О некоторых случаях употребления и неупотребления артикля
а) Рассмотрим употребление артиклей в следующих предложениях:
Qu es esto? Esto es una mesa. C mo es la mesa? La mesa es alta. | Что (есть) это? Это (есть) стол. Каков (есть) стол? Стол (есть) высокий. |
В ответе на первый вопрос перед существительным mesa стоит неопределенный артикль, значение которого в данном случае сводится к тому, что он относит предмет (то есть стол) к классу предметов, именуемых столами. В данном случае речь идет об одном из этих предметов. Сравнить, например: El t es una bebida. Чай - напиток.
Во втором вопросе и ответе на него то же самое слово употребляется с определенным артиклем, так как слушающий уже знает, о каком предмете идет речь.
Следовательно, когда речь идет об известном собеседнику предмете; употребляется определенный артикль. Если даже говорящий только предполагает, что предмет известен последнему, то он употребит определенный артикль. Например: Раblo va al cine (club).
Предполагается, что Пабло идет в какой-то определенный кинотеатр, который обычно посещает, или в определенный клуб (например, клуб университета).
Сравнить: Раblo va a un cine (club).
Предполагается, что Пабло идет не в тот кинотеатр и не в тот клуб, которые посещает обычно, а в какой-то иной, неизвестный собеседнику, вообще в какой-то кинотеатр.
б) Артикль не употребляется:
с именами собственными: Miguel, Pablo, Mar a;
с существительными, имеющими при себе притяжательные прилагательные, которые заменяют артикль: mi mesa, tu pluma;
с существительными, имеющими при себе количественные числительные:
Veo seis plumas aqu .
Tengo ocho l pices azules у blancos.
Tengo dos amigos.
Ho:Los dos amigos son alumnos.
Употребление артикля в последнем случае привносит особый оттенок, все сочетание в данном случае переводится не как два друга, а как оба друга.
ТЕКСТ
EN LA CLASE
Somos alumnos. Hoy tenemos seis clases. Vamos a la clase. La clase es alta de techo у c moda. Todas las clases de la facultad son altas de techo y c modas. En la clase todos los alumnos escuchamos atentamente.
(El profesor) - Valent n, d game, qu es esto? (indica un l piz)
(Valent n) - Esto es un l piz.
- C mo es el l piz?
- El l piz es bonito.
- Qu es esto? (indica una mesa de la clase)
- Esto es una mesa.
- C mo es la mesa?
- La mesa es baja y c moda.
- Qu lee Usted?
- Leo un texto.
- C mo es el texto?
- El texto es bastante dif cil.
- Bastante. Miguel, d game Ud., c mo hablo?
- Vd. habla bastante alto.
- Y c mo habla Ud.?
- Hablo bastante bajo. - Adonde van Vds. todos los d as?
- Todos los d as vamos a la facultad.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Выполните следующее артикуляционное упражнение:
Высовывать заостренный язык, не касаясь его губами. Кончик должен быть направлен вперед и вверх. Приложить кончик языка к краю верхних зубов, прощупать щель между верхними резцами по их внутренней поверхности, переместить язык на десну, а затем на альвеолы. Подвигая кончик языка назад, пройти альвеолярную выпуклость и прощупать твердое нёбо.
Попытавшись коснуться начала нёбной занавески, повторить весь путь в обратном порядке.
2. Поставьте во множественном числе следующие слова:
Образец: еl muchacho - los muchachos, unos muchachos.
el amigo el caj n la cam a el cine la cocina la mano la manzana | la chica la dificultad la voz la taza el plato el pepino el tomate | la facultad el joven la luz la maleta la manta la patata el chico |
3. Проспрягайте в настоящем времени:
andar lentamente cenar poco faltar fumar mucho hablar con un amigo | buscar una pluma escuchar atentamente beber vino subir deber |
5. Поставьте во множественном числе следующие предложения:
1. El alumno es atento. 2. La muchacha no es alta. 3. La mesa es c moda. 4. Soy alumno. 5. Busco un vaso. 6. Todo el d a lee en voz alta. 7. Va a la facultad. 8. Veo a una joven bonita. 9. Tomo una manta. 10. El muchacho fuma todo el d a. 11. Me falta un l piz. 12. Me hace falta una pluma. 13. Vivo en una casa alta. 14. Come una manzana dulce. 15. Tomo un caf solo.
4. Переведите следующие предложения:
1. Что это? - Это твоя ручка. 2. Что ты мне даешь? - Я даю тебе твою ручку. 3. Твой друг довольно симпатичный. 4. Что ты ищешь в ящике стола? - Я ищу здесь немного белой бумаги. 5. Мы живем в высоком доме. 6. Они живут в невысоком доме. 7. Твой стол высокий, мой стол низкий. 8. В классе Анхель слушает внимательно. 9. Что ты читаешь? - Я читаю (какой-то) текст. 10. У меня шесть помидоров на тарелке. 11. У меня мало карандашей на столе. 12. У меня много ручек и много белой бумаги на моем столе. 13. Что ты ставишь на стол? - Я ставлю на стол твою голубую чашку. 14. Все мои друзья - ученики. 15. Что это? - Это твой чемодан. 16. Что тебе не хватает? - Мне не хватает только одного стакана, я ищу стакан. 17. Все ученики идут на факультет. 18. Что ты делаешь каждый день? - Каждый день я хожу (иду) на факультет. 19. Твой друг - кубинец. 20. Мой друг Хайме внимателен со всеми. 23. Какова твоя ручка? - Моя ручка довольно красивая. 22. Как ты слушаешь в классе? - В классе я слушаю внимательно. 23. Каков твой голос? - Мой голос довольно громкий. 24. Каков голос твоего друга? - Голос моего друга довольно тихий. Он говорит тихо. 25. Друг Павла - мексиканец. 26. Что ты делаешь сегодня? - Сегодня я иду в клуб. 27. Что ты видишь здесь? - Я вижу здесь много кроватей и чемоданов. 28. Что ты съедаешь на ужин? - На ужин я съедаю немного картофеля и выпиваю чашку черного кофе.
СЛОВА
alto - громкий (о голосе) bajo - низкий, невысокий, тихий (о голосе) bastante - довольно, достаточно buscar - искать caf m - кофе caf solo - черный кофе casa f - дом clase f - класс (помещение); урок, занятие c modo - удобный (о мебели) contestar - отвечать Chile - Чили chileno - чилийский; m чилиец d a f - день; todos los dias каждый день dos - два ensalada f - салат escuchar - слушать esto - это (указ. мест. ср. рода) hoy - сегодня indicar - указывать, показывать m s - больше, более; кроме того | M jico - Мексика mejicano - мексиканский; m мексиканец mesa f - стол noche f - вечер, ночь de noche - вечером, ночью todas las noches - каждый вечер ocho - восемь saludar - приветствовать кого-либо,здороваться salud! - привет! seis - шесть ser - быть (глагол-связка) simp tico - симпатичный solo - только sopa f - суп techo m - потолок texto m - текст vaso m стакан ver - видеть |
Имена собственные: Miguiel, Pablo, Jaime, Justo
Запомните выражения:
todos los d as - каждый день
todas las noches - каждый вечер
de noche - вечером, ночью
en voz baja - тихо, тихим голосом
me faltan unos vasos - мне не хватает несколько стаканов
me hacen falta unos vasos - мне нужно несколько стаканов
Урок 5.
Некоторые особенности образования множественного числа существительных
а) Существительные, оканчивающиеся на ударные гласные , , во множественном числе добавляют окончание - es.
Например: el rub - los rubies; el baj - los bajaes
Исключениями из этого правила являются следующие слова:
el pap - los pap s; la mam - las mam s; el sof - los sof s
б) Некоторые существительные иностранного происхождения, оканчивающиеся на согласные, добавляют во множественном числе -s или -es, например:
el club - los clubs (илиclubes); el mitin - los mitins (илиmitines)
в) Многосложные слова, оканчивающиеся на неударные -is или -es (причем многие из них латинского происхождения), а также фамилии, оканчивающиеся на z, во множественном числе не изменяются. Показателем их множественного числа является только артикль.
Примеры:
la crisis - las crisis; (el) la an lisis - las (los) an lisis; el par ntesis - los par ntesis;
S nchez - los S nchez; P rez - los P rez
К этой группе относятся также наименования дней недели, имеющих окончание -es:
el lunes - los lunes - понедельник(-и)
el martes - los martes - вторник(-и)
el mi rcoles - los mi rcoles - среда(-ы)
el jueves - los jueves - четверг(-и)
el viernes - los viernes - пятница(-ы)
г) Некоторые существительные во множественном числе меняют место ударения.
Примеры:
el r gimen - los reg menes - режим (режимы)
el esp cimen - los espec menes - образец (образцы)
Имена с суффиксом -dor (-dora), -or (-orа) указывают на исполнителя действия (предмет или лицо), обозначенного в основе глагола. Например:
el trabajador- рабочий
la trabajadora - рабочая
el profesor - преподаватель
la profesora - преподавательница
el comprador - покупатель
el tenedor - владелец, вилка
el comedor- столовая
Суффиксы -ion, -don являются суффиксами имен женского рода и обозначают действие или его результат. Например:
la emoci n- эмоция, волнение
la sensaci n- сенсация
la eruditi n- эрудиция
la proporci n- пропорция
la posici n- позиция
la uni n- союз, соединение
la visi n видение, взгляд
la habitati n проживание; жилище, комната
la conversaci n разговор
Очень часто суффикс -don соответствует в русском языке существительным на -ция (сравнить вышеприведенные примеры).
Суффикс -dor (-dora) может быть также суффиксом прилагательных. Например:
trabajador(-а) - трудолюбивый(-ая)
hablador(-а) - разговорчивый(-ая), болтливый(-ая)
preguntador(-а)- назойливый, надоедливый, нескромный(-ая)
comedor(-а) - прожорливый(-ая)
Глагол estar.
Глагол estar относится к группе так называемых неправильных глаголов. В настоящем времени он спрягается следующим образом.
Этот глагол имеет в испанском языке несколько значении и в зависимости от этого по-разному переводится на русский язык. Глагол estar употребляется в следующих случаях.
а) Для обозначения местонахождения и в этом случае переводится на русский, как находиться, быть, лежать (о предметах).
Estamos en la clase. Мы находимся в классе.
Jorge est en la casa. Хорхе находится в доме.
El libro est en la mesa. Книга лежит на столе.
La pluma est en el caj n. Ручка лежит в ящике.
В данном случае при переводе на русский глагол можно опустить (Мы в классе. Хорхе в университете. Книга на столе и т. д.), чего никогда не бывает в испанском.
б) В значении чувствовать себя, выглядеть; находиться в каком-то состоянии. В этом случае на русский, также часто не переводится.
C mo est Ud.? Как Вы поживаете?
- Estoy bien, gracias. - Хорошо, спасибо.
- Estoy enfermo. - Я болен.
Timoteo est triste. -Tимотeo печален.
Carlos est libre.- Карлос свободен.
La habitati n est oscura. - В комнате темно.
La habitati n est limpia. - В комнате чисто.
El t (caf ) est dulce.- Чай (кофе) сладок (то есть с сахаром).