Существительных в родительном падеже множественного числа
Выполнить задание. Поставить слова в форму родительного падежа множественного числа. Выделить основу. Проанализировать закономерности выбора падежных окончаний у существительных, называющих лиц по национальной и территориальной принадлежности (например, белорус – белорусов).
Сибиряк, грузин, минчанин, болгарин, бурят, монгол, армянин, итальянец, киевлянин, корсиканец, ижанин, немец, француз, цыган, башкир.
Завершите фразу.
Имена существительные с основой на –н и –р, называющие лиц по национальной или территориальной принадлежности, в родительном падеже множественного числа имеют окончание ….
Выполнить задание. Разнесите слова на две колонки:
1- в родительном падеже множественного числа слово имеет нулевое окончание,
2 – в родительном падеже множественного числа слово имеет окончание –ов,-ев.
Макароны, носок, ботнок, бигуди, ставня, ясли, манжета, розга, туфля, хоромы, сумерки, брелок, щупальце, дрязги, заморозки, панталоны, брюки, валенок, чулок, снег, сандалета, жалюзи.
Завершите фразу.
Существительные, обозначающие парные предметы, и существительные. Не имеющие форм единственного числа, в родительном падеже множественного числа имеют окончание ….
Выполнить задание. Подберите варианты окончаний –ов,-ев – нулевое. Проанализируйте закономерности выбора.
В клубе собралось много партизан…. Среди полковник… возникли разногласия относительно предстоящего боя. Настоящих танкист… в полку не было. Была одна надежда – на гусар….
Завершите фразу.
В случае колебаний между нулевым окончанием и окончанием –ов,-ев в родительном падеже множественного числа у существительных, обозначающих воинские формирования, выбор осуществляется в сторону окончания ….
Выполнить задание. Допишите окончания. Проанализируйте закономерностивыбора. Отметьте стилистическую вариантность окончаний в родительном падеже множественного числа.
Нет апельсин….Нет баклажан…. Нет помидор…. Нет дын…. Нет лимон…. Нет абрикос…. Нет ананас…. Нет мандарин…. Не хватает пятидесяти грамм…. Довесить до четырех килограмм….
Завершите фразу.
В случае колебаний при выборе окончаний в родительном падеже множественного числа существительных, называющих овощи, фрукты и единицы их измерения, следует помнить: окончание –ов,-ев свойственно … норме, нулевое - … норме.
Трудные случаи склонения фамилий
Выполнить задание. Определите, склоняются ли приведенные ниже фамилии. Проанализируйте закономерности склонения фамилий иностранного происхождения на гласную.
Поэт Пабло Неруда, писатель Эмиль Золя, президент Патрис Лумумба, итальянец Казанова, поэт Гарсиа Лорка, писатель Агутава, пушкинский Сальери, путешественник Марко Поло, философ Жан-Жак Руссо, мастер Амати, бесстрашный Гарибальди, драматург Бернард Шоу.
Выбрать правильный вариант ответа.
Иностранные фамилии на –а,-я могут склоняться, если последний слог является ударным – безударным.
Нерусские фамилии на иные (кроме а, я) гласные склоняются – не склоняются.
Выполнить задание. Раскройте скобки, употребляя правильное окончание.
Был знаком с графом (Остен-Саен) – был знакомс графиней (Остен-Саен).
Зачитался английской писательницей (Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин).
Познакомился с поэзией (Адам Мицкевич) – познакомился со студенткой (Ева Мицкевич)
Книга белорусского писателя (Алесь Жук) – среди присутствующих нет студентки (Алена Жук).
Выбрать правильный вариант ответа.
В русском языке фамилии на согласный склоняются, когда обозначают лиц женского – мужского пола.
Выполнить задание. Поставьте фамилии в родительном падеже единственного числа:
Иван Дурново, Алена Пушных, Александр Чутких, Юрий Живаго, Мария Долгих,. Павел Седых.
Выбрать правильный вариант ответа.
Если фамилия имеет необычное для русского языка окончание, то она склоняется – не склоняется.
Итоговый тест
1. Выбрать правильный вариант:
Заявление от
а) Юрия Живаги,
б) Михаила Петренки,
в) Константина Рериха.
2. Все существительные ряда в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
а) брюк, ампер, грузин,
б) гренадер, хорват, апельсин,
в)панталон, турок, валенок.
3. Выбрать варианты, свойственные разговорной норме:
а) пять килограмм апельсинов,
б) огромные цеха,
в) незаполненные договоры.
4. Выбрать нормативный вариант:
а) яслей,
б) ясель,
в) яслев.
5. В одном из вариантов допущена ошибка:
а) сумерков,
б) потемок,
в) кочерег.
ЗАНЯТИЕ №5
Тема. Употребление числительных в речи.
Цель. Проанализировать типичные речевые ошибки при употреблении числительных, сформировать их нормативное употребление в устной и письменной речи.
Вопросы и задания
1. Повторите тему школьной программы «Имя числительное: разряды по значению и структуре».
2. Назовите основные сложности при употреблении числительных в речи.
3. Имеются ли стилистические различия при употреблении числительных?