Нормы склонения числительных 40, 90, 100, полтора, полтораста
Выполнить задание. Просклоняйте числительные 40, 90, 100, полтора, полтораста, подчеркнув окончания.
Выполнить задание. Раскройте скобки, употребляя приведенные в скобках числительные и существительные в нужных падежах.
Аптека находилась совсем близко, в (полтораста шагов) от дома. Не хватает до покупки (полтора рубля). Не хватает (полтора литра), чтобы бутыль заполнить заполнить до горлышка. На нас во все глаза смотрели (полтораста радостных лиц). Эту книгу я читал более (полтора дня). Каждое упражнение на тренировках мы отрабатываем по (сорок раз). От (сорок рублей) нужно отнять тринадцать. Он это правило повторил (сто раз). Школа находилась в (сто метров) от дома. Человек, доживший до (девяносто лет) может сохранить свежесть ума. Лет до (сто) расти нам без старости. В аквариуме было более (девяносто рыбок). Мы плыли по морю около (полтора суток).
Завершите фразу.
Числительные 40, 90, 100, полтора, полтораста имеют только две падежные формы: именительный и винительный падежи - …, остальные падежи - ….
Склонение сложных количественных числительных
Выполить задание. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами, согласуя числительные с существительными.
Из (800 участников) съезда иногородних было семьсот сорок два человека. К (900 учащихся) одной школы присоединились девятьсот тридцать шесть другой. Пароход с (700 отдыхающих) вышел в рейд. Лагерь находился в (200 километров) от границы. На столе лежала объемистая книга с закладкой на (600 страниц). Серия пособий с (300 чертежей и схем). Дача находилась в (100 километров) от города. Экспедиция длилась свыше (90 дней). Это был большой оркестр с (400 музыкантов).
Выберите правильный вариант ответа.
В сложных количественных числительных на –сот,-сти,-ста в косвенных падежах склоняются обе части – одна часть.
Склонение составных количественных числительных
Выполнить задание. Запишите фразы, меняя цифры на слова.
Задача предложена 22 ученикам. Профессор увидел в аудитории 23 студента. Поезд шел с 368 пассажирами в 24 вагонах. Длина реки равна4798 километрам. Строителями отремонтировано 34 яслей.
Выполнить задание. Письменно просклоняйте числительные 778, 568, 921.
Завершите фразу.
В составных количественных числительных склоняются … части.
Склонение составных порядковых числительных
Выполнить задание. Запишите цифры словами, ставя их в нужном падеже.
Последний участник был 853 по счету. Ответ на этот вопрос был дан в 25 параграфе учебника. Вот уж и наступил 2010 год. В Индии говорят более чем на 845языках, значит, этот по счету 846. Никитка был его 25 внуком. Роман он закончил читать на 375 странице.
Выполнить задание. Просклоняйте числительные (письменно):
одна тысяча семьсот восемьдесят девятый год
сто тридцать седьмой день
Завершите фразу.
В составных порядковых числительных склоняется(ются) … часть(и).
Сочетаемость собирательных и количественных числительных с существительными
Выполнить задание. Раскройте скобки, выбирая подходящий вариант. Проанализируйте закономерности сочетаемости собирательных и количественных числительных с существительными.
Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). На кафедреработали (семь доцентов – семеро доцентов) и (два профессора – двое профессоров). Вчера были выписаны последние (два больных – двое больных). В семье старого охотника было (три сына – трое сыновей); все (три – трое) тоже прекрасные охотники. Серому волку не удалось съесть (семь – семеро – семерых) козлят. Ловко обманули злого волка (три поросенка – трое поросят). Старшие братья уехали вперед, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) придет мать. Работы было много, каждому из нас приходилось работать чуть ли не за (трех – троих). Метель не утихала в течение (трех – троих) суток. Их (четыре – четверо); все они ученицы балетной школы. В семье было (пять – пятеро) детей: (три мальчика – трое мальчиков) и (две девочки – двое девочек). Всех саней было (четыре – четверо). Навстречу ему щли (три мужчины – трое мужчин).
Завершите фразы:
собирательные числительные сочетаются с …,
собирательные числительные не сочетаются ….
Итоговый тест
1. Выделите ошибочный вариант(ы):
а) мечтал о стах рублях,
б) в полутора метрах от пола,
в) в полутораста метрах от уровня моря.
2. Выберите верный вариант(ы).
Со школой мы связаны
а) тысяча нитями,
б) тысячью нитями,
в) тысячей нитями.
3. Собирательные числительные употреблены правильно во всех сочетаниях ряда(ов):
а) их трое, тремя вопросами, двое волчат,
б) семеро яслей, пятеро девушек, двое больных,
в) двое профессоров, три акдемика, трое домов.
4. Выделите предложения, в которых допущены ошибки.
а) Длина реки равна четырем тысячам семиста девяноста восьми километрам.
б) Длина реки равна четыре тысячи семьсот девяносто восемь километров.
в) Длина реки равна четырем тысячам семиста девяносто восьми километрам.
5. В написании всех числительных ряда(ов) есть ошибки:
а) восемьнадцать, семьнадцать, пятдесят,
б) пятьнадцать, девятнадцать, двадцать,
в) восемдесят, тридцать, одинадцать.
ЗАНЯТИЕ №6
Тема. Синтаксические нормы.
Цель. Выработать устойчивые навыки правильного употребления словосочетаний и предложений в речи.
Вопросы и задания
1. Что регламентируют синтаксические нормы?
2. Повторите тему школьной программы «Словосочетание, его виды».
3. Повторите тему школьной программы «Предложение, его виды».
4. Перечислите типичные ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.
Нормы управления
Выполнить задание. В предложениях исправить ошибки, связанные с нарушением норм управления, объяснить их характер.
Началась подготовка по проведению экзаменов. Сочинение написано по той же теме, что и изложение. Мы получили много откликов по этому произведению. Серьезные нарушения вскрыты по производству лекарств и витаминных добавок. Ваше предложение ни на чем не обосновано. Преступникне раскаялся за содеянное. Большая работа предстоит перед нашими правоохранительными органами. Люди жалуются: стражи порядка нередко грубят с задержанными гражданами. Писатель ярко раскрыл образы по линии лирических отступлений. В города открыта школа по фигурному катанию. Профорг отчитался для группы. Путники отправились искать брода.
Завершите фразу.
Типичными ошибками, связанными с нарушением норм управления являются …(перечислить).
Выполнить задание. Выберите правильный вариант употребления предлога.
Выйти (с, из) дома, спуститься (с, из) крыши, приехать (с, из) Кавказа, прибыть (с, из) Украины, пересесть (с, из) трамвая на автобус, прийти (с, из) почты, прийти (со, из) школы, стоять (в, на) коридоре, находиться (в, на) Украине, отдыхать (в, на) Мальдивах, жить (в, на) переулке, находиться (в, на) территории цеха.
Завершите фразы:
Предлог с(со) указывает, что действие направлено….
Предлог из указывает, что действие направлено ….
Предлог в в географических названиях употребляется в следующих случаях … (перечислить).
Предлог на в географических названиях употребляется в следующих случаях … (перечислить).
Выполнить задание. Запишите словосочетания, выбрав нужный вариант из скобок.
Благодаря (войне, катастрофе, победе); согласно (распоряжения, распоряжению); заведующий (магазина, магазином); поднять (тост, бокал); одеть (платье, младшую сестру); три (новые, новых) состава; (автор, исполнитель) сложного сальто; одолжить (другу, у друга); вопреки (доказательства, доказательству); по (истечению, истечении) срока; скучать по (вам, вас).
Завершите фразы.
Предлог благодаря (образованный от глагола благодарить) по нормам современного русского языка употребляется для указания причины, имеющей … (какое значение? назвать).
Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу употребляются с существительными только в … падеже (назвать падеж).
Предлог по (в значении после) управляет … падежом (назвать), в сочетании с существительными и личными местоимениями употребляется с … падежом (назвать).