должна владычествовать над светской властью как душа над телом». В малолетство Генриха IV (1056-1106) папство усилилось: 1059 – Латеранский собор – папа избирается кардиналами (высший духовный сан в католической церкви), император лишь формально утверждает их выбор.

В 1065начинает борьба с папством (Георгий VII Гильденбрант – папа с 1073). Папа создал особые рыцарские отряды в папской области и выдвинул теократическую программу, согласно которой римская церковь господствовала над светской властью (он считал, что папа может своей властью смещать королей в то время как сам он (папа) не подлежит никакому земному суду). Проведение папой этой пол-ки в жизнь выразилось в борьбе за инвеституру (акт передачи сеньором земли своему вассалу), т.е. при назначении в сан, папа давал бы и земли. В январе 1076 Генрих IV издал грамоту «Римскому клиру и народу»: отказ подчиняться папе, недовольство тем, что тот сместил назначенных им епископов, предложение сместить его. В ответ папа отлучил его от церкви и освободил подданных от присяги королю в вассальной верности. В октябре 1076 феодалы потребовали от Генриха IV в течение года вернуться в лоно церкви В январь 1077 король прибыл в Италию, в Каноссу, для покаяния папе, но вскоре отказался от всех обещаний, данных ему. Феодалы ополчились против короля, Генрих IV низложил папу и выбрал нового с целью коронации императорской короной, а папа отлучил его. Попытка компромисса между папой и светской властью проявилась в Вормском конкордате 1122 (Генрих V): 1) империи возвращалось всё, что церковь получила от королевской и имп.власти как пожалования, 2) король лишался всякого распоряжения церковным имуществом и права частной церкви, 3) разграничена духовная и светская инвеститура: сначала духовная – епископ получает от папы/легатов знаки своего достоинства (кольцо и посох), а потом светская – передача королём/имп. Епископу скипетра, как символа власти над землями, 4) выборы епископа производятся духовенством, король вмешивается только в случае разногласия.

Наши рекомендации