Англосаксонские племена на континенте и их переселение в Британию.

Древнегерманские языки - языки раннего средневековья - делятся на три крупные ветви: 1) восточную, к которой относится готский, 2) северную, включающую скандинавские языки - древнешведский, древненорвежский, древнеисландский и древнедатский и 3) западную, в которую входят древневерхненемец­кий, древнеанглийский, древнесаксонский, нижнефранкский и фриз­ский.

Германские племена объединялись в крупные племенные союзы; именно эти племенные союзы перечисляет в своей классификации Плиний. Плиний делит германцев на шесть больших групп:

1) Виндилы; сюда входили восточногерманские племена: ван­далы, готы и ряд других племен.

2) Гиллевионы - северогерманские племена, жившие в Скан­динавии: свионы, даны, гауты и другие.

3) Герминоны - племена, жившие к востоку от Рейна: алеманны, швабы, лангобарды и другие.

4) Иствеоиы (искевоны) - франкские племена, жившие по течению Рейна.

5) Ингевоны (ингвеоны) - англы, саксы, фризы, юты, тев­тоны, кимвры и другие, населявшие Ютландский полуостров и по­бережье Северного моря к западу от Ютландии.

Шестую группу - бастарнов и певкинов - Энгельс вклю­чает в группу виндилов.

Пять перечисленных групп хорошо укладываются в ранее при­веденное деление их языков на три группы: виндилы - восточная группа, гиллевионы - северная группа, герминоны, искевоны и ингевоны - западная группа.

Для германцев эпохи Тацита характерен общинно-родовой строй. Основным их занятием было скотоводство, но уже намечался пере­ход к примитивным видам земледелия. Земля принадлежала общине и обрабатывалась совместно всеми членами рода. Высшая власть принадлежала народному собранию; более мелкие вопросы решались советом старейшин, а на время военных походов избирался военный вождь. Впоследствии власть вождя стала наследственной, т. е. превратилась в королевскую власть.

После ухода римских легионов, несших военную охрану Британии, бритты остались фак­тически незащищенными от внешних врагов. Именно захват Британии этими гер­манскими племенами-англами, саксами, фризами и ютами - ока­зался решающим для ее дальнейшей судьбы.

Согласно преданию завоевание Британии германцами началось в середине V в. Подробности этого завоевания нам неизвестны. Никаких письменных свидетельств от этого времени не сохранилось: римско-кельтская культура была разгромлена, а завоеватели-гер­манцы находились на значительно более низкой ступени культур­ного развития. Не совсем ясна и судьба самих бриттов; предпола­гается, что часть их ушла в горы Уэльса, а другая часть - на полуостров Арморика (на континенте), который стал называться Бретанью.

К концу VI в. германцы окончательно осели на всей территории Британии за исключением горных районов: Шотландии, Уэльса и Корнуолла. Германские племена расселились следующим образом: англы заняли наибольшую часть территории - от границы Шотлан­дии до долины Темзы; саксы расселились по долине Темзы и к югу от нее; юты осели в юго-восточной части острова, которая с тех пор и до нашего времени носит название Кента. Неясна судьба фризов, несомненно участвовавших в нашествии на Британию.

Лингвистические данные указывают на наличие в древнеанглийском фризских элементов, однако фризы не образовали отдельного государства. Вернее всего, они смешались с саксами и ютами.

Образование диалектов древнеанглийского (да.) языка и их соотношение с племенными диалектами. Роль Уэссекского диалекта.

Германцы образовали семь королевств; это были (считая с се­вера на юг) Нортумбрия, состоявшая из двух частей - Берникии и Дейры, в центральной части - Мерсия и к востоку от нее - Восточ­ная Англия, к югу - Эссекс, Суссекс и Уэссекс и на юго-востоке - Кент. Эти семь государств в дальнейшем объединились в четыре основных королевства- Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс и Кент, в гра­ницах которых образовались четыре диалекта: нортумбрийский, мер­сийский, уэссекский и кентский. Таким образом, мы видим, что племенной принцип был нарушен после переселения германцев в Британию: одно племя – англы - образовало два государства - Нортумбрию и Мерсию; соответственно, нортумбрийский и мерсийский диалекты представляли собою продолжение и разветвление племен­ного диалекта англов в новых условиях территориально ограничен­ных варварских королевств. С другой стороны, фризы как племя совершенно исчезли, не образовав особого государства, и, соответ­ственно, среди древнеанглийских диалектов мы не находим фризского. Иначе говоря, дальнейшее развитие диалектов происходит в терри­ториальных рамках; племенной принцип заменяется территориаль­ным; развитие диалекта определяется границами государства, в ко­тором на нем говорят. Кельтские диалекты того времени не оказали существенного влияния на язык победителей.

Четыре англосаксонских ко­ролевства вели между собою постоянную борьбу за гегемонию. Вначале главенствующее положение принадлежало то Нортумбрии, то Мерсии, но в первой половине IX в. Уэссекс занял бесспорно ведущее место.

С возвышением Уэссекса начинают, видимо, стираться резкие грани между англосаксонскими государствами; по крайней мере, слово Angelcynn-буквально, «род англов» - начинает употребляться по отношению ко всем жителям Британии, независимо от их принад­лежности к англским или саксонским государствам, a Englelond - обо всей стране (хотя это название возникло как обозначение «страны англов»). Очевидно, с этого времени можно говорить об образовании английской народности.

Еще в конце VI в. началась христианизация Британии. К кон­цу VII в. христианство утвердилось во всей стране. Введение хри­стианства сыграло очень важную роль в дальнейшем государствен­ном и культурном развитии англосаксонских государств. С одной стороны, христианская церковь с самого начала вела постоянную борьбу с короной, представлявшей светскую власть, за расширение прав церкви на участие в управлении страной; строились монастыри, стремившиеся получить большие земельные наделы; был введен осо­бый налог («десятина») в пользу церкви. С другой стороны, мона­стыри стали центрами образованности, которая в Англии, как и везде в средневековой Европе, носила клерикальный характер. При монастырях создавались библиотеки из рукописей, переписываемых монахами, велись летописи. Таким образом, весьма важным фактом культурного влияния церкви было создание письменности.

Наши рекомендации