Этапы работы над орфографическим правилом.
Для того чтобы обеспечить лучшее понимание данного материала, мы покажем Вам этапы работы с орфографическим правилом на конкретном примере.
Правило: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые
оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Я.
Этап№1.
Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации, цель которой – мотивация изучения правила.
Сел – С?ел
(за парту) Ь/Ъ (яблоко)
Путь объяснения – индуктивный (здесь возможен и дедуктивный путь, так как правило одновариантное)
Для учителя важно, проанализировать текст правила.
Можно составить краткую таблицу:
знания, которые необходимо актуализировать. Раздел «грамматика». | части правила (по ним задаются вопросы для выборочного чтения) |
Что такое приставка. Особенности согласных букв. Какие гласные относятся к йотированным. Ъ не обозначает звука. | 1) Ъ пишется после приставок. 2) Приставка оканчивается на согласный 3) После приставки идет Е, Ё, Я 4) Смыслоразличительная роль Ъ: меняет значение слова (сел – съел) Этого нет в тексте правила, добавляет учитель. |
Этап №2.
Коллективное выведение правила.
- вспомнить, когда пишется разделительный мягкий знак. ( в корне слова перед гласными Е, Ё, Я, Ю,И)
- выделить корень или приставку. ( в слове с?ел приставка – с, корень – ел, значит в этом слове пишется разделительный твердый знак)
Этап №3.
Озаглавливание правила.
Этап №4.
Работа с текстом правила ( только в этот момент дети открывают учебник!!!). Выделение частей.
- Какой знак (буква) пишется после приставок?
-На какую букву должна оканчиваться приставка?
- Перед какими гласными пишется Ъ?
- Когда возникает опасность перепутать Ь и Ъ? ( перед гласными Е, Ё, Я)
Этап №5.
Анализ примеров и обозначение новой орфограммы.
Въехали
- Объясни, почему в этом слове пишется Ъ.
- Запиши пример в тетрадь.
УСВОЕНИЕ ПРАВИЛА
Этап №6.
Уточнение необходимого способа действия: составление памятки или алгоритма.
1) Выделяю корень.
2) Выделяю приставку.
3) Смотрю, на какую букву оканчивается приставка.
4) Если на согласную букву, а корень на Е,Ё,Я, то пишу Ъ.
Составление схемы правила:
| |||||
Согл.
Е
Ё
Я
съел
Этап №7.
Первичное закрепление.
- составление рассуждения на конкретных примерах.
- отработка алгоритма ( лучше сопровождать работой на доске).
- при проверке обязательно задействовать речедвигательный и слуховой факторы ( можно организовать работу в парах)
ПРАКТИКА
Этап № 8
Монолог ученика
- Выделяю корень слова. Смотрю на какую букву начинается корень. Корень в слове съел начинается на е.
- Выделяю приставку в слове. В слове съел приставка с.
- В слове съел пишу Ъ, т.к. приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной е.
Тема №3.
Виды упражнений на закрепление орфографических умений.
Орфографической навык – это автоматизированные компоненты осознанной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями, которые проводятся систематически.
Цель орфографических упражнений:
а) формировать умение «видеть» орфограмму в слове;
б) способствовать овладению операциями, обеспечивающими применение правила;
в) устанавливать связи между частными операциями, т.е. включение их в единую
систему действий;
г) уточнить для учащихся сущность и формулировку правил.
Орфографические упражнения
Слуховые зрительные
Нельзя отдавать предпочтение только слуховым или только зрительным упражнениям.Однако начинать надо именно со слуховых, затем переходить к зрительным, далее интегрировать оба типа упражнений.
Выбор упражнений определяется самим правилом.
В подборе упражнений идём от простого к сложному: сначала даются слова только на изученную орфограмму (слуховые и зрительные упражнения); затем слова, словосочетания и предложения с сопоставимыми орфограммами; далее предложения или небольшие тексты с другими орфограммами.
Орфографические упражнения
по форме упражнения по характеру решаемой задачи
(списывание, диктант, творческая работа) (орфографическое упражнение,
упражнение комплексного вида)
Грамматико-орфографический разбор | Списывание | Диктанты | Лексико- орфографи ческие упражнения | Творческие работы |
Часто сопутствует другим видам работы. Как самостоятельный вид: 1.Разбор слов (из текста учебника, предложенных учителем). 2.Разбор проверенных учителем работ (работа над ошибками). Комментированное письмо (орфографическое про- говаривание) - произнесе ние слова так, как будтовсе фонемы представлены своими сильными позициями. | Это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста. Списывание без зада ний. Списывание с задания ми: а) вставить пропущенные буквы; б) преобразовать формы слов; в) выбрать формы написа ния (иногда с исп. слов для справок); г) подобрать проверочное слово; д) подчеркнуть орфограммы е) перегруппировать по каким-либо признакам (классификадия, выбороч ное списывание, восста новление деформирован- ного текста). | Это запись на слух воспринимаемого текста. Виды. Предупредительный. Объяснительный. Выборочный. Свободный. Самодиктант (или письмо по памяти). Диктант «Проверяю себя» (письмо «с дырка ми»). Творческий. Проверочный. Контрольный. | Упражнения, учитывающие связь лексики и орфографии. | Орфографические упражнения с чётко выраженной направленностью на развитие речи. Используются на уроках закрепления и обобщения знаний. Диктанты: свободный, творческий, с продолжением. Сочинения и изложе ния (грамматического характера, на изученные орфограммы). |
Тема № 4.
Словарно орфографическая работа на уроке русского языка.
Словарно-орфографическая работа - изучение правописания ( или закрепление написания) слов, непроверяемых или трудных для учащихся начальных классов. Обязательный этап урока русского языка.