Появление второго самозванца
Слухи о том, что царь Дмитрий остался жив, что вместо него убили кого-то другого, появились среди москвичей еще в день убийства 17 мая 1606 года. Якобы ему удалось бежать вместе со своим «комнатным служителем» Михаилом Молчановым. Тем более этим слухам поверили в отделенных городах, особенно на юго-западе страны, в Северской земле. Произошло уникальное в истории явление. Города выходили из подчинения центральной власти и переходили на сторону «царя Дмитрия», под его знаменами выступила армия «царского гетмана» Ивана Болотникова. Но все это делалось без его самого.
Более года, с мая 1606 по июнь 1607 гг., в Московской Руси шла кровопролитная гражданская война во имя царя Дмитрия, однако сам он отсутствовал.
Но вот, наконец, 12 июня 1607 года в городе Стародуб на Северщине царь Дмитрий Иванович объявился. Ни его современники, ни позднейшие историки не имели точных данных о нем. По наиболее достоверным сведениям, вторым самозванцем стал Дмитрий Нагой, сын стрельца из Стародуба. Подругой версии, им был поповский сын Матвей Веревкин из Северской земли, по третьей — еврей Богданко из города Шклов (тогда на территории ВКЛ, ныне в Беларуси).[185]
В «Баркулабовской летописи» о появлении Лже-Дмитрия II сказано так:
«Того ж року 1607, месяца мая, после семое суботы, ишол со Шклова и з Могилева на Попову гору якийсь Дмитр Иванович; менил себе быти оным царем московским, который первей того Москву взял, и там же оженився. Бо тот Дмитр Нагий был напервей у попа Шкловского именем (пропуск в тексте), дети грамоте учил, школу держал; а потом до Могилева пришол, также у священника Федора Сасиновича Николского у селе дети учил. А сам оный Дмитр Нагий мел господу у Могилеве у Терешка, который проскуры заведал при церкви святого Николы. И прихожувал до того Терешка час немалый, каждому забегаючи, послугуючи; а мел на собе оленье плохое, кожух плохий, шлык багряный, в лете в том ходил. А коли были почали познавати онаго Дмитра Нагого, в тот час в Могилева на село Онисковича Сидоровича аж до Пропойска увышол. Там же у Пропойску были его поймали, во везенью седел. А потом пан Рагоза, врядник чечерский, за ведомостю пана своего его милости Зеновича, старосту чечерского, оного Дмитра Нагого на Попову Гору, то ест за границу Московскую пустил, со слугами своими его сопровадил.
А коли приехал до москвы, то ест Поповы Горы, там же его москва по знаках царских и по писаных листах, которые он, утекаючи з москвы по замках написавши давал, — через тые уси знаки его познали, иж он ест правдивый певный царь восточный Дмитр Иванович, праведное слонце. Тут же почали радоватися, в шаты, убиоры коштовные одъли; потом конного люду семсот до него прибегло. Тут же почал лысты писати до Могилева, до Оршы, до Мстиславля, Кричева, до Менска и до всих украинных замков, абы люде рыцерские, люде охотные до онаго Дмитра Нагого прибывали, гроши брали его. И заразом с Поповы Горы оный Дмитр Нагий, сёл мнимый царь московский, осел замок московский Стародуб».
Столь солидные российские историки, как СМ. Соловьев, Н. И. Костомаров, М. Н. Покровский, С. Ф. Платонов считали, что Лже-Дмитрий II появился независимо от поляков. По их мнению, его кандидатуру выдвинули северские служилые люди и казаки, ненавидевшие Шуйского, а поляков и литвинов он использовал как наемников.
Но советские историки сталинской эпохи, когда особенно пышно расцвели теории всевозможных «иностранных заговоров» против старой и новой Руси, начали усердно выставлять второго Самозванца польской марионеткой.
Якобы с его помощью польско-литовские паны задумали осуществить интервенцию в Московскую Русь, дабы лишить ее независимости, а всех православных силой превратить в католиков. С тех пор эта теория обрела массу сторонников. Один из самых убежденных — А. Б. Широкорад.
Итак, стародубцы собрали деньги «государю» и стали рассылать грамоты по городам, чтобы посылали к ним ратных людей:
«Чтобы вы прислужились государю нашему прирожденному Димитрию, прислали бы служилых всяких людей на государевых изменников, а там будет добра много. Если государь царь будет на прародительском престоле на Москве, то вас всех служилых людей пожалует своим великим жалованьем, чего у вас на разуме нет».
В августе 1607 года в Стародуб пришел из Литвы отряд мозырского хорунжего Осипа Будзилы (до 700 конных литвинов). А из Тулы тогда же прибыл от Болотникова с письмом, содержавшим просьбу о помощи, казацкий атаман Иван Заруцкий. Раньше он никогда не видел Лже-Дмитрия I, но Стародубцев уверил, что это «настоящий царь». В благодарность за это Лже-Дмитрий II поспешил ввести Заруцкого в «боярскую думу», заседавшую в Стародубе.
Как уже сказано выше, Самозванец в ответ на отчаянный призыв Болотникова и его сподвижников в сентябре 1607 года двинулся к Туле на помощь. Пятитысячное войско «царя» возглавил «гетман» Меховецкий.
В Брянск «царь добрый» вступил 25 сентября. Жители встретили его колокольным звоном, все они вышли навстречу. Тоже самое было в Почепе, потом в Карачеве. 8 октября войско Самозванца штурмом взяло Козельск. Там он узнал о падении Тулы, после чего пошел на Белев и освободил его от царских людей 16 или 17 октября. Позже Лже-Дмитрий двинулся к Орлу, где стал лагерем 6 января 1608 года.[186]
Сюда к нему стали пробираться остатки разгромленных войск «гетмана» Болотникова и «царевича Петра». Прибыли по его приглашению новые, наемники из Литвы. Так, 2 октября пришел Валентин Валавский, с ним 500 всадников и 400 пехотинцев. Затем Самуил Тышкевич: 700 всадников, 200 пехотинцев. Пришла конная хоругвь Александра Лисовского: 100 всадников. «Баркулабовская летопись» сообщает:
«Отселя з Литвы Руцкий з ротою, Лисовский, Велемовский, Сапега и иных много, а з Низуроты великие: князь Вышневецкий з ротою, Волынских, подолских зацных панов з ротами. Ас Полщи пан Стадницкий з ротами великими»…
Несколько раньше (в сентябре 1606 года) в Речи Посполитой произошел мятеж (рокош) шляхты под предводительством краковского воеводы Николая Зебжидовского. Рокош в этом государстве был делом вполне обычным: на то и существовали шляхетские вольности. Но поскольку мятеж не привел к успеху, все его участники оказались под угрозой серьезных наказаний, вплоть до смертной казни. Служба под знаменами «царя Дмитрия» стала для многих из них наилучшим средством выхода из неприятной ситуации.[187]
Наконец, литвинский князь Роман Рожинский (или Ружинский) собрал в так называемых «низовых землях» (т. е. в Украине) самый большой отряд наемников — до четырех тысяч. Этот отряд перешел московскую границу и остановился в Кромах, откуда Рожинский направил гонцов в Орел, чтобы сообщить Самозванцу о своем приходе и предложить службу. Несколько позже именно Рожинский стал главнокомандующим (гетманом) его армии, заменив тем самым Болотникова. Но до способностей Ивана Исаевича ему было очень далеко.
Начиная с момента пребывания в Орле, Лже-Дмитрий рассылал грамоты по городам Московской Руси, призывая население переходить на его сторону и присылать к нему ратных людей. Историк XVIII века В. И. Татищев писал о том, каким образом Самозванцу удалось привлечь на свою сторону массу людей:
«Стоя в Орле, посылал от себя ко всем городам грамоты с великими обещаниями милостей, междо протчим, всем крестьянам и холопам прежнюю вольность, которую у них царь Борис отнял, и тем почитай весь простой народ к себе привлек».
Что касается служилых людей, то им он щедро раздавал земли. Так, в одном лишь Арзамасском уезде «царь Дмитрий» пожаловал землей 47 человек. Пожалования производились, в основном, за счет владений местных «детей боярских» и помещиков, находившихся на службе у царя Василия Шуйского.
Поход Самозванца на Москву
(апрель — июнь 1608 г.)
В середине апреля 1608 года, через полгода после падения Тулы, армия Самозванца (до 25 тысяч человек), под командованием гетмана Рожинского, двинулась от Орла к городу Волхову. Царь Василий послал навстречу «вору» своего брата Дмитрия Шуйского и князя Василия Голицына с 30-тысячной ратью.
11 мая у деревни Каменка, в 10 верстах от Волхова (город в верхнем течении Оки, в нынешней Орловской области) они сразились с отрядами Рожинского. Первым вступил в бой полк воеводы Василия Голицына, но был опрокинут и бежал. Положение восстановил ввод в бой полков под командованием князя Куракина. В результате первый день сражения не дал перевеса никому.
На следующее утро битва возобновилась. Дмитрий Шуйский действовал нерешительно, а в самый разгар боя велел отвезти пушки к Волхову. Его войска восприняли это как сигнал к отступлению. Тем временем Рожинский, извещенный перебежчиками о пораженческих настроениях противника, решительно атаковал армию Шуйского и обратил ее в бегство. Началось общее отступление, вскоре перешедшее в паническое бегство. «Воровские» отряды захватили много пушек и большой обоз с продовольствием.
* * *
После этого сражения Волхов сдался без боя. Дальнейший поход на Москву напоминал триумфальное шествие. Города встречали Самозванца хлебом-солью и колокольным звоном.
1 июня Лже-Дмитрий вышел к Москве-реке. Царские воеводы, караулившие самозванца на Тверской дороге, упустили его. На рассвете 4 июня Рожинский наголову разбил их на реке Ходынке.
Царь Василий послал из Москвы новое войско во главе с князем М. В. Скопиным-Шуйским и боярином И. Н. Романовым. Царские полки заняли позицию на реке Незнань между городами Подольск и Звенигород. На поиск переправы были направлены разъезды, которые донесли, что «вор поиде под Москву не тою дорогою». Рожинский обходил их справа, идя из Звенигорода на Вязьму в направлении Москвы. Одновременно в войске была обнаружена измена. Как сказано в летописи, в полках «нача быти шатость: хотяху царю Василью изменити князь Иван Катырев, да князь Юрьи Трубецкой, да князь Иван Троекуров и иные с ними».
Из-за этой «шатости» царь Василий приказал своему войску срочно возвращаться в Москву. Войско же Самозванца беспрепятственно подошло к столице 1 июля. Однако для ее штурма сил у «вора» не хватало. Рожинский предложил обойти столицу с севера и оседлать Ярославскую дорогу, чтобы воспрепятствовать подходу войск и обозов с продовольствием из северных земель. Армия Самозванца расположилась в селе Тайнинском.
Но вскоре выяснилось, что отряды Шуйского заблокировали ее коммуникации с Литвой и северскими городами. Поэтому было решено перебазировать войско к западу от Москвы. Рожинскому далось отбросить отряды Шуйского, стоявшие на Тверской дороге. Затем «воры» перешли на Волоколамскую дорогу, где нашли удобное место для стоянки — в селе Тушино (с 1960 года в черте Москвы), между реками Москва и Всходня. Здесь они устроили лагерь, который в течение нескольких месяцев обустроился и превратился в довольно большой деревянный город. Его обитателей московские власти и жители окрестили «тушинцами», а самого Лже-Дмитрия II — «Тушинским вором».
Князь Михаил Скопин-Шуйский и боярин Иван Романов с войском встали напротив Тушино, по берегу реки Ходынка.
В первых числах августа 1608 года в Тушино прибыл из Литвы староста Усвят, князь Ян-Петр Сапега.[188]У него было около 1700 профессиональных воинов — наемников, ранее воевавших в Ливонии. Еще на подходе к ставке «царя Дмитрия», 29 июля, эти «солдаты удачи» подписали акт конфедерации, где было сказано, что их целью является восстановление «попранной справедливости великой царицы московской», т. е. Марины Мнишек.[189]
* * *
После прихода Сапеги в Тушинский лагерь был принят новый план военных действий. Он заключался в том, чтобы блокировать Москву со всех сторон. Тушинцы разделились на две части. Одна часть во главе с гетманом Рожинским и Самозванцем оставалась в Тушино, чтобы отвлекать на себя главные силы Шуйского. Другая часть во главе с Сапегой должна была овладеть Троице-Сергиевым монастырем, прикрывавшим северные пути к Москве.
Ян-Петр Сапега двинулся к монастырю 19 сентября, у него было до 16 тысяч ратников. Царь Василий пытался сопротивляться тушинцам.
Он послал войско (до 20 тысяч), во главе со своим братом Иваном, навстречу отряду князя Сапеги.
Противники встретились в сентябре 1608 года у подмосковной деревни Рахманцово. Отряд Сапеги дважды атаковал полки Шуйского, но получил отпор. Во время второй атаки гетман был ранен в лицо.
Однако эта неудача не смутила Сапегу, и он призвал своих воинов третий раз попытать счастья. «Отечество далеко. Спасение и честь впереди, а за спиною стыд и погибель», — заявил он и увлек в атаку отряд.
Правительственные войска не выдержали отчаянного натиска и побежали с поля боя, «как стадо овец». Иван Шуйский вернулся в Москву почти без армии. Большинство воинов просто разошлось по домам и решило ждать развязки борьбы между «царями» Василием и Дмитрием. Одержав победу в поле, Сапега вскоре прибыл к Троице-Сергиеву монастырю и начал его осаду.
Встреча «царя» Дмитрия
И «царицы» Марины
Весной 1608 года в Москву прибыли послы короля Сигизмунда III. Они в категорической форме потребовали от Василия Шуйского отпустить в Речь Посполитую поляков и литвинов, удерживавшихся московитами с мая 1606 года. По договору об очередном продлении Ям-Запольного перемирия, подписанному 25 мая сроком на 3 года и 11 месяцев (с 20 июля 1608 года по 20 июня 1612), царь Шуйский согласился отпустить всех, кроме Марины Мнишек.[190]Ведь она, в отличие от Лже-Дмитриев I и II, не была самозванкой и русской царицей стала официально (кстати говоря, ее коронация была первой, до того ни одну из великокняжеских и царских жен такой чести не удостоили).
Но несколько позже (в начале августа) он разрешил уехать в Польшу и Юрию Мнишеку с дочерью Князь Владимир Долгорукий с тысячным отрядом охраны спешно повез их из Ярославля на запад, через Углич и Тверь.
Однако в Тушино узнали об этом. На перехват конвоя царицы устремился отряд пана Зборовского. Князь Долгорукий предложил изменить маршрут, чтобы уйти от погони, но Юрий Мнишек отказался. Не исключено, что он успел достичь какого-то предварительного соглашения с Лже-Дмитрием II. В результате Заборовский перехватил Мнишков со спутниками.[191]
После захвата Марина и Юрий были препровождены в Царево-Займище, где находился Ян-Петр Сапега, направлявшийся в Тушино со своим отрядом наемников. 1 сентября Сапега подошел к Тушино и остановился в одной версте от стана. 5 сентября Лже-Дмитрий имел первое тайное свидание со своей «супругой» и ее отцом. Марина и раньше знала, что этот человек — не ее бывший муж, но теперь она смогла лично в этом убедиться.
Стороны достигли соглашения, согласно которому Марина не должна была исполнять супружеские обязанности до тех пор, пока Самозванец не сядет на трон в Москве. Поэтому рассказы некоторых польских авторов о тайном венчании по католическому обряду, состоявшемся в тот день, суть выдумки. Наконец, 10 сентября Марина торжественно прибыла в Тушино. При виде Самозванца она изобразила изумление и радость. Она низко поклонилась «чудесно спасшемуся супругу», а тот поднял ее и нежно обнял. Понятно, что такое «признание» значительно укрепило позиции нового Самозванца среди его приспешников.
Юрий Мнишек пробыл в Тушинском лагере 4 месяца — до начала января 1612 года. За это время он сумел выторговать у Лже-Дмитрия, в качестве платы за свою дочь-царицу в вечное владение Северское княжество с четырнадцатью городами. Кроме того, Самозванец пообещал заплатить ему 300 тысяч рублей, как только вступит в столицу. Затем пан Юрий уехал в свой родной Сандомир и на Руси никогда больше не появлялся.
Ну, а Марине нужда уезжать исчезла: венценосный супруг «нашелся», ее долг — быть рядом с ним. Видимо, она решила посмотреть, чем кончится дело. А вдруг и правда снова станет московской царицей?
Тушинское «сидение»
(август 1608 — декабрь 1609 гг.)
Как уже сказано, 25 мая 1608 года правительство царя Василия Шуйского и король Сигизмунд III заключили новый договор о продлении Ям-Запольного перемирия. Одним из его условий стало обязательство властей Речи Посполитой выдавать всех поляков и литвинов, поддерживающих Лже-Дмитрия II, впредь никаким самозванцам не верить и за них не вступаться.
Еще до заключения этого договора в ставку Лже-Дмитрия, находившуюся тогда в Звенигороде, прибыл специальный посланник Борзковский, который от имени короля и сейма Республики потребовал, чтобы поляки и литвины, служившие Самозванцу, покинули пределы Руси. Однако гетман Рожинский дал ему от имени всех воинов категорический отказ.
Формально теперь в тушинском лагере были и царь и царица. Тушино стало как бы второй столицей Московии. Была тут и «воровская» Боярская дума, которую возглавили Михаил Салтыков и Дмитрий Трубецкой, то есть светская власть была в полном составе. Не хватало только патриарха.
В сентябре 1608 года Ян-Петр Сапега со своим отрядом по пути к Троице-Сергиеву монастырю подошел к Переяславлю-Залесскому. Город сдался без боя, жители присягнули «царю Дмитрию». Далее Сапега пошел к Ростову Великому. Этот город отказался добровольно признать Самозванца. Дело в том, что он имел совершенно уникальный состав населения: на 400 дворов посада приходилось 70 церквей! Большинство дворов принадлежало духовенству. Церковники сумели удержать население от присяги Самозванцу, но оказались не в силах организовать достойное вооруженное сопротивление. Местный воевода Третьяк Сеитов вышел в поле навстречу противнику с «малыми силами» и был разбит. После этого в Ростове «воров» хлебом-солью встретил митрополит Филарет.
Позже русские историки утверждали, что литвины насильно посадили беднягу Филарета в простые сани и отвезли в Тушино. И что ехал он в простой меховой шапке и в простых сапогах. Ну, это вполне можно допустить. У «полевого командира» Сапеги не было шикарных возков, отделанных золотом, да и время поджимало. Но что обычно делали в те времена с пленниками? Казнили, бросали в темницы, меняли на своих людей, отдавали за выкуп. Никто не предлагал пленникам стать главой церкви. Так что Филарет, скорее всего, сам вызвался сотрудничать. Например, архиепископа Тверского Феоктиста, не пожелавшего признать «вора», тушинцы убили.
В Тушино «царь Дмитрий» объявил Филарета патриархом. Тот рьяно приступил к своим новым обязанностям: совершал богослужения и рассылал по всей стране грамоты, призывая покориться царю Дмитрию. Под грамотами он подписывался: «Великий Господин, преосвященный Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский, нареченный патриарх Московский и всея Руси».
В Тушино сбежали родственники Филарета по женской линии — Сицкие и Черкасские. Туда же прибыл муж сестры Филарета (Ирины Никитичны) — Иван Иванович Годунов, поставленный царем Василием воеводой во Владимире, жители которого тоже присягнули Тушинскому вору.
Итак, в стране возникло двоевластие: существовали два правительства: царя Василия IV Ивановича в Москве и царя Дмитрия II Ивановича в Тушино.
В стане Самозванца были созданы собственные государственные органы — приказы. «Царь Дмитрий» назначал своих воевод, раздавал поместья, должности и жалованье тем, кто переходил к нему на службу. В Тушино потянулись представители разных сословий (и казаки, и дворяне, и крестьяне) в надежде повысить свой социальный статус и получить привилегии. Были такие ловкачи, которые перебегали, а затем возвращались обратно, требуя при каждом переходе «чины и земли». Их москвичи называли «тушинскими перелетами». По этому поводу С. М. Соловьев отметил:
«Крестьяне, например, собирались вовсе не побуждаемые сословным интересом, не для того, чтоб, оставаясь крестьянами, получить большие права: крестьянин шел к самозванцу для того, чтобы не быть больше крестьянином, чтобы получить выгоднейшее положение, стать помещиком вместо прежнего своего помещика; но подобное движение произошло во всех сословиях: торговый человек шел в Тушино, чтобы сделаться приказным человеком, дьяком, подьячий — чтобы сделаться думным дворянином, наконец, люди родовитые, князья, но молодые не надеявшиеся по разным отношениям когда-либо или скоро подвинуться к боярству в Москве, шли в Тушино, где образовался особый двор в противоположность двору московскому».
Православный историк-монархист Соловьев не захотел, вернее, не мог сказать то же самое о церковниках. За него это сделал польский автор Казимир Валишевский:
«Вслед за Филаретом, этой пародией на патриарха, вся церковь ринулась, очертя голову, в тину: священники, архимандриты и епископы оспаривали друг у друга милости Тушинского вора, перебивая другу друга должности, почести и доходы ценою подкупа и клеветнических изветов. Вследствие этих публичных торгов епископы и священники сменялись чуть ли не каждый месяц. Во всем царила анархия: в политике, в обществе, в религии и в семейной жизни. Смута была в полном разгаре».
Взятие тушинцами Ростова Великого повлекло за собой сдачу соседних городов: Ярославля, Вологды и Тотьмы. На юге на сторону Лже-Дмитрия II перешла Астрахань, на северо-западе — Псков. Однако создать четкую систему управления на присягнувших ему землях Самозванцу не удалось. Там фактически царил «беспредел». С одного и того же села либо городка могли взять контрибуцию и казаки Рожинского, и литвины Сапеги, и бандиты Лисовского.
Во Владимирской земле зверствовал какой-то Наливайко, однофамилец знаменитого казацкого атамана Северина Наливайко, казненного в Варшаве в 1597 году. Он отметил свой путь ужасными оргиями, сажая на кол мужчин, насилуя женщин. По свидетельству Сапеги, который ему покровительствовал, только в одной деревне он собственными руками зарезал 93 человека обоего пола. Кончились его приключения тем, что Рожинский, конкурент Сапеги, велел схватить и повесить мерзавца. По приказу Рожинского был убит и его конкурент на посту гетмана, пан Меховецкий, вновь явившийся в армию Самозванца.
Ни та, ни другая сторона не могла победить окончательно. За Шуйского никто не хотел класть голову, а Самозванца реально поддерживали только литвины с поляками, да казаки, которых было, во-первых, недостаточно, а во-вторых, судьба вождя мало их волновала. Они преимущественно грабили местное население. Грабежи заставили жителей городов «садиться в осаду»: закрывать ворота и не пускать тушинцев. Но противостоять профессиональным головорезам они не могли. Тушинцы, особенно поляки и литвины, брали город за городом, крепость за крепостью. Деревянные замки («крепостицы») и деревни они сжигали, горожан и крестьян обирали до нитки, словом, вели себя так, как действует деморализованная солдатня в завоеванной стране.
И все же с осени 1608 года в ряде мест «тушинские воры» стали получать отпор. При этом народ защищал уже не царя Василия Шуйского, а свое имущество, свои жилища и свои семьи. Так, 5 января 1609 года конный отряд «воров» появился в окрестностях маленького города Устюжной. Гарнизона в нем никогда не было, но из Москвы для организации обороны прислали воеводу Андрея Петровича Ртищева, а с Белоозера подошли 400 ополченцев. У деревни Батневка Ртищев сразился с литвинами. Устюжане и белоозерцы мало что смыслили в ратном деле, и, как гласит летопись, «литовцы покосили их как траву».
Однако Жители Устюжной не пали духом. Они построили укрепления. В 60-и верстах от Устюжной находились залежи железной руды, в городе было свыше 30-и кузнечных мастерских. За четыре недели в них изготовили или доделали более 100 пушек и крепостных пищалей.
3 февраля 1609 года к Устюжной подошел отряд атамана Козаковского. Литвины полезли на деревянные стены городка, но были встречены сильным огнем. Понеся большие потери, они отступили. 8 февраля, получив подкрепление, литвины и казаки снова приступили к Устюжне с двух сторон, и снова вынуждены были отступить с большими потерями, и после этого уже не возвращались. Вплоть до 1918 года устюжане 10 февраля праздновали спасение своего города от «воров» крестным ходом, в котором носили чудотворную икону Богородицы.