Чередование гласных в д-а.глаголах
инфинитив+an пр.время ед.ч+ø пр.время мн.ч.+on прич.2 +en примеры
1) ī ā i i bīdan=bide ждать
2) ēo ēa u o beodan
3) a) in+d an+d un+d un+d bindan
b) eor+Þ ear+Þ ur+Þ or+Þ weorÞan –становиться
c) el+p eal+p ul+p ol+p helpan
4) er ær ær or beran
5) et æt æt et metan – мерить
эти 5 групп имели качественный аблаут
6) a o o a faren=farewell
качественно-количественный аблаут
7) a a hātan-hēt/heht
ā ē ē ā
æ æ
ea eo eo ea
o o
eā ēa
ē ē
ō(w) ēo(w) ēo(w) ōw
ā(w) āw
редуплицирующий. Не весь слог, а только начальный согласный.
weorÞan-wearÞ-wurden-worden (по закону Вернера)
Слабые глаголы в д-а
Основных классов 3, в готском был специфический четвертый.
Каждый сл.глагол характеризуется 3 основными формами: инфинитивом, прошедшим временем и причастием вторым.
Слабые глаголы – это более поздние глаголы. Если сильные – это чаще всего обще и-е лексика, то слабые – это германская инновация. Характерная черта всех германских языков, больше нигде не встречается.
Они производные от других слов при помощи суффикса.
Суффиксы существовали в дописьменную эпоху, в д-а, в эпоху письменных памятников их уже не видно. Суффикс i прослеживается за счет того, что в корне обязательно есть умлаут.
1й классобразуются либо от сущ, либо от других глаголов. У правильных глаголов 1 класса корневой гласный вовсех формах подвергся nepeгласовке под влиянием элемента-iв суффиксе. 1. У глаголов с долгим корневым гласным -i отпадает независимо от того, какой coгласныйстоял перед ним.2. (а) У глаголов с кратким корневым гласным, за которым следует -г-,элемент-i сохранился в основеинфинитива и настоящего времени, а согласный -г остался неудлиненным.(б) Углаголов с кратким корневымгласным, за которым следует какой-нибудь согласный, кроме -г-,элемент -iисчезает, а согласный удлиняется, т. е. на письме обозначается удвоенной согласной буквой (западногерманское удлинение согласных)
1) dēman-dēmde-dēmed
2) а. nerian-nerede-nered
б.fremman-fremede-fremed
3 формы потому что мн.ч. и ед.ч.пр.вр отличались только окончанием.
В 1 классе выделялось 11 неправильных глаголов. Их неправильность заключалась в том, что суффикс у них был только в 1 форме – инфинитив и наст.вр, а это значит, что умлаут проходил только в 1-й форме, т.е по качеству корневого гласного 1я форма отличалась от второй и третьей.
Поскольку дентальный суффикс присоединялся прямо к корню, то если конечный согласный в корне был сонорным, то в корне м.б.преломление. А если конечный согласный в корне был k, то в сочетании с дентальным суффиксом происходила нейтрализация противопоставления в пользу щелевого – kt->ht. А если перед k шел носовой, то перед h он выпадал, удлиняя предшествующий гласный, что еще больше увеличивало вариативность форм.
*taljan>tellan
гот д-а
Прош.вр: *tælde>tealde-teald
*sōkjan-sēcan
П.в:*sōkte>sōhte-sōht
*Þunkjan>Þyncen
П.в.: *Þunkte>Þunhte>Þūhte-Þūht
*Þankjan>Þencan-Þōhte-Þōht
контаминация: инфинитив от 1-го глагола, претерит и прич2 от 2-го. Это могло случиться только за счет очень близкого значения: мне кажется=мне думается
2 класс - суффикс -ōja- в инф и -o- в других формах. К эпохе пис.памятников: -i- и -о-. Но это не др-герм -i-, который вызывал умлаут. Он не примыкал непосредственно к корню, -о- не давала умлауту произойти (ср.эти, эта, этой). -i-, вызывающий умлаут, к эпохе пис.памятников уже не выделялся, а здесь он есть - это более позднее -i-, постумлаутное.
Hopian - hopode - hopod. От сущ hopa - надежда.
Эта модель была с самого начала очень прозрачна.
Lufu - любовь, lufian - lufode - lufod
Важно:
1. Понятный способ формообразования: корень+оконч.
По этому образцу пошли заимствования и новые глаголы, образованные внутри а.я. Совпадение формы корня с сущ сохраняется через века: hope - to hope, love - to love. Послужило образованию словообразования по конверсии. Но эти слова псевдо-конверсивы, суффиксы потом отпали.
3 класс.Значение и форму суффикса трудно вычленить: -ai- или -ē-.
В д-а к 3 классу относилось 3 глагола: habban-hæfde-hæfd (have)
Libban-lifde-lifd (live)
Secзan-sæзde/sæde-sæзd/sēd (say)
3 класс в д-а представлял собой модель, в которой в 1ой форме конечный согласный имел следы западно-герм удлинения, всегда был геминированным, а во 2й и 3ей форме он был представлен соответствующими щелевыми, подобного места артикуляции: b - fd, cз - d.
live: по фонет.признакам сливается с продуктивной моделью и уходит в будущие правильные глаголы.
Say: первую форму от второй отличал корневой гласный. Со временем стало sey - said/sed. Но дифтонги ey и ay сливаются в [ə]. Sey становится say. 2 форма: написание осталось от said, а произношение от sed.
Have: hæd>hed, f выпадает из-за того, что глагол все чаще и чаще используется как вспомогательный, стоит в неударной позиции, упрощается. В результате, have сохраняет принадлежность к неправильным глаголам.
Развитие сильных глаголов.
С-а период. Основные моменты:
1) взаимовлияние 3 и 4 форм - так развиваются 2 и 3 классы, по образцу 1-го. Развитие в пользу 2й формы по образцу 6 и 7 класса - у 4 и 5 класса.
2) уничтожение чередования по закону Вернера (осталось только was-were. Остальное выравнивается)
3) в глаголах происходили фонетические изменения в корне. Из них важнейшим является удлинение корневого гласного: в 4 и 5 классе, т.к. слог открыт, также в 3 классе, где после n идет d - findan -> fiindan (в с-а это было не очень заметно, предпочитали не писать)
В результате, разнобой в 3 классе еще больше увеличился: стало 4 подкласса - findan и ringan разделились. Это усиливало впечатление неясности словообразовательных моделей.
4 и 5 класс в с-а начинают сливаться в пользу 4-го. Это видим у Чосера.
4. Beren-bar-bren-boren
5. Treden-trad-trde-treden/troden
So had I spoken(5 класс) with...
Буква «о» оказывается такой агрессивной, что проникает во 2 и 3 форму. Treden-trod - troden (ступать)
В р-на:
1) заканчивается формирование парадигмы из 3 форм. В 1 классе побеждает форма претерита ед.ч.во всех глаголах, кроме bite. Во 2 классе побеждает форма мн.ч. В 3 классе по-разному, в основном форма мн.ч. find-found-found, но ring-rang-rung. В 4 и 5 классе побеждает гласный прич2, и эти классы полностью совпадают. В 6 и 7 классе ед.и мн.ч пр.времени итак были одинаковы.
2) наличие/отсутствие суффикса прич2
Безударное окончание инфинитива терялось уже в с-а, и прич2 в с-а выглядело так:
Зe-treden, зe-writen, зe-funden
В северных графствах: writen, в южных: y-writ. В результате, в ранне-ново англ в лит.норму попадает форма без приставки, а насчет суффикса логики нет. Остается: speak-spoken, find-found, но ring-rung. 3 класс отбросил приставку и форма претерита и прич2 совпадала, как и у слабых глаголов. Суффикса у прич2 не было. В 5 классе различия до сих пор сохранились: англ get/forget - got/forgot, амер gotten/forgotten.
3) уменьшение числа сильных глаголов
В течение с-а и особенно р-на их число сокращается.
1й источник: глаголы просто выходили из употребления. Например, weorÞen (нем.werden) вытесняется роман.заимствованиями.
2й источник (главный): массовое дезертирстве глаголов в слабые. Help сил.3кл стал правильным глаголом. Но не все сильные глаголы, перешедшие в слабые, попадают в число правильных. Slēpen (сил.7кл по происхождению) - slĕpte. Идет по kēpen слаб.1кл - kēpte> kĕpte (перед группой согласных). Оба перешли в неправильные глаголы.
Новые глаголы франц. происхождения идут по слабым глаголам 2 класса, по прозрачной продуктивной модели. Но есть исключения: diggen - пошел по сильным: dug-dug. Catchen пошел по tæchen - taught-taught слаб. 1кл.
Развитие слабых глаголов.
1й класс подразделяется на те, которые пойдут по продуктивному типу с прозрачной моделью, и те, которые присоединятся к непродуктивному типу и в итоге попадут в будущую группу неправильных глаголов.
1класс неправ: sell, teach, seek и оканчивающиеся на l,n, r, v, rd, nd, ld (присоединяющийся к ним суффикс оглушался: dealt, send, went, bent).
Wendan-wende-wended перешло в
Wenden-wente-went
Wenden становится отдельным словом (to wend one's way)
Wente-went становится супплетивным претеритом глагола зān/зangan-ēode-ēod, у которого 2я и 3я формы вытесняются.
2й класс формировал основу будущих неправильных глаголов. К ним присоединятся:
1. Несколько глаголов 1 класса слабых deem-deemed.
2. 3 класс live-lived.
3. Все заимствования (единственное заимствование take из сканд как было в 6 классе, так и осталось)
3й класс разрушился.
К концу этого процесса мы имеем 2 класса:
1. Правильные (на базе слабых)
2. Неправильные: 1) все оставшиеся сильные 2) слабые 1кл неправильные 3) слабые 1кл с оглушением на конце 4) 2 оставшихся глагола 3 класса have, say.