Связь подлежащего и сказуемого в предложении
Выполнить задание. Объясните, чем мотивирован выбор форм числа сказуемого (единственное – множественное), опираясь на ответы справа.
1. До шоссейной дороги осталось два Сказуемое указывает на пассивность
километра. действия.
2. На экскурсию записалось лишь Обозначение меры веса, пространства,
восемь отдыхающих. времени в группе подлежащего.
3. Было зарегистрировано двадцать В группе подлежащего есть уточняющее
человек. слово (только, всего, лишь).
4. Три телефона звонили одновременно. Сказуемое указывает на активность
5. В забастовке принимает участие 32 действия.
авиадиспетчера. В составе подлежащего числительные
6. В душе его боролись два чувства. 2, 3, 4.
7. В крендельной работало(и) 26 Обратный порядок слов.
Человек (вариантность). Подлежащее обозначает большое
8. 22 девушки шли по дороге. количество (свыше четырех).
9. В шкафу висело(и) три костюма Подлежащее выражено неодушевленным
(вариантность). существительным мужского или среднего
10. 121 спортсмен участвует в рода.
Соревнованиях. Подлежащее выражено существительным
женского рода.
В составе подлежащего числительное,
оканчивающееся на один.
Завершите фразы.
Координация сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием, по единственному числу обычно осуществляется в следующих случаях … (перечислить), по множественному числу – в следующих случаях … (перечислить); вариантность употребления форм числа сказуемого допустима в следующих случаях … (перечислить).
Выполнить задание. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим и объясните, чем обусловлен выбор той или иной формы.
1. Большинство студентов осознанно подошли к выбору будущей профессии и прилагают много усилий для получения высшего образования.
2. Большинство предприятий области успешно выполнило годовой план. Несколько спортсменов сошли с дистанции.
3. В городе появилось несколько новых троллейбусов.
4. Несколько человек сидели у костра.
5. Немало лет прошло с тех пор…
6. Немало людей собрались на митинг.
7. Ряд молодых ученых направлен за рубеж.
8. В танцевальную студию было записано лишь семь человек.
Завершите фразу.
Координация сказуемого с подлежащим, в состав которого входят существительные большинство, меньшинство, множество…, по единственному числу осуществляется в следующих случаях … (перечислить), по множественному числу – в следующих случаях … (перечислить).
Обобщающее задание. В предложенных предложениях найдите ошибки и определите их характер. Установите, какие синтаксические нормы нарущены. Исправьте все ошибки, запишите исправленные фразы.
1)Сосредоточьте особое внимание на то, чтобы каждое издание, благодаря вашему совету и рекомендациям, нашло дорогу к читателям.
2) Не сказалось ли его заболевание на его спортивную форму?
3) Видно, дельфины решили заглянуть к берегу, ищи себе пищу.
4) Однажды я увидел три небольших березки.
5) Мы, конечно, не тронули, даже не коснулись до гнездышка.
6) Ввиду принятия нового документа прежний Указ признан как утративший силу. 7) Заинтересовавшись в игре, подсел прохожий.
8) Это стихотворение поэтесса написала в посвящение своему мужу.
9) У мнгих народов длинная коса – одна из атрибутов женской красоты.
10) Настоящий мужчина должен быть добрым, нежным, сдержанным в своих эмоциях, особенно в отношении с прекрасным полом, с близкими.
11) Используются очень много метафор.
12) Эти средства помогли раскрытию основной темы – любовь к женщине.
13) Пух тополей пристает на одежду.
Итоговый тест
1. Выделите вариант(ы), в котором(ых) допущены ошибки, связанные с нормами управления.
а) Проблема о разумном использовании природных богатств волновала людей еще в далекой древности.
б) Профорг отчитался о проделанной работе.
в) Не надо рассуждать о том, о чем вы не знаете.
2. Укажите вариант(ы), во всех словах которого(ых) при создании словосочетаний нужно (возможно) употреблять дательный падеж:
а) талант, благодаря, иммунитет
б) задуматься, контроль, вопреки
в) исходить, уделить внимание, рецензия
3. Выделите вариант(ы), в котором(ых) есть синтаксические ошибки.
а) Стоя на платформе, бустро подошел поезд.
б) Не пытаясь открывать Америку, родилась идея.
в) Мальчишка убежал, почувствовав свою незащищенность.
4. Укажите вариант(ы), в котором(ых) нет синтаксических ошибок.
а) Большинство избирателей отдали свои голоса первому кандидату.
б) В саду большинство деревьев уже было в листве.
в) В школе изучались множество предметов.
5. Выделите предложение(ия), в котором(ых) есть «лишнее» слово(а).
а) Рождество я отмечал у коллеги по работе.
б) Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.
в) Больной был немедленно госпитализирован.