Как заниматься по самоучителю
Структура самоучителя
Самоучитель состоит из 26 уроков. Из них первые три урока в основном посвящены звуковой стороне английского языка и правилам чтения.
Каждый урок состоит из грамматических и лексических пояснений, иллюстрированных примерами, текста со словарем и примечаниями, упражнений и контрольной работы. Кроме того, в уроках 4-18 есть факультативный раздел «Дополнительный материал для устной речи», а к урокам 8-25 приложены тексты для дополнительного чтения по выбору учащегося.
В конце самоучителя вы найдете приложения: 1. Ключ к контрольным работам; 2. Таблица спряжения стандартных глаголов; 3. Перечень основных форм наиболее распространенных нестандартных глаголов; 4. Список наиболее употребительных служебных слов; 5. Англо-русский словарь. Для удобства таблицы «Английский алфавит» и «Знаки международной фонетической транскрипции» даются в начале учебника, перед первым уроком.
Указания по работе с общим англо-русским словарем вы найдете в уроке 21, а советы по переводу, которые даются на протяжении всего курса, суммируются в уроке 26.
Структура урока
В уроке (начиная с четвертого) материал расположен в следующем порядке: 1. грамматика; 2. словообразование; 3. упражнение в чтении; 4. текст; 5. словарь к тексту; 6. примечания к тексту; 7. анализ слов урока; 8. упражнения; 9. контрольная работа; 10. повторительные задания (для подготовки к следующему уроку); 11. факультативный материал (для устной речи и дополнительного чтения).
Порядок прохождения курса
Материал в уроке расположен строго в том порядке, в котором его нужно изучать. Другими словами, надо сначала прочитать грамматические пояснения, тщательно продумать все примеры и сравнить их с переводом этих примеров, который дается на той же странице.
Разделы словообразования изучаются в том же порядке.
Идущие за ними упражнения в чтении обязательно нужно выполнять вслух.
После этого следует переходить к изучению текста, который является центром урока. К тексту следует обращаться повторно до полного усвоения его содержания. Рекомендуется сначала прочитать текст про себя, обращаясь за справками к словарю и примечаниям, которые даются сразу после текста, и возвращаясь, в случае надобности, к грамматическим разделам. Добившись полного и точного понимания текста, перечитайте его еще раз (желательно вслух), переведите устно, а если позволяет время, то и письменно.
После этого нужно прочитать раздел, посвященный анализу слов (он дается в каждом уроке начиная с восьмого), и выучить новые слова. Это особенно трудоемкая, но абсолютно необходимая работа. Упражнения, содействующие запоминанию слов, вы найдете в каждом уроке. Особенно важно постоянно повторять слова пройденных уроков как путем чтения текстов, так и всеми другими способами. О том, как проводить эту работу, говорится подробно в уроке 6 (раздел «О запоминании слов»).
После этого приступайте к выполнению упражнений. Делайте их в том порядке, в котором они приведены в книге. Выполнять их нужно письменно, если нет указания об устном выполнении данного упражнения. Пропускать упражнения не рекомендуется.
Контрольные работы по каждому уроку тоже выполняются письменно (кроме тех заданий, где есть указание об их устном выполнении).
Правильность выполнения контрольных работ обязательно проверьте по ключу (Приложение 1) и исправьте ошибки, если они есть.
До перехода к следующему уроку надо выполнить повторительные задания, которые даются после контрольных работ (начиная с урока 2). Попутно восполняйте и все обнаружившиеся пробелы в знаниях.
Раздел «Дополнительный материал для устной речи» (уроки 4-18) является факультативным (необязательным). Просматривайте его и выбирайте то, что вы сочтете нужным. Встречающиеся в этих разделах слова включены в словарь самоучителя, но не считаются необходимыми для дальнейшего прохождения курса. Например, в факультативном материале к уроку 8 встретилось слово German немецкий, но в уроке 24 оно выделено как новое. Другими словами, незнание слов этого раздела не мешает изучению основного материала.
Из материала для дополнительного чтения (уроки 8-25) выбирайте тексты по своему усмотрению. В этот раздел включены газетные сообщения, научно-популярные заметки, анекдоты, стихи, пословицы, поговорки, распространенные цитаты. Выбирайте для чтения то, что вам покажется интересным или полезным. Основные слова этого раздела также включены в словарь самоучителя, а менее распространенные слова и выражения объясняются в самих этих разделах (в примечаниях или в самом тексте).
Для занятий заведите себе общую тетрадь, чтобы можно было возвращаться к выполненным упражнениям. Писать на отдельных листках не рекомендуется. Для слов нужна отдельная тетрадь, алфавитный блокнот или карточки (указания по ведению словаря см. в уроке 6).
При изучении шести последних уроков самоучителя вам будет нужен общий англо-русский словарь. Указания, как им пользоваться, даны в уроке 21.
Дальнейшие методические указания вы найдете в самих уроках. Заниматься надо регулярно. Как уже сказано в предисловии, каждый урок рассчитан в среднем на две-три недели работы при занятиях три раза в неделю по часу-полтора. Если вы сможете заниматься по часу пять раз в неделю, будет еще лучше. Помните, однако, что эти 4-5 часов занятий в неделю вы не сможете восполнить занятиями по пять часов один раз в неделю, в выходной день. Такая работа будет гораздо менее эффективной, так как от занятия к занятию вы будете забывать часть пройденного и в общей сложности потратите гораздо больше времени.
Заниматься без помощи преподавателя — дело нелегкое. Оно требует сосредоточенности и организованности. Но изучить язык таким образом можно.
А.В. Петрова
АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ
В печати | На письме | Название буквы | Обычно изображает звуки |
Аа | эй [eɪ] | [eɪ, æ] | |
Вb | би [bi:] | [b] | |
Сс | cи [si:] | [s] — перед e, i, y; [k] — в остальных случаях | |
Dd | ди [di:] | [d] | |
Ее | и [i:] | [i:, e] | |
Ff | эф [ef] | [f] | |
Gg | джи [ʤi:] | [ʤ, g] | |
Hh | эйч [eɪʧ] | [h] | |
Ii | aй [aɪ] | [aɪ, ɪ] | |
Jj | джeй [ʤeɪ] | [ʤ] | |
Kk | кэй [keɪ] | [k] | |
Ll | эл [el] | [l] | |
Mm | эм [em] | [m] | |
Nn | эн [en] | [n] | |
Oo | oy [əʊ] | [əʊ, ɒ] | |
Pp | пи [pi:] | [p] | |
kью [kju:] | [kw] | ||
Rr | ap [ɑ:] | [r] | |
Ss | эc [es] | [s] | |
Tt | ти [ti:] | [t] | |
Uu | ю [ju:] | [ju:, ʌ, ʊ] | |
V | ви [vi:] | [v] | |
Ww | дaбл ю ['dʌblju:] («двойное ю») | [w] | |
Xx | экс [eks] | [ks, ɡz] | |
Yy | yaй [waɪ] | [j] | |
Zz | зэд [zed] | [z] |
В графе «Название буквы» дано русскими буквами приблизительное звучание этих названий. В скобках оно дано более точно с помощью так называемой фонетической транскрипции.